В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
СТАНИСЛАВ ИЛЬЯСОВ: НАС ПРИБИЛО К БЕРЕГУ Назад
СТАНИСЛАВ ИЛЬЯСОВ: НАС ПРИБИЛО К БЕРЕГУ
КАК ВЕРНУТЬ РОССИИ СТАТУС РЫБНОЙ ДЕРЖАВЫ?

Год назад главой рыбного ведомства был назначен бывший министр правительства РФ по делам Чечни Станислав Ильясов. Его работа в новой должности совпала с административной реформой, что добавило интриги. Наш корреспондент попыталась выяснить, как наводится порядок в реках и морях и есть ли шанс вернуть России статус рыбной державы?

- Станислав Валентинович, чем объяснить, что у нас постоянно говорят о борьбе с браконьерством, а на рынках зимой и летом вовсю торгуют "левой" рыбой и икрой?

- Хочу напомнить, что сегодня не Росрыболовство, а Федеральная пограничная служба отвечает за охрану водных биоресурсов. Можно спорить о том, правильно это или нет, но факт остается фактом.

Я родился и рос на Каспии - в Кизляре, так что имею представление о масштабах браконьерства. А они таковы, что через 5-10 лет в России может вообще не остаться естественного осетра. Сейчас на долю браконьеров приходится свыше половины добываемых ресурсов. Они и лов ведут с размахом, и даже экспортируют рыбу без каких-либо разрешительных документов. А потом она возвращается как импорт - по гораздо более высокой цене.

- Охрану отдали пограничникам, чтобы они жесткой рукой навели порядок?

- К сожалению, сами по себе карательные меры в море и на суше ничего не меняют. При такой правовой базе, как сейчас, кого ни посади наводить порядок - хоть Ивана Грозного - у всех будут связаны руки. Правда, недавно приняли наконец закон о рыболовстве. Но к нему еще требуются свыше 30 нормативных актов! Мы также ждем, что в июне появится закон о прибрежном рыболовстве, а к концу года - о государственном регулировании оборота осетровых...

- Ну, положим, Иван Грозный нашел бы управу на браконьеров. А у нас для них максимальное наказание - штраф.

- Я тоже считаю, что нужны жесткие меры - вплоть до лишения свободы. Если хищения крупные, то сроки должны быть соответствующими. Но будет больше толку, если появится интерес работать честно, легально. Если, например, бизнес начнет заниматься воспроизводством ценных пород рыб, то он обязательно подключится к борьбе с браконьерами, истребляющими ресурсы.

- Кстати, много ли осетров искусственно выращивается?

- Этим занимаются на Каспии и Азове. Если в 80-х годах рыбоводные заводы производили почти 120 миллионов штук молоди в год, то в последнее время - менее 50 миллионов. Мы собираемся довести этот показатель хотя бы до 90 миллионов. Кроме того, надо расширять естественные нерестовые площадки. Многие из них утрачены при строительстве дамб, гидроэлектростанций.

- Поскольку вы только год во главе ведомства, за плачевное состояние флота с вас не спросишь. Но он хоть жив?

- Я за этот год поездил по стране, пообщался с народом, насмотрелся на кладбища кораблей. Под российским флагом ходит почти 3 тысячи судов, но большую часть рыболовецкого флота следовало бы списать. Отслужили положенный срок 67 процентов траулеров и сейнеров. Если флот срочно не обновлять, то лет через 10 добывать рыбу будет не на чем. Кстати, в советское время большую часть рыбы добывали в Мировом океане, сейчас - только 10 процентов. Нас прибило к российскому берегу. При этом десятки наших судоверфей простаивают, квалифицированный персонал распущен. Клепают малыми силами мясорубки и другой ширпотреб.

- Но что делать, если мясорубки выгоднее, чем суда?

- Надо сделать, чтобы стало наоборот. На заседании Морской коллегии премьер поручил увязать проблему загрузки судоверфей с выделением квот на вылов рыбы вновь построенным судам на период их окупаемости. Современное судно стоит 5-7 миллионов долларов. Если компания вкладывает в него деньги, то у нее должны быть гарантии, что они окупятся.

- Кадров лишились не только судоверфи. Остались ли профтехучилища, другие учебные заведения?

- Средний возраст работников отрасли достаточно высок. Позарез нужна смена. У нас есть несколько высших и средних учебных заведений, институт повышения квалификации, учебно-производственные промысловые суда. В том числе три знаменитых на весь мир учебных парусника - "Паллада", "Седов" и "Крузенштерн".

- А как вы отнеслись к тому, что в рамках административной реформы звучали предложения передать ваши отраслевые учебные заведения и науку Министерству образования?

- Тогда никто не сможет поручиться за качество подготовки специалистов для рыбопромыслового флота. Тут учеба специфическая - половина уроков в классах, а другая - в море. Добавлю, что у нас хотели и порты забрать. А ведь рыбный порт - это тоже своя специфика, своя особая инфраструктура, не имеющая отношения к транспортному ведомству. Если бы рыбных портов не существовало, их следовало придумать.

Нам давно пора не делить без конца имущество и полномочия, а убирать административные барьеры, избавляться от поборов в портах. Чтобы нашим судам было выгодно сдавать уловы на родине, а не в Японии или Норвегии. На этот счет президент дал поручения, мы готовим документы. Скоро будут внесены изменения и дополнения в законы о госгранице и порядке выезда и въезда в страну, чтобы нашим судам упростить многократные пересечения границ. Кроме того, сформирована межведомственная рабочая группа, которая утвердит единые тарифы портовых сборов.

- Однако пока в магазинах крупных городов прибавляется норвежской рыбы и прибалтийских консервов.

- Импорт действительно наступает. За 2004 год он вырос на 5,6 процента и составил 750 тысяч тонн. Но импортная рыба доступна далеко не всем. Например, норвежская стала дороже на 7,5 процента. Речь не только об их форели и семге, но даже о сельди.

Многие россияне редко видят рыбу: в год среднестатистический потребитель съедает всего 12 килограммов. Это при том, что морепродукты в рационе незаменимы. Но мы надеемся, что с этого года у нас все-таки увеличится потребление рыбы. Кстати, наше агентство принимало участие в разработке проекта стратегии АПК и рыболовства, который представлен в правительство. Мы считаем, что нужна системная господдержка этих отраслей. Нельзя дальше мириться с тем, что окруженная морями страна сидит на безрыбье.

- Может случиться, что рыбный вопрос за нас вообще решат импортеры, когда с вступлением России в ВТО придется распахнуть границы.

- Должен признать, что к жесткой конкуренции мы не готовы. Вот если государство поддержит отрасль, то есть возможность к 2010 году вдвое увеличить уловы. Мы не просим бюджетных миллиардов. Нам нужен только закон о господдержке судостроения и освобождение импортного оборудования для флота от таможенных сборов и НДС. У нас уже появились суперсовременные перерабатывающие предприятия - например, на Курилах. Уверен, их число будет расти.

- Говорят, в рыбной отрасли тоже есть олигархи. Так, может, пора их потрясти?

- Олигархи в привычном понимании этого слова отсутствуют. Есть с десяток крупных компаний, но там и близко нет таких прибылей, как у сырьевиков. Нет монополизма и среди крупных рыбопромышленников.

No 073 за 26.04.2005     
Владимирова Елена
Trud No 073 за 26.04.2005: весь номер    

Док. 310236
Перв. публик.: 26.04.05
Последн. ред.: 28.05.07
Число обращений: 361

  • Ильясов Станислав Валентинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``