В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`У нас в гостях зам. председателя комитета ГД по информационной политике Борис Резник` Назад
`У нас в гостях зам. председателя комитета ГД по информационной политике Борис Резник`
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - У нас в гостях зам. председателя комитета ГД по информационной политике Борис Резник. Здравствуйте. Тема, которая сегодня появилась в российской прессе, наверняка, получит продолжение. Как пишут "Ведомости", в течение этого месяца Дума должна рассмотреть во втором чтении проект закона о противодействии терроризму. И некоторые его положения затрагивают работу СМИ во время чрезвычайных ситуаций. Прежде всего, о самом положении, которое было одобрено в первом чтении, что оно предусматривает?

Б. РЕЗНИК - Оно предусматривает очень простое. Подчинение всех участников антитеррористической операции, в том числе и СМИ так называемому штабу по проведению антитеррористической операции. То есть спецслужбам. Они должны определять, кого пускать, кого не пускать, что можно показывать и писать, чего нельзя. И, в общем, полностью журналисты по логике авторов законопроекта должны стать подчиненными спецслужбам.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Полноправными участниками штаба только с множеством обязанностей, но почти без прав.

Б. РЕЗНИК - Без прав абсолютно.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - В этой связи, наверное, не удивительно, что поступили к этому законопроекту замечания из администрации президента. Вы получили их?

Б. РЕЗНИК - Я являюсь одним из авторов поправок, которые как раз звучат в логике этого письма президента. Мы тоже против того, чтобы ограничивать свободу прессы, даже в таких чрезвычайных ситуациях как антитеррористическая операция. Я считаю, что это должны быть вопросы саморегулирования. То есть журналисты сами должны определять и моральные какие-то качества и человеческие, нужно подсказывать тем людям, которые профессиональные, которые будут участвовать в антитеррористических операциях, что можно показывать, что нельзя. И тут должно быть сотрудничество со спецслужбами, то есть они должны в поисках истины сверять представления. Если не дай Бог расчлененное тело, его крупным планом, что у нас бывало не раз, снимают и показывают по телевидению и мать где-то увидит своего ребенка, это будет еще одна драма, трагедия. И с точки зрения просто воздействия на психику человеческую. То есть журналист должен ответственно подходить к тому, что он показывает, пишет.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Последний крупный теракт, с которым столкнулась наша страна, был около полугода назад в Беслане. Но по следам тех событий можно ли сказать, что тогда уже без всякого закона журналисты показали, что ведут себя ответственно и достаточно корректно подавали информацию в эфире и на страницах.

Б. РЕЗНИК - Вы знаете, я бы не стал утверждать столь категорично. Но то, что сделали выводы какие-то соответствующие из того, что происходило на Дубровке, это так. Хотя было много лжи, и эта ложь транслировалась по всем телеканалам, вспомните количество заложников. Говорили совсем о минимальном количестве, потом как снежный ком цифра возрастала, наконец, до тысячи человек.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Но вот вопрос достоверности, ведь в большинстве ситуации журналисты просто транслировали слова официальных лиц.

Б. РЕЗНИК - В том-то и вопрос. Они знали правду. Потому что очень простая арифметика, количество учащихся помножить на количество родителей, учителей прибавить какую-то пропорцию. И получалась та самая цифра в тысячу человек. Все знали, что там тысяча, но говорили о том, что там около 300, около 200.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - В законе должна быть прописала ответственность работников вот этих оперативных антитеррористических штабов, а не только или не столько журналистов.

Б. РЕЗНИК - Безусловно, там эта норма прописана, что они должны выдавать достоверную информацию, информировать. Но то, что прописано в законе, к великому сожалению, не всегда бывает в жизни. Потому что они хотят всегда преуменьшить масштабы, не дать полную исчерпывающую информацию. Журналист профессионал должен добыть эту информацию, и он должен нести ответственность, уже тут ответственность его будет, правду он напишет или нет.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Так нормы или порядок ответственности для должностных лиц надо ввести. Будет знать руководитель субъектов федерации, что ему нечто грозит за ложные сведения, тогда тот же Дзасохов, если бы закон действовал полгода назад, выбирал бы иные слова и давал бы другие данные.

Б. РЕЗНИК - Безусловно. Я с этим абсолютно согласен. Вообще должно быть профессиональное взаимодействие, я согласен с той нормой, что волею судеб во время особых случаев журналист становится как бы участником вот этой антитеррористической акции, и он должен выстроить отношения. Отношения нельзя декларировать со стороны начальников штабов и так далее, они должны с доверием относиться к прессе и пресса должна ответственно относиться к тому, как отразится, отзовется их слово. Ответственность за слово выше слова в данном случае. Потому что здесь действительно и жизнь человеческая и состояние общества.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Поправки к закону о противодействии терроризму разрабатывает несколько профильных комитетов, которые связаны с этим конкретным законом. И вот к вашим предложениям по некоторой либерализации документа как относятся ваши коллеги из комитета по безопасности?

Б. РЕЗНИК - У нас, в общем, мира нет, что называется и единомыслия по этой проблеме. Я с пониманием отношусь к их позиции, потому что действительно я еще раз хотел бы повторить, накладывает особая ситуация особую ответственность на журналистов.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - То есть они настроены жестко?

Б. РЕЗНИК - Да, жестко, не пускать. А у нас вообще, к сожалению великому в Думе, уже я избираюсь второй раз по одномандатному округу в ГД...

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - И в последний раз это было.

Б. РЕЗНИК - Да, это правда. Огромное количество попыток за это время было выстроить, что называется по шнурку прессу. Что пресса должна быть управляемая.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Она должна быть встроена в вертикаль.

Б. РЕЗНИК - Да, и указание четко выполнять и писать то, что нужно. И если она пишет то, что не следует, по мнению некоторых, то тут возникает коллизия, что во всем виновата пресса. Вот у нас пресса не хочет видеть достижений наших экономических, еще чего-то, вот поэтому идет вроде бы не та информация. И радует, что пока гарант Конституции Владимир Владимирович Путин как бы попытки вот эти узду набросить на прессу, явные демонстративные и откровенные все-таки их приостанавливает. Недавняя ситуация с законопроектом - сцены насилия не показывать, убрать обнаженку и так далее. То есть в принципе постановка вопроса правильная, не должно быть насилия на телевидении, но это опять-таки вопрос саморегулирования. Когда редактор выпускает нечто в эфир, он должен думать о том, а как его дети посмотрят эти сцены, как они отразятся на психике и так далее. Но если исходить из логики коллег, что нет никаких критериев, нельзя тогда "Отелло" показывать и "Неуловимых мстителей" и "Броненосец "Потемкин". И вообще все искусство наше низвести. И все-таки, несмотря на то, что возражал весь комитет по информационной политике против принятия поправок, Дума проголосовала "за", поддержал Думу Совет Федерации и только президент приостановил это безобразие.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Сейчас вы надеетесь, что позиция президента поможет в этой ситуации?

Б. РЕЗНИК - Я просто в этом уверен. Потому что, к сожалению великому, я не сторонник того, что изрекает, говорит президент, что это стопроцентно правильно, но у нас ситуация такая, когда Дума наша как в партийные времена колеблется вместе с генеральной линией.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Вы, кстати, член фракции "Единая Россия".

Б. РЕЗНИК - Я не член партии "Единая Россия". Я по многим позициям голосую против. Я голосовал против монетизации и выступал в газете "Известия", и по телевидению и на радио.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Но в целом "Единая Россия", я имею в виду, все-таки парламентскую фракцию, она внимательно следит и прислушивается к тому, что говорят в Кремле.

Б. РЕЗНИК - Наверное, это правильно, правящая фракция, они считают себя, я не считаю, что это правящая партия какая-то, но фракция, которая обладает большинством, и я очень по многим позициям президента поддерживаю, но далеко не по всем.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Диссидентствующий депутат Борис Резник сегодня в гостях на "Эхо Москвы". Еще несколько тем, которые связаны, так или иначе, с работой СМИ. Для очень многих, по крайней мере, в крупных городах столицы серьезным источником информации является Интернет. Это и средство общения. В том числе и поставщик новостей. Не так давно из уст одного из руководителей федерального агентства по печати господина Романченко прозвучала идея о введении своеобразных фильтров содержания интернет-сайтов, разумеется, как всегда в благих целях, для того чтобы оградить потребителей от всего плохого, что встречается в глобальной паутине. Сегодня кстати, из другой структуры из Министерства информационных технологий и связи прозвучали слова совсем другого свойства. Леонид Рейман выступил против ограничительных фильтров. Вот эта дискуссия об Интернете и контроле за ним ведется уже достаточно давно. Но пока никаких серьезных шагов в этой сфере вроде бы не сделано. На ваш взгляд, как долго еще этот паритет продержится и свобода Интернета?

Б. РЕЗНИК - Главное, чтобы не набросили уздечку, это попытки уже многократные. В Думе 3-го созыва была инициатива, исходящая от фракции КПРФ и ЛДПР...

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Ю. М. Лужков часто выступает.

Б. РЕЗНИК - Да, понимаете, Интернет это та отдушина, где люди могут узнать правду. Не фильтрованную, к счастью пока что.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Это только растительное масло фильтрованное хорошее.

Б. РЕЗНИК - Да, да. Вот информация должна быть разной и умный человек должен воспринимать критически иногда то, что там бывает в Интернете. Когда почитаешь "Компромат.ру" и какие-то другие материалы, понимаешь, что это в чьих-то интересах естественно. "Qui prodest", как говорили древние - кому выгодно. И так далее. То, что удовольствие в разнообразии, - как говорил Жан Жак Руссо, можно любую информацию выудить и посмотреть.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Интернет мозги заставляет работать.

Б. РЕЗНИК - Заставляет работать. Фильтр есть, но это собственная голова пока что. Когда поставят другие фильтры, это будет плохо.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - В виде головы какого-нибудь министра.

Б. РЕЗНИК - Это голова уже чиновного человека, который будет отбирать, что можно показывать, читать, чего нельзя.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - А в вашем комитете, что по поводу Интернета думают?

Б. РЕЗНИК - Официально пока мы не рассматривали эту проблему в этот период времени. До этого у нас были темы, и обсуждали, и комитет обсуждал, но пока удавалось противостоять попыткам фильтровать информацию.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Теперь о телевидении поговорим. Все-таки это самое масштабное СМИ, которое, наверное, более всего влияет на умы сограждан. Вот Николай пишет на наш пейджер: "Уважаемый Борис Львович, мы уже очень хорошо знакомы с внутренним стержнем журналистов и телевизионщиков. Секс и преступления льются потоком". Я зацепился за этот вопрос, а продолжение будет чуть иное. Может быть, в этой связи стоит поддержать инициативу создания православного телеканала или военно-патриотического под эгидой Минобороны, можно быть совершенно уверенными, что там ни особого насилия, ни секса, криминала, матерщины в эфире не будет.

Б. РЕЗНИК - Мы вообще придумали этакую панацею, чтобы не было на телевидении секса и насилия. Я являюсь одним из соавторов законопроекта об общественном телевидении. Это такое телевидение было бы, по которому были бы ностальгические, романтические, воспитательные, добрые передачи. Не было бы абсолютно рекламы, нечто подобное уже давным-давно существует в мире. Возьмите компанию Би-би-си и другие очень авторитетные какие-то компании. Общественное телевидение это спасение сегодня для отечества, кто хочет смотреть другие каналы, бога ради, а вот общественное телевидение недорого стоит, мы сделали очень обстоятельную записку о финансовых затратах. Где-то 16 рублей с одного приемника телевизионного в месяц. Я думаю, что это даже при нашей тотальной бедности достаточно небольшая сумма. Но, к сожалению, не рассматривается этот вопрос об общественном телевидении. А в свое время Михаил Лесин, будучи министром по печати, он очень справедливую вещь сказал, что надо избавляться от государственных СМИ. И даже обозначил время - в течение года у нас не останется ни одного государственного канала.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Уж нет того министра.

Б. РЕЗНИК - Министр тот, он все равно работает в этой области. Он советник президента по СМИ. Но дело в другом. Крепчает присутствие государства на всех каналах, влияние государства, и попытка теперь создать еще и ведомственное. "Звезда" вот военно-патриотический канал, я плохо представляю. То есть я за патриотизм, за воспитание патриотизма, но надо нам воспитывать патриотизм с усилиями в том, чтобы сделать страну такой, которой можно было бы гордиться. Вот это вот различие и не насаждать в мозги, что будь патриотом...

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Телевидение, какое бы хорошее ни было, оно создает иллюзию.

Б. РЕЗНИК - Понимаете, при том состоянии нашей армии либо надо замалчивать те пороки, которые сегодня существуют, и суперменов, которые пиф-паф сосредоточить на одном канале, забрав со всех других эту тематику, ее и так очень много, и с утра до ночи прославлять любимую армию. Тратя на это колоссальные деньги. Я вот только что приехал из округа, у меня там проблема - офицерам 100 рублей дают, чтобы доехать от гарнизона до города на месяц. 40 рублей стоит в один конец автобус. Это Князь-Волконка в Хабаровском крае. Живут офицеры в Хабаровске, а ездят туда, за один день они должны потратить практически месячную свою...

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - А вот посмотрит такой офицер новый телеканал, и ему станет легче и приятнее жить.

Б. РЕЗНИК - Это наверняка.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Последний вопрос, коротко очень. Вы упомянули о Лесине. Я вспомнил о его словах, о том, что можно забрать третью кнопку у телеканала ТВЦ и сделать там русский новостной Си-Эн-Эн, а для московского канала хватит и дециметров. Как вам эта идея?

Б. РЕЗНИК - Я не поддерживаю эту идею. Не поддерживаю. Вы имеете в виду, какой канал сделать, православный?

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Нет, русский такой новостной канал.

Б. РЕЗНИК - Как Си-Эн-Эн. Нечто подобное надо, чтобы были потоком новости. Потому что сегодня меня лично как журналиста, я много лет проработал в "Известиях", немножко раздражает, когда новостей нет, три дня кряду по новостным каналам одна и та же информация идет, а надо, чтобы каждый час она обновлялась.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Но не за счет ТВЦ.

Б. РЕЗНИК - Нет, конечно.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Спасибо большое. Борис Резник, зам. зам. председателя комитета ГД по информационной политике. Благодарю вас и успехов вам.

Б. РЕЗНИК - Взаимно.





Радиостанция "Эхо Москвы",

02.02.2005



Док. 310599
Перв. публик.: 02.02.05
Последн. ред.: 28.05.07
Число обращений: 261

  • Резник Борис Львович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``