В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Стенограмма выездного заседания Социально-консервативного клуба (Челябинская область) ЧАСТЬ 1 Назад
Стенограмма выездного заседания Социально-консервативного клуба (Челябинская область) ЧАСТЬ 1
Председательствует Шувалов Ю.Е.

Шувалов Ю.Е. Разрешите открыть наш сегодняшний "круглый стол", который проходит на выезде в Челябинской области.
Всем участникам-депутатам и участникам - членам Клуба социально-консервативной политики очень приятно находиться здесь. Я могу выразить общее мнение, потому что мы находимся здесь второй день и наполнены впечатлениями о Челябинской области, о Садкинском районе, о прекрасной природе, о людях, живущих здесь, о руководстве, думающем о народе.
И, если можно, я скажу два слова для тех, кто впервые участвует в заседании Клуба, что такое "Центр социально-консервативной политики", какие мы задачи решаем. И потом мы перейдем к обсуждению очень важной темы, темы возрождения ценностей семьи, поддержки детства и материнства, темы помощи семьям, в которых сейчас, к сожалению, неблагополучные дети.
Мы послушаем об опыте той программы, которая здесь реализуется - попросим с докладом выступить Коростылёва Сергея Павловича, который руководит программой, о которой мы много слышали и сейчас воочию увидели своими глазами, что это действительно программа в действии, она имеет практические результаты.
И, безусловно, мы здесь еще и потому, что понимаем, что такие программы нужны сейчас для того, чтобы реализовывать их не только в Челябинской области, но и в других регионах нашей страны.
Но первые мои слова все-таки о том, что такое Центр социально-консервативной политики.
Мы организовались в январе 2005 года, в момент, когда не пошел 122- й закон, когда общество не поняло действия власти. Мы чувствовали (кто находится в парламенте Российской Федерации), что ответственность у нас общая с исполнительской властью. Хотя нам казалось, что мы сделали всё необходимое для того, чтобы законодательно предусмотреть, чтобы решения, которые принимались, пошли во благо населению. К сожалению, люди не поняли нас, и мы создали Центр для того, чтобы более взвешенно принимать решения, а главное доводить до населения то задуманное властью, что реализуется во благо в соответствии с тем курсом, который проводится, начиная с 2000 года, курс, направленный на созидание и развитие России в целом.
И в результате нашей деятельности мы обсуждали не только 122-й закон, а много других решений. Мне показалось, и нам всем уже кажется, что нам удалось создать механизм в парламенте, который позволяет проводить общественную экспертизу тех решений, которые принимаются властью, и во многом влиять на те решения, которые недостаточно проработаны, недостаточны разъяснены обществу.
Но эта работа только в начале. Тем не менее нами уже разработаны стратегические подходы к развитию. Они заложены в решениях "Единой России" - наиболее близкой по духу политической силе, наиболее влиятельной политической силы сегодня в парламенте. Мы опираемся на парламентское большинство. Большая часть участников работы Центра - это члены партии "Единая Россия", занимающие достаточно серьезные руководящие позиции в "Единой России".
Мы обеспечиваем работу не только парламента, но сегодня мы работаем совместно с Генеральным Советом партии "Единая Россия", лично с Председателем - Грызловым Борисом Вячеславовичем. И сегодня мы говорим о том, что нас удалось сформулировать основные идеологические принципы "Единой России". Как нам видится, они должны быть социально-консервативными. В основе социально-консервативного подхода мы видим реализацию социальной политики, которая не противоречит задачам экономического роста, а наоборот открывает дополнительные возможности. Сегодня мы убедились в том, что именно этот подход является единственно правильным на сегодняшний день в Российской Федерации. Эта социально-консервативная политика проводится в интересах большинства граждан нашей страны, мы сориентированы на то, что власти не безразлична судьба каждого конкретного человека, его интересы ставятся во главу угла в проведении всех решений. Решения должны приниматься на основе консенсуса и широкой дискуссии в обществе с привлечением общественных организаций, бизнеса и властей различных уровней. Такой подход, такая дискуссия, которая нами организуется, дает результаты. Мы видим в Послании Президента идеи, которые нам близки и понятны. Мы уже не формально их поддерживаем априори, а поддерживаем внутри себя, нам кажется, что это наша программа. Президент предлагает нам подходы к реализации той стратегии, которую мы видим, и нам очень приятно, что в последнем Послании, во-первых, обращено внимание на необходимость решения задач, поставленных в предыдущем Послании - решение задач экономического роста и конкретизированы задачи, связанные с социальной политикой.
Вот в целом то, что представляет собой Центр.
Сегодня мы открываем новую страницу нашей деятельности - объединяя усилия с людьми, работающими на территории, с муниципалитетами, с региональными властями, с партией "Единая Россия" в регионе, мы видим, что здесь организуется своего рода прорыв по двум направлениям: социальное партнерство и развитие инфраструктуры. Инициатором нашего приезда и во многом тех идей, которые реализуются здесь, Сергей Павлович Коростылёв. Поэтому мы в этом человеке видим человека федерального мышления, нашего единомышленника. И я прошу вас выступить с докладом на тему семьи, детства и вопросов, связанных с безнадзорностью и беспризорностью.
Коростылёв С.П. Добрый день, уважаемые гости и коллеги, друзья!
Тематика нашего сегодняшнего мероприятия исключительно важна для будущего нашей страны. Это еще раз подтвердило Послание Президента от 10 мая этого года, в котором демография стала ключевой темой.
Надо сказать, что демографическая проблема страны как целое является комплексом сложнейших и взаимосвязанных проблем. И мы на своем опыте убедились, как сложно охватить все возникающие в реализации программы нюансы. Мало только добиться появления ребенка на с веет. Убежден, что демографические проблемы страны основаны не только на нежелании иметь детей, на откладывании заведения потомства, но и на том, что запросы семей, запросы матерей и семей на обеспечение детей медициной и образованием, общие материальные запросы повысились. А вся инфраструктура детства в стране в целом к этому не готова. А во многих местах просто деградировала, и все знаете тому множество фактов.
Учитывая все это, мы здесь, в Садки, в течение ряда лет, начиная с 1996 года, стараемся в меру своих сил исправить все недостатки этой инфраструктуры, а говоря проще, сохранить все лучшие традиции и стандарты и создать новые. С результатами нашей работы вы могли ознакомиться. Я буду рад услышать от вас отзывы, предложения, критику и пожелания в дальнейшем.
Хочу подчеркнуть главное. В развитие положений президентского Послания мы должны решать вопрос не только о количестве, но и о качестве подрастающего поколения, о его физическом и нравственном здоровье, о его интеллектуальном и культурном развитии. Именно на это и направлены наши основные усилия сегодня.
И эта задача не является для нас ни побочной, ни благотворительной. Решая эту задачу, мы просто стараемся правильно расставить приоритеты в вопросе: что, для чего существует. Мы убеждены, что и производство, и торговля, и вся инфраструктура в конечном счете существует для блага живущих и работающих здесь людей. В этом мы видим (как сейчас принято говорить) свою социальную ответственность, а говоря проще, нравственный долг перед обществом.
Еще десять лет назад, стремясь преодолеть последствия социального сиротства, мы приступили к реализации ряда проектов по оказанию всесторонней помощи детским домам по созданию в них насколько возможно комфортных условий бытового и психологического характера для детей-сирот, которые содержатся в детских домах. В рамках этих проектов обустраивались, ремонтировались, комплектовались современной техникой и мебелью детские дома, причем не только Садкинском районе. На определенном этапе работы нам стало очевидно, что такие программы при всей своей важности и необходимости... Еще раз убеждены в том, что сегодня есть детские дома, и мы должны им помогать, должны ремонтировать, должны работать психологи в этом направлении. Но нам показалось, что недостаточно эффективно, поскольку будучи мерами скорой помощи, они направлены на минимизацию последствий, но не на устранение причин сиротства. Нам стало ясно, что помощью таких программ едва ли удастся остановить неуклонный рост числа родителей, лишенных родительских прав, и детей, помещаемых в сиротские учреждения. А сами эти учреждения, какие бы идеальные условия в них не создавали, вряд ли способны заменить ребенку полноценную семью. Даже можно говорить не только о полноценной семье, если ребенок будет воспитываться в обществе, это будет уже хорошо для него.
Нам стало ясно, что состояние социальных проблем детства требует поиска качественно новых, наиболее эффективных подходов и стратегий их решения. Мы решили помогать семье, иногда попросту спасать семью. И многолетний опыт нашей работы в области социальной защиты детства показывает, что эффективное решение проблем социального сиротства, беспризорности и безнадзорности связано с внедрением профилактических программ, в центре внимания которых находится семья.
В 2002 году по инициативе компаний и холдинга - группа "Магнезит" - Администрацией Садкинского района при поддержке губернатора Сумина Петра Ивановича, Администрации и Законодательного Собрания Челябинской области, была разработана и начата реализация в городе Садки и в Садкинском районе комплексная профилактическая программа "Семьи и дети группы риска". Работу по концептуальной проработке и научному сопровождению программы по нашему предложению возглавил член-корреспондент Российской академии образования профессор Артур Александрович Рьяну(?), который присутствует здесь у нас.
Эта программа начала действовать на территории Садкинского района в апреле 2002 года (четыре года назад.)
Что мы называем семьями группы риска? Это пограничные группы семей, где родители находятся на грани лишения родительских прав и семьи, где присутствуют один или несколько негативных факторов.
Позже мы условно квалифицировали семьи группы риска на четыре категории.
Первая категория - асоциальные. Оба родителя злоупотребляют алкоголем, не работают, жилищные условия не соответствуют элементарным санитарно-гигиеническим требованиям. Воспитанием детей никто не занимается.
Вторая категория - неблагополучные. Один из родителей злоупотребляет алкоголем, один из родителей безработный. Процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями.
Третья категория - проблемные. Малообеспеченные, многодетные, неполные, с больным ребенком. Справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.
Четвертая категория - внешне благополучные, родители трудоустроены, спиртными напитками не злоупотребляют, но ребенок имеет значительные психолого-педагогические проблемы.
Но прежде чем все эти семьи попали в поле зрения заинтересованной общественности, предстояло такие семьи выявить. И по моему убеждению это была очень большая и очень нужная работа. Нужно было социальным службам и всем нам разобраться, чего мы хотим и как мы хотим добиться.
В самом начале работы мы пошли по пути координации работы большого числа служб. На самом-то деле проблемами детства занимаются очень многие: образовательные учреждения, органы опеки, органы социальной защиты населения, органы милиции и здравоохранения и т.д. Но каждый из них отрабатывает свою тему - одни воспитывают и учат, другие помогают материально, третьи лечат, четвертые пресекают правонарушения несовершеннолетних. Есть, однако, русская пословица, что у семи нянек дитя без глазу.
Мы понимали задачу так (не хочется обижать соцслужбы), чтобы сдвинуть колоссальнейшую проблему с мертвой точки все должны смотреть в одну сторону. Во-первых, был сформирован координационный совет по реализации программы, в который вошли руководители и специалисты всех районных структур, занимающихся проблемами семьи и детства. Была создана специальная группа сопровождения семей и детей группы риска. Мы пришли к выводу о необходимости создания единого банка данных о таких семьях.
Семья обследовалась в четырех направлениях: социальном, медицинском, педагогическом и психологическом. В результате совместных усилий специалистов всех учреждений в этот банк были внесены всесторонние и полные данные о каждой семье, составлены специальные диагностическая карты, выработана программа реабилитации каждой семьи, которая содержит краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели. Банк данных семей группы риска постоянно обновляется, пополняется новыми данными.
Сегодня в нем содержатся сведения о 720-ти семьях, в которых воспитывается полторы тысячи детей. Грустная статистика для района с 90-тысячным населением. Да. Но от нее не спрячешься.
Хочу подчеркнуть, что такая картина наблюдается в промышленно-развитом районе, где стабильно развивается экономика, есть вакансии для рабочих и специалистов на производстве. Если взять другие регионы, то картина будет, наверное, немножечко похуже.
Садкинский район отличает также и развитая социальная среда. Тем не менее кризис семейных ценностей у нас также налицо. Если взять любой другой город России, я думаю, картина будет колебаться где-то чуть лучше, но чаще в более худшую сторону среди малых городов.
Сегодня мы можем сказать о том, что на четыре года реализации программы из банка данных семей группы риска была снята с учета 161 семья - почти четверть. Это те семьи, в которых мы уверены, что всё в них уже нормально.
В трех случаях родители восстановлены в родительских правах. Это надо особо подчеркнуть, потому что таких случаев у нас раньше не было.
У 25% семей, как отражают специалисты, наметилась положительная динамика. Мы не фиксируем в последние годы случаев детского суицида.
Детская и подростковая преступность снизилась на 11%.
И, может быть, главный показатель за последние годы - на 38% меньше стало детей, определяемых в детские дома. Эти дети взяты под опеку. Опекунами чаще всего становятся близкие и родственники, что позволяет сохранить так необходимые для любого человека родственные связи.
Мы не были идеалистами и прекрасно понимали, что работе, которую мы начали, не всегда нас будет ждать успех, что предстоит кропотливая, штучная работа, что чудес не бывает. Для каждой семьи нужен особый подход, очень много нужно внутренних сил у каждого педагога, у каждого психолога, чтобы справляться с такой семьей.
Самая большая проблема в неблагополучной семье - это алкоголизация. Семьи с одним или двумя родителями, страдающими алкогольной зависимостью, в основном и составляют тот контингент, с которым нам приходится работать. Как это человек, в генетической памяти которого алкоголизм в третьем поколении, возьмет и откажется от пагубной привычки и целиком посвятит себя воспитанию детей? Как это чужие дяди и тети берутся за устройство судеб твоего ребенка, когда тебе самому нет до него никакого дела?
Однако же мы пошли в эти семьи. И если надо, добивались от родителей согласия на кодирование от алкогольной зависимости. Хлопотали по поводу их трудоустройства. Брали таких родителей на поруки перед работодателями. Находили хотя бы временную работу. Даже временное трудоустройство помогает родителям реабилитироваться, подыскать постоянное место работы, а иногда и получить рекомендации для трудоустройства на постоянное место работы на предприятиях города.
Временное трудоустройство подростков - это еще одна из форм профилактики безнадзорности и правонарушений, возможность пополнить семейный бюджет, получить трудовые навыки. В первую очередь рабочие места создаются и предлагаются детям из неблагополучных семей, инее только в каникулярное время. При этом наставники детей из числа взрослых обязательно следят за тем, чтобы заработанные детьми деньги не ушли их горе-родителям, а были бы потрачены на нужды самих подростков.
Основной формой работы с социально неблагополучными семьями является проведение совместных межведомственных патронажей семей группы риска. Такой патронаж организуется еженедельно. Важным аспектом стало оказание семьям группы риска адресной дифференцированной социально-экономической помощи. Источниками оказания материальной помощи являются как государственные средства, так и заложенные в муниципальные социальные программы деньги, выделяемые крупным бизнесом, главным образом комбинатом "Магнезит".
Мы стараемся выявлять неблагополучие на самых ранних стадиях, где в самом начале можно заметить то, что ребенок не нужен собственной маме. В женской консультации, где она во всеуслышанье говорит о нежелательной беременности, в родильном доме, где она попытается оставить своего малыша. Врачи сразу берут таких, с позволения сказать "мам", на заметку. С ними же сразу начинают работать психологи. Ни для кого не секрет, растущее число ранних беременностей у девочек-подростков чаще как раз из семей группы риска. Ежегодно в нашем районе рожают детей около 80-ти мам в возрасте до 18 лет. Примерно столько же проходит через процедуру аборта. Естественно, юная мама нуждается в большей психологической помощи и поддержке, чем остальные. С такими девочками стали отдельно работать квалифицированные психологи и медицинские работники. Они стараются убедить их сохранить ребенка, родить, забрать из роддома и растить.
По ходу реализации программы "Семьи и дети группы риска" появлялись все новые формы и направления работы. Так, например, родилось движение волонтеров. Это очень важное движение - забота о других людях. Это когда социально успешные люди добровольно пришли к детям из неблагополучных семей и стали вместе с ними заниматься спортом, общественно полезным трудом, и пример таких взрослых стал заразительным для детей, когда у детей возникла потребность измениться и изменить свою жизнь, чтобы их успехами гордились наставники. Людей чутких, отзывчивых, готовых помогать чужим детям, заниматься их воспитанием у нас очень много. Другой вопрос, что усыновлять воспитанников детского дома сегодня мало кто отваживается. Это в силу разных причин. Было в Послании сказано Президентом, что на самом деле больше иностранцев сегодня усыновляет, чем мы сами это делаем у себя, и это очень нехорошо.
Сегодня как никогда страна нуждается в новой национальной доктрине, основанной на принципах этичного отношения родителей и общества к детям, в новой этике семейных отношений, в более эффективной в правовом отношении защите прав детства.
Позвольте теперь обобщить опыт, полученный нами в ходе реализации программа "Семьи и дети группы риска".
Залогом ее продвижения стал именно комплексный подход, единство действий всех заинтересованных властных структур и общественных организаций, а также финансовая поддержка бизнеса. Последнее очень важно, поскольку программа требует определенных дополнительных вложений. Оплачиваются ставки специалистов групп сопровождения семей за счет внебюджетных источников. дорогостоящее лечение детей, кодирование родителей от алкогольной зависимости - все это деньги частного бизнеса. Только работа в связке: общество - власть - капитал способна приносить плоды.
Сколько стоит подобная программа для территории с почти 100 тысячами жителями? У вас в материалах это есть, мы эту программу оценивали и готовы эти цифры подтверждать.
Садкинский опыт реализации программы "Семьи и дети группы риска" был рассмотрен на областной конференции "Семья в Челябинской области". Сама конференция прошла под девизом "Крепкая семья - крепка Россия!" Очень точное название. Между прочим мы горды за нашу область, что именно такие конференции мы проводим.
Хотелось бы выразить надежду, что наработанный нами опыт в области профилактики социальных отклонений семьи и детей будет востребован и за пределами Челябинской области. Со своей стороны мы готовы принять самое деятельное участие в расширении географии этой программы и обеспечить ее методическое сопровождение.
Мы предлагаем организовать программу "Семьи и дети группы риска" в пяти-семи регионах Российской Федерации.
Уважаемые гости коллеги, друзья! Мы пригласили вас сюда для того, чтобы ознакомить с нашим опытом. В свою очередь нам понятны ценностные ориентиры и установки, которые есть у партии "Единая Россия" и у Центра социально-консервативной политики. Надеюсь, что сегодня мы сможем свершить наши подходы и наметить планы совместной работы.
Спасибо. Благодарю за внимание.
Шувалов Ю.Е. Спасибо, Сергей Павлович. Очень содержательный доклад. Нам понятна программа. Я просто предлагаю в развитие доклада послушать руководство области, представителей законодательной власти уже в форме обсуждение.
Поэтому я слово хотел бы предоставить сейчас заместителю губернатора области, ответственному за социальную политику Касилову Андрею Николаевичу.
Касилов А.Н. Повысили в должности. Спасибо.
Я приношу извинения только за свой несколько неконсервативный вид. Просто еще помимо социальных вопросов занимаюсь селом, и два дня занимался этим, поэтому не было возможности переодеться.
Но тем не менее проблема, которая сегодня обозначена, очень важна. И важна не только в связи с тем выступлением, которое заявил Президент, по-моему очевидно было для всех нормальных людей, живущих в России, по крайней мере, последние пятнадцать лет, что пресловутый "русский крест", когда рождаемость падает, а смертность растет, при этом Россия практически подвержена процессам депопуляции - самое главное даже не это, качество того человеческого потенциала, который удается получить в виде новорожденных, оно тоже оставляет желать лучшего. И что это долго продолжаться не может. Что планы, с которыми постоянно наше руководство выступает к 20-25-му году, что Россия станет одной из богатейших стран мира и наиболее развитых, никак не вяжется с тем, как стремительно тает наше население и в каком состоянии оно пребывает. Поэтому для нас те позиции, которые прозвучали в Послании Президента, являются очевидно правильными, беем более не без ложной скромности скажу, что когда мы писали в 95-м году программу (есть у нас такое движение, которое возглавляет губернатор, "Возрождение Урала"), там один из ключевых разделов был связан как раз с проблемой защиты детей, с проблемой защиты детских садов и всего, что с этим связано.
Первое, что я хотел сказать, что вообще такие совпадения... В 96-м году Сергей Павлович и его товарищи начали эту работу, в 96-м году к власти пришла нынешняя команда губернатора Петра Ивановича Сумина. Это с одной стороны совпадение, с другой стороны - во всех проблемах есть свои закономерности. Одним из первых решений губернатора было постановление о запрете закрытия и перепрофилирования детских садов. Не было у нас денег, не было у нас возможностей тогда развивать эту отрасль, но реально, если до нашего прихода в области было закрыто 763 детских сада. Юрий Михайлович иногда патетически восклицает: "Как так? Раздали!" Но раздавала-то власть все это дело. У нас не было денег развивать и строить их тогда, хотя сейчас мы этим занимаемся, но тогда губернатор своим постановлением сказал, что прекратите забирать у детей, и если и забираете в связи с тем, что детей там не хватает, то отдавайте только под детские учреждения, чтобы потом можно было вернуть в систему дошкольного образования. Две цифры я вам назову. Если мы тогда имели показатель на уровне среднероссийского 56-57%, сейчас, кстати, по России он существенно не улучшился. То сейчас у нас показатель, при том, что рождаемость в последние четыре года растет, составляет 75%, и мы ставим себе задачу - 85% минимальный охват детей дошкольным образованием. Причем это не дутые цифры, которыми занимаются некоторые регионы. Знаете, есть такая очень интересная махинация - берут на два месяца перед школой, говорят, что мы их тут быстро подготовим, и резко увеличивается охват дошкольников. Нет, мы говорим о реальном охвате, когда мать практически в год, в полтора (правда, у нас есть проблемы с ясельной группой), но тем не менее это реальный охват, за который мы боремся.
Мы где-то два года назад на сборе глав администраций (в развитие того, что Сергей Павлович сказал) провели в городе Снежинске семинар с главами по поводу развития дошкольного образования. показали опыт, когда вот эти так называемые мамы в 16-17 лет, не имеющие средств существования и т.д. - принимали их детей в ясельные группы детских садов, где-то полгода, год их содержали, помогали детям немножко развиться на системе полного дня (то есть они там были в течение полного дня). Мы не забирали их в Дом ребенка, в детский дом, а просто брали их в детский сад, в круглосуточную ясельную группу. И через год мать, которая в 16-17 лет хотела отказаться от ребенка, привыкала. У нас этот опыт - еще один из вариантов реализации той программы, о которой говорил.
Закончить тему дошкольного образования, потому что информации много и мне трудно говорить, я хотел бы еще поделиться одной важной для нас информацией. Наш регион по заключению Министерства образования - один из немногих, если не единственный, где уже много лет существует программа развития дошкольного образования, которая помимо сохранения и увеличения мест в детских дошкольных учреждениях, содержит, например, в себе такой важнейший элемент, как содержание социально неблагополучных детей в дошкольных учреждениях за 100% бюджетной оплаты. У нас 30 тысяч детей в нашей области ходят абсолютно бесплатно в дошкольные учреждения. Это программа, которую мы реализуем совместно с муниципалитетами. У каждого города, района есть свои задачи. То есть знает прекрасно Валерий Геннадиевич, сколько он вкладывает, сколько мы вкладываем в эту программу. И, кстати, такая историческая справка. Когда эта программа была обнародована, бывшая воспитательница из Садки (она ветеран детсадовского движения) написала, что всё в жизни повторяется. В послевоенные годы, когда тоже очень остро, особенно в рабочих бараках, стояла проблема социализации детей и сохранение семей, воспитатели детских садов ходили по баракам в Садки и в других городах и районах и изымали этих детей из семей пьяниц, алкоголиков. Изымали в детские сады, и там дети проходили первичную социализацию.
Кстати, именно тогда, десять лет назад, когда мы начали эту тему разрабатывать, у нас появился такой термин (не знаю, понравится он вам или нет), что отказ от поддержи детских садов практически приведет к "мауглизации" всей страны. Это когда в 6-7 лет ребенок ни читать, ни писать, ни говорить, "Мяу" сказать не может.
Но я бы просил депутатов, потому что здесь депутаты есть. Потому что мы Фурсенко уже в свою веру обратили. Он, когда первый раз к нам приехал, мы ему 90% информации давали про детские сады. И предложили ему вообще-то на уровне конституционного закона и внесения поправок в закон "Об образовании" принять закон об обязательном дошкольном образовании.
Мы считаем, что у нас есть перспективы в увеличении рождаемости, но одним из ключевых вопросов, если мы этот социально-консервативный вопрос рассматриваем, является эффективное развитие того человеческого потенциала, который нарождается в России.
И если мы находим деньги!.. Ведь, посмотрите, в чем абсурдность ситуации! И почему "образованцы" не ставят этот вопрос в полный рост, я не знаю! У нас сегодня миллионы детей, по крайней мере, сотни тысяч по всей России ходят в классы ЗПР. Мы тратим на них деньги, мы тратим на них учителей. То есть государство в любом случае потом вынуждено тратить вдвое больше денег на социализацию детей, не прошедших систему дошкольного образования. И в то же время у нас с семи лет образование декларируется как бесплатное, и всё упирается в позицию, в том числе и финансовых органов, которые говорят: кто сказать, что дошкольное образование должно быть бесплатным? Понимаете?
Фральцова Т.А. Но в Конституции - бесплатное.
Касилов А.Н. И я в этой связи рассчитываю, что очень серьезно на эту тему обратят внимание депутаты Государственной Думы и "Единой России".
Я, собственно говоря, и стремился к встрече с вами, потому что через вас легче всего достучаться.
Я считаю, что, если по-крупному ставить вопрос, надо ставить вопрос о том, чтобы дошкольное образование (базовое) было бесплатным. А развивающие группы, бассейны, танцы, языки - пусть родители платят. Питание, может быть, частично детей. Потому что от забот о питании детей никто не освобождал.
Следующая позиция, о которой я хотел бы сказать. Если мы говорим о детях группы риска, я хотел бы сказать, что по нашему глубокому убеждению все дети... Вот Сергей Павлович занимается определенной категорией, и за это ему огромное спасибо, его фонду и т.д. Но по существу все дети являются детьми со своими рисками. Дети богатых - это наркотики, лудомания(?) и всё остальное. Дети среднего класса - это клей и еще что-то. Дети, которые появляются в асоциальных семьях - это ранняя деградация и всё остальное. Поэтому мы у себя в области по крайней мере сформировали такие позиции - у нас есть программа "Дети Южного Урала", - ключевая задача, которую мы решаем, является создание или формирование позитивной, востребованной личностью, семьей, обществом и государством системы ценностей. То есть у нас ни одной программы нет - "Спорт против наркотиков", "Рок против наркотиков". То есть, когда мы вникли в эту тему, получилось, что акции, которые мы проводим против чего-либо наоборот привлекают детей, они что-то начинают пробовать и т.д. Поэтому у нас есть программы: "Развитие спорта", "Развитие художественного творчества" и "Развитие трудового лета", С каждым годом растет у нас количество детей, которые занимаются у нас трудовой занятостью, спортом и т.д.
То же самое это решается на уровне области. То есть мы уже пять лет (я не знаю, может быть, Валерий Геннадьевич приведет данные по Садки), но мы каждый год ремонтируем спортзалы, спортплощадки, делаем пришкольные стадионы. Кстати, в августе Фетисов планирует провести у нас семинар, мы хотим получить через федеральную программу поддержку по всей России, чтобы центрами работы спортивной с детьми и семьями стали школьные стадионы. У нас такие примеры есть в Садки, и в Челябинске и т.д.
Но мы выделяем на эту программу ставки. Вы сами понимаете, что с детьми кто-то должен заниматься. Через эти ставки мы привлекаем ежегодно к занятиям спортом плюсом к тому, что у нас есть спортивные школы и всё, до 50 тысяч детей. Это, мне кажется, тоже очень интересный опыт.
Следующая позиция. Вот президент сказал, что рожать надо больше. Не в Послании, а потому что это тоже была наша программа в течение последних пяти-шести лет. Мы только в этом году пускаем три новых и после не просто капитального ремонта, а сделали палаты совместного проживания матери и дитя и т.д., открываем четыре родильного дома. Кстати, в день Послания в Златоусте открыли роддом. Его там не было всю жизнь. Там в приспособленном помещении 27-го года постройки был роддом. И вот здесь я хочу сказать, что наша область поставила перед собой задачу... Вы знаете, есть такая программа ЮНИСЭФ: сделать все больницы благожелательными к ребенку. Я не знаю, знают ли все депутаты об этом, но наши главные уже знают, что мы иногда у них интересуемся цифрой детей, которые получают грудное вскармливание. К сожалению, мировые компании, монополии насаждают нам искусственное вскармливание, которое имеет помимо всех проблем, связанных со здоровьем, еще проблемы: ребенок с раннего возраста теряет связь с матерью, и это первый шаг к его асоциализации. Раз у него нет связи с семьей, с матерью, по сути дела здесь закладываются основы беспризорности, отрицания семьи и всего остального.
Мы сегодня поставили перед собой задачу в течение двух-трех ближайших лет, если только нет медицинских показаний, которые мешают грудному вскармливанию, чтобы у нас до года все матери кормили грудным вскармливанием. Есть под это рекламные материалы, обучаем врачом, взаимодействуем с ЮНИСЭФом. Каждый год аттестуем больницы. И у нас на некоторых территориях 90% матерей до года кормят грудным молоком.
Эта проблема внешне смешная, но она очень серьезная, и она, безусловно, тоже дает нам определенные ключи к пониманию проблемы беспризорности, и не только ее кстати, потому что там есть незаменимые аминокислоты (раз уж я на эту тему стал говорить), которые формируют интеллект, формируют психологическую зависимости матери от ребенка, от семьи. Вот это тоже интересный момент, который мы как программу у себя в области реализуем.
Следующая позиция, о которой я хотел бы сказать, мы стали первым регионом России, не знаю, как вы к этому отнесетесь, где все вопросы, связанные с сиротством, с социальной опекой, с попечительством в этом году переданы органам социальной защиты. Традиционно и банк данных, и опека, и всё остальное находится под органами образования. Мы считаем, что это не их функция. Более того, мы считаем, что они с этой функцией не справляются, даже исходя из того, сколько у нас детей усыновляется, например, в иностранные семьи. Эти органы по сути дела стали транзитом отправлять наших детей туда. И чтобы мы ни делали, мы ничего с этим сделать не можем. Мы эту функцию изъяли оттуда, и все дома детские, приюты, отдали под органы социальной защиты. И им поручили выстроить всю систему от предупреждения социального сиротства, до устройства детей в семью и т.д.
Кстати, по поводу усыновления. Тоже просьба, если вы в пакете документов будете сейчас готовить по поручению президента, быстро это сделать. Парадокс! Я хочу усыновить ребенка. В этом случае я его усыновляю, и государство лишает меня всех форм поддержки. То есть, если я беру ребенка под опеку, то государство мне платит пособие на опекаемого, размеры которого постоянно растут. Некоторые оппоненты говорят, что не хотят родители, которые усыновляют, обозначать, что ребенок усыновлен. Я говорю, извините, давайте это право отдадим родителям, то есть запишем в закон, что пособие на опеку сохраняется по решению родителей.
Фральцова Т.А. У нас в Семейном кодексе просто есть тайна усыновления. Поэтому поправку надо к Семейному кодексу делать.
Касилов А.Н. Я об этом и говорю. Я вам конкретное предложение вношу. То есть надо внести это на рассмотрение самого родителя. Я хочу усыновить. Государство говорит: я вам буду платить 4-5 тысяч рублей в месяц. Пусть я сам решу, буду я государства эти деньги брать и не буду. Вот я прошу с этой проблемой очень глубоко разобраться. Она не такая сложная, как ее пытаются представить. Но если Госдума решит этот вопрос, количество российских усыновителей существенно возрастет. Более того, те люди, которые содержат под опекой, как бы немножко дистанцируются от ребенка, в массовом порядке начнут детей усыновлять, потому что сын или дочь - это лучше, чем опекаемый в любом случае.
Я прошу очень серьезно нас здесь поддержать. Это такое наше конкретное предложение.
Дальше. Для информации. Мы с 1 января текущего года ввели пусть маленькие, но пособия региональные при рождении детей. Первый ребенок рождается - 2 тысячи выплачиваем, второй - три тысячи. Нас критиковали за размер пособия при рождении, но мы сказали: мы это делаем не потому, что у нас мало, мы хотим показать, что нам это важно. Видите, сейчас это уже на уровне федеральном, но у нас есть шансы, что мы эти пособия будем увеличивать.
Следующая позиция. (Я это сказал, это сказал.) вот по поводу появления нежелательных детей. Вы знаете, мы еще не начали второй этап. В свое время была очень эффективная программа просвещения юношей и девушек. Мы отступили под влиянием так называемых лево-патриотических сил, которые начали осуждать нас за развращение малолетних, мы фактически отступили. Хотя в области мы не закрыли ни одного центра здоровья детей и подростков (полового), где их просвещали, лечили все проблемы и т.д. Мне кажется, что к этой теме нам придется возвращаться не только в области, но и по всей России, потому что, конечно, можно ясельные группы создавать, но проблема преждевременной беременности вне экономических и социальных условий, а самое главное, эта категория дает нам максимальный процент отказа от детей. Поэтому нам надо просвещать, нам надо каким-то образом найти способы, не нарушая нравственности, все-таки донести до подростков, юношей и девушек, эту информацию. Это проблема, которую мы еще сами для себя не решили, но готовы вместе с вами обсуждать.
И последнее. Наверное, это тема следующего президентского Послания, но я прошу депутатов над такой темой, о которой мы начали уже у себя говорить в полный рост. Депопуляция России имеет в основе своей не социально-экономические проблемы вообще, как многие говорят. Ключевая проблема, и она подтверждается в разрыве среднего возраста жизни мужчин и женщин, - это все-таки алкоголизм. Задуматься нас над этой проблемой нас заставил интересный вопрос к самим себе: почему в России, где из десяти случаев только один связан с передозировкой наркотиков... То есть, если сложить алкоголь и наркоманию, из десяти случаев преждевременной гибели: один от передозировки, три от алкогольных токсикозов, от алкогольных отравлений, все проблемы с сосудами, гибель на дорогах и т.д. У нас Госкомитет по борьбе с наркотиками есть, а никакой целостной политики по борьбе с алкоголизмом, кроме отдельных вывихов Онищенко, нет. И если сегодня причина заключается в том, что никто из государственных людей не знает, как с этой проблемой бороться, в любом случае ее надо начинать обсуждать и задавать себе эти вопросы. Иначе мы далеко не уйдем. Но у нас сегодня 57 - у мужчин и 68,5 - у женщин продолжительность жизни. Ключевая проблема разрыва - это алкоголизм. И все, собственно, в это упирается. Поэтому, если мы хотим консервативно семью укреплять и т.д., и Россию развивать, то я говорю... С наркотиками боремся, а алкоголизм - 50% рынка левого. Криминальный бизнес! Отмываются миллиарды! Не меньше, чем на наркотиках, да! И абсолютно ничего не делают. Ни Минздрав! Ну Минздрав?!.. Я еще раз говорю, это криминализированный бизнес, который "паленку" продает, а мы ничего не делаем.
У меня всё.
Шувалов Ю.Е. Спасибо большое. Прозвучали совершенно конкретные предложения для нашей совместной работы.
Касилов А.Н. Всю ночь писал.
Шувалов Ю.Е. Я хочу предоставить слово председателю Политсовета, председателю Законодательного Собрания Челябинской области Владимиру(?)...
____________. Мне Андрей Николаевич существенно облегчил мою задачу, практически он выступил за нас обоих. Единственное могу добавить, что эта проблема очень сложная для Челябинской области. И мы действительно уже работаем на протяжении десяти лет. И те формы и методы, которые мы наработали, сегодня наглядно отражаются на Садкинском муниципальном районе.
Могу сказать, что Сергей Павлович Коростылёв не только руководитель группы "Магнезит", он еще депутат Законодательного Собрания Челябинской области. И по его инициативе мы 16-го числа проводим депутатские слушания как раз по этой проблеме.
За основу у нас взята программа "Дети Южного Урала", которая объединяет все программы, о которых сказал Андрей Николаевич. И мы регулярно отслеживаем и считаем, что у депутатов Законодательного Собрания две очень важные проблемы. Первая - это дети, а вторая - старики. Этим категориям людей мы уделяем первостепенное важнейшее внимание.
И когда верстается бюджет области на очередной год, конечно, самое главное внимание мы уделяем выделению средств на работу с этими категориями.
Андрей Николаевич сказал, какие суммы мы выдаем как пособия и льготы. Это действительно так. Хотя они и не очень большие, но они массовые. В масштабах области вроде бы одна тысяча рублей - это очень мало, а это выливается в сотни миллионов. Достаточно сказать, что последняя инициатива обошлась областному бюджету в триста миллионов рублей.
Мне кажется, что на депутатских слушаниях, которые мы будем проводить, и о которых я сказал, тот опыт, я бы сказал не опыт, а практика работы Садкинского муниципального района станет основой для того, чтобы его обобщить и дальше распространить.
И мы надеемся, что сегодняшнее заседание Клуба позволит наши предложения, высказанные Андреем Николаевичем взять на вооружение, выйти с ними в Государственную Думу, в "Единую Россию". Я думаю, что и мы на заседании Политсовета нашего регионального отделения рассмотрим эти предложения и тоже вместе консолидированными усилиями будем эти предложения реализовывать.
Хотел бы обратить внимание, что Садкинский муниципальный район у нас в области является лидером и, безусловно, служит примером для других муниципальных образований, которые есть у нас в области.
Мы сегодня с вами посетили ряд социальных объектов. И я хотел бы сказать, чтобы у вас не сложилось впечатления, что у нас в каждом муниципальном районе или городе такая же картина. Так вот, благодаря усилиям руководства "Магнезита" и руководителей города здесь созданы наиболее благоприятные условия.
Я думаю, что будет справедливым (я думаю, Андрей Николаевич меня поддержит), если мы скажем слова благодарности в адрес главы города, главы муниципального района и руководителям "Магнезита".
Спасибо.
Шувалов Ю.Е. Я хотел бы обратить внимание, что вы предложили конкретный проект решения нашего сегодняшнего "круглого стола". Мы, безусловно, эту практику будем использовать, и сегодняшние решения станут уже программой действия. Но тем не менее для понимания практического опыта я хотел бы предоставить слово члену-корреспонденту Российской академии образования Артуру Александровичу Рьяну(?) для понимания того, о чем мы говорим, с точки зрения передачи опыта. Потому что здесь многие депутаты представляют разные регионы. Я думаю, что именно они станут инициаторами на тех территориях, на которых эта программа в первую очередь может продвигаться.
Можно, вот об этом?
Рьян(?) А.А. Если можно я только на двух моментах остановлюсь. На первый взгляд казалось бы, и Андрей Николаевич тоже говорил, что программы широкие должны быть по детству и по семье. Как будто бы эти программы относительно узкой группы людей касаются, потому что неблагополучные - это семьи и дети, семьи и дети группы риска - 700 с небольшим сказали в Садкинском районе. Все равно это какая-то небольшая, узкая группа. Но я бы хотел обратить внимания, что в действительности такого рода программы имеют социальный контекст очень широкий. Это я хочу особо подчеркнуть. Может быть, это и для политической платформы "Единой России" в этом плане будет важно для понимания. Дело в том, что мы все должны понимать, что нельзя создать социальную оранжерею для избранных детей или семей. Также как мы не можем создать, я думаю, и политически не пойдет у нас направление - создавать социальную резервацию для неблагополучных. То есть все наши дети ходят в одни и те же школы, проводят свободное время в одних и тех же дворах, они посещают одни и те же спортивные секции и кружки, между ними происходит естественным образом взаимодействие и т.д. А следует иметь в виду, раз я тут с ученых позиций выступаю, что очень хорошо установлено, что в подростковом возрасте центр ориентации у детей переносится из семей в группы сверстников. Группа сверстников начинает играть значительно большую роль в формировании этой личности, в копировании образцов поведения, чем родители и чем учителя и школа. И поэтому, когда мы занимаемся в программе семьями неблагополучными, пытаемся здесь изменить ситуацию, и здесь вытащить детей на другой уровень, на самом деле через это мы оказываем услугу всему обществу. Извините за слово "услуга". Такого рода программы имеют высокую общественную значимость и, можно считать, потенциально направлены на повышение социальной защищенности каждой семьи, а не только семьи неблагополучной. Потому что еще раз хочу сказать, что сегодня уже говорилось о наркомании, об алкоголизации (в том числе ранней у детей), она ведь сегодня происходит не только в неблагополучных семьях, а во вполне благополучных. И через что идет заражение (это официальный термин) неправильным поведением? А как раз через такие группы общения.
Поэтому, работая сильно, прилагая свои усилия, когда мы бьем в этом узком направлении, мы на самом деле помогаем всему обществу.
И второй момент, о котором я хотел бы сказать в рамках этой программы, это волонтерское движение. Сергей Павлович уже сказал, и специально подчеркнул, что считает волонтерское движение очень важным. Я бы еще раз хотел сказать, что вот этот аспект, который возник в ходе реализации программы - волонтерское движение. А там ведь кто участвует? Студенты педагогических училищ, в крупных городах вузов, медицинского училища (это в Садки), могут медицинских вузов плюс здесь ребята рабочие участвуют с комбината "Магнезит". То есть то же самое можно на другие регионы распространять. У нас получается очень интересный и важный момент, который мог бы в молодежной политики "Единой России" занять важное место. Потому что есть же у нас движение "Молодая гвардия".
Я не хочу сильно критиковать, но я был на двух совещаниях, где выступали руководители "Молодой гвардии". Ведь ничего вразумительного они не говорят по концепции, какую бы они хотели предложить концепцию, идею тем ребятам, которые в это движение вступают. Чем их занять? А вот это одно из направлений. Не единственное, конечно, а одно из направлений, чем занять этих ребят, которые придут в "Молодую гвардию". Войдите в эти семьи, начните работать с этими семьями - вот будет ваш социально ответственный долг.
И между прочим я хочу сказать, что это волонтерское движение помогает не только неблагополучным семьям и детям, на самом деле оно помогает и тем, кто в нем работает, этим вполне благополучным ребятам, студентам. Помогает профессионально - они растут здесь, и помогает очень сильно личностно, потому что они приобретают социальную ответственность. Расти можно только через помощь другим. Так что здесь есть еще и такой важный момент.
Спасибо.
Шувалов Ю.Е. Я хочу предоставить слово Горяинову Леониду Владимировичу. Мы переходим уже на наш обычный режим работы, на режим обсуждения.
Горяинов Л.В. Я могу только технократически совершенно безэмоционально обратить внимание на ряд вещей. Несмотря на то, что всё наше пребывание здесь вызвало у нас много самых положительных эмоций, потому что мы в принципе представляли Урал как промышленный центр, где многие проблемы запущены. Но реально мы видим, что дело здесь обстоит совершенно иначе.
Первое, что хотелось бы сказать. что мы видели пример того, как работают вместе четыре необходимых условия реализации любого проекта. Это правильная постановка цели и задачи. Правильная технология. Разумный менеджмент. И деньги.
Эти вещи подразумевают друг друга, и при отсутствии любого из слагаемых проект не реализуется.
Цель должна быть правильно поставлена. И она поставлена: как сократить сиротства путем укрепления и поддержки имеющейся семьи. По возможности путем создания новой семьи путем усыновления.
Технология. Технология разработана и апробирована. Это мы тоже видели. Но для реализации технологии нужен менеджмент. Я думаю, что тот потенциал менеджмента, который был у ITF-холдинга был в полной мере проведен в жизнь при решении этой задачи.
Наконец, деньги. Это больная тема России, потому что при всем желании делать добро, зачастую не хватает на это средств.
Деньги были, ресурсная база сильная здесь, благодаря стечению обстоятельств и осмысленной деятельности многих людей. Но мы видим в России огромное количество примеров, когда и при наличии ресурсной базы проблемы не решаются.
Из того, что мы видели, можно сделать только один вывод: можно было бы в качестве рекомендаций и предложений сегодняшнего "круглого стола" в адрес "Единой России" предложить реализовать программу поддержки семьи, материнства и детей - "Семья и дети единой России". Я под условным названием. Тем более, что и в решениях 6-го Съезда партии, прошедшего в ноябре, и в решениях апрельского Генсовета партии зафиксировано желание "Единой России" заниматься детскими проблемами.
Но, безусловно, она является намного более многогранной (я опять же не эмоционально, а чисто технократически хочу озвучить некоторую статистику). Недавно прошел материал, что средний ребенок к 10 годам является с помощью наших СМИ очевидцем порядка 8 тысяч убийств. Я прикинул и пришел к выводу, что эта статистика еще слабая. Извините, десять трупов в день, смотря телевизор хотя бы два часа в день, увидеть нетрудно, смотря наше телевидение. Умножьте на 365. 3100 трупов в год! К десяти годам человек может увидеть намного больше, чем 8 тысяч трупов. Это, не говоря вообще о моделях поведения, которые закладываются средствами массовой информации, а конкретно художественными фильмами и различными ток- и прочими шоу. И от этой проблемы мы никуда не денемся. Если мы хотим добиваться, как сказал Сергей Павлович Коростылев, не только количества, но и определенного качества детей и молодежи, в том числе морального и нравственного здоровья, от этой проблемы тоже никуда нам не уйти.
Так что любая детская программа в России не может не носить совершенно комплексного характера и вынуждена будет коснуться тех тем, о которым мы сейчас в полной мере не подозреваем. Здесь и культурные аспекты, включая питийную культуру. Здесь вроде бы есть подвижки определенные, но опять же надо ли радоваться тому, что пиво вытесняет водку? Это еще вопрос больших исследований и наблюдений.
И, наконец, последнее. Мне кажется, что здесь, в Садки, мы еще имеем пример реализации еще одной программы, которая была "Единой Россией" в свое время выдвинута, но несколько подзабыта. Это программа "Малый город". Я даже не могу назвать точно дату, 2003-й это был год или 2004-й, когда она была выдвинута. Но, к сожалению, движение по программе "Малый город" заглохло. И эту тему, наверное, надо реанимировать, это тоже могло бы стать предметом рекомендаций нашего "круглого стола". Потому что здесь мы опять видим примеры, когда опираясь на ресурсную базу и определенную апробированную технологию, малый город приобретает черты нормального цивилизованного пространства, где хочется и приятно жить.
Спасибо.
Шувалов Ю.Е. Я просил бы Тамару Анатольевну выступить как первого заместителя Комитета по делам семьи и детства.
Фральцова Т.А. Уважаемые коллеги! Я могу обратиться к вам именно так, потому что считаю, что сегодня происходит знаменательное событие, не менее знаменательное, чем та часть Федерального Послания Президента, которая была посвящена проблемам демографии.
Посмотрите, ведь мы сегодня упрекаем и систему образования, и систему социализации наших детей в том, что проблемами детей занимаются только лишь одни женщины. Потому что мужчины заняты добычей хлеба насущного. А вот здесь, в этой малом городе, а в России (мы знаем) более 70% городов - это малые города, об этих важных, актуальных вопросах говорят не женщины, а говорят мужчины. Значит, наверное, наше общество подошло до определенной человеческой нормы понимания, что воспитание ребенка гармоничное и правильное, когда в нем принимает участие и мужчина и женщина. И сегодня, когда о таких вещах говорили люди разных сторон нашей жизни - это очень знаменательно. Во-первых, я понимаю, когда люди бизнеса говорят о проблемах экономики, о проблемах привлечения инвестиций - это становится ясно и понятно. Бизнес должен развиваться, он должен наполнять наш бюджет. Но когда люди бизнеса, не просто малого и среднего, а люби крупного бизнеса говорят о проблемах семьи, о проблемах детей - это еще одно эпохальное событие нашей жизни. И, наверное, надо об этом говорить, говорить вслух, чтобы наши россияне, наши граждане ощущали, что у бизнеса сегодня появилась проблема и появилась возможность говорить не только о своих экономических проблемах, но говорить о проблемах всего общества, и, заявляя эти проблемы, активно участвовать в них.
Мы обменилась по ходу все вместе о том, что это явление не только единичное или случайное в развитии Российской Федерации, а это явление сегодня приобретает характер системности. И об этом тоже нужно говорить. Вот я сама депутат из Кузбасса. Я знаю, какая форма социального партнерства. У вас договор, у нас форму имеет соглашения между бизнесом и властью. Но она уже появляется в России, появляется в тех регионах, где экономика достаточно устойчивая и достаточно прочно стоит на ногах. И когда к этой форме социального партнерства добавляется такой фактор - широкое информационное оповещение, когда об аспектах социального партнерства знают все горожане, знают все жители области - это очень знаменательный факт. И, наверное, тоже как предложение мое по ходу - и нам в партии "Единая Россия" имеет смысл сегодня обозначить данный аспект социальной ответственности бизнеса и общества, как один из элементов формирования гражданского общества. А то мы говорим, что формируем гражданское общество посредством наших некоммерческих политических организаций, наших общественных организаций. А ведь такая форма взаимоотношений между бизнесов и гражданским обществом - это тоже часть формирования общества. Это первый момент.
Второй момент. Очень знаменательное, что сегодня нам вот здесь показали момент согласованности всех ветвей власти. Я не случайно спрашивала очень подробно, как реализуются те или иные национальные проекты. Потому что мы, депутаты Государственной Думы, как никто ощущаем, встречаясь в регионах с людьми разных профессий, и особенно встречаясь с нашими оппонентами, которые не видят положительной динамики во многих национальных проектах, а только пытаются увидеть слабые и уязвимые места. Сегодня нам наше гражданское сообщество Челябинской области, а конкретно города Садки, показало, как можно грамотно сочетать федеральные, региональные, муниципальные власти в реализации тех же национальных проектов. Посмотрите, я сегодня спрашиваю главного врача очень вежливо, тонко обижаются ли все остальные группы врачей на то, что медсестры и фельдшера, и участковые врачи поликлинической сети получают эти доплаты? А если вы не получаете? А он постеснялся сразу сказать, а потом оказывается, что все решается элементарно просто: когда есть согласование между регионом, когда есть согласование между муниципалитетом, есть форма контракта, есть форма совершенно иной организации службы здравоохранения. И все проблемы решены.
Когда отдельные регионы нам заявляют, что диспансеризация невозможно. А мы видим, что она не просто невозможна, а она реально идет у нас сегодня, и на это источники - не надо ждать, люди уже заработали на эти источники. Нужно просто суметь грамотно организовать взаимоотношения всех ветвей власти.
Поэтому об этом тоже нужно рассказывать. Многие граждане говорят, что особо положительного на экранах телевизоров не увидишь. Правильно говорят некоторые, что если самолет разбился, то мы всю неделю про этот самолет пять часов в день только рассказываем. А вот о таких положительных вещах мы не рассказываем. А ведь каждый человек ощущает, что жизнь меняется к лучшему, когда у него дома на столе лучше, когда он одевается лучше, когда у него и его близких есть работа - вот это лучше. Ведь понятие "Большой Родины", что греха таить, что-то абстрактное. И обычный среднестатистический гражданин понятие "Родина" соотносит лишь с понятием своей малой Родины. В городом, где они живут, с домом, где они живут. И на этой малой родине происходят такие положительные и замечательные вещи, о которых нужно говорить и рассказывать. Я уверена, что во многих регионах есть такие вещи. Потому что на такой положительной динамике мы можем не просто услышать, пока кто-то приедет сюда, какая-то группа сюда приедет, изучит опыт, какая-то не изучит. А когда средства массовой информации возьмут себе за правило рассказывать о таких вещах, тогда, конечно многое у нас будет меняться гораздо быстрее, гораздо интенсивнее.
Помимо этого я хотела привести один пример. Мы говорили сегодня о пособиях, говорили о том, что озвучено очень много и в Послании Президента много финансовых вещей - суммарных вещей. Я могу вам сказать здесь, что меня не просто как депутата, но и как члена партии "Единая Россия", как гражданина, который очень критически относится ко многим вещам, которые у нас происходят, и пытается найти, почему есть та или иная точка зрения, которая не совпадает с нашей официальной точкой зрения. Буквально недавно, два назад, у меня был двухчасовой прямой эфир на радио "Эхо Москвы". И когда в интерактиве на вопрос: считаете ли вы, что меры, которые предложены Президентом, могут повлиять на увеличение рождаемости, на улучшение демографической ситуации? Мне показали цифры, что где-то 86 ответили (москвичи), что эти меры не могут повлиять.
Я поэтому как депутат сказала, что Москва - это не вся Россия. Я привожу этот факт для того, чтобы мы понимали, что мы сегодня имеем право, и должны рассказывать о том хорошем, что у нас происходит по всем источникам средств массовой информации. Но помимо этого мы не должны забывать и о другом, о чем сегодня здесь говорилось, о формировании новой российской морали. Пусть это слово не нравится "новая российская мораль" - название можно найти другое. Но о формировании той системы ценностей, которая была бы понятна каждому гражданину и которую каждый бы внутри себя исповедовал. Действительно, мать, которая оставляет своего ребенка в детском доме, не подвергается никакому осуждению. Она нормально живет среди нас, и мы это считаем как норму. Когда родители систематически пьют, и мы это видим. Когда бытовое пьянство распространяется. Мы это считаем как норму. А рычага, который бы системно формировал моральные ценностные качества... Мы все прекрасно знаем, что наша Церковь несет прекрасные традиционные российские качества, и мы ими обладаем. Вот этого элемента у нас нет, к сожалению. У нас нет его ни в системе образования. Вы совершенно правы были сегодня, когда вспоминали программу полового воспитания, которая 86-87 году была подвергнута критике, и вообще исчезла. У нас как всегда с грязной водой выплеснули младенца, забыли. Программа та была шведская, действительно не совсем адаптированная на нашу российскую ментальность. Но дело не в этом. Не шла эта программа, можно было переделать. За это время куча средств выделялась на всякие НИИ по системе образования. И можно было бы разработать курс, который бы действительно... Посмотрите, если мы возьмем школьную программу безопасности жизнедеятельности, то там безопасность в основном сводится к тому, что ты ходи по светлым улицам, чтобы тебя кирпичом не убили, не общайся с нехорошими дяденьками и, грубо говоря, с нехорошими мальчиками.
(Реплика: Но этот предмет вроде бы вообще прикрыт?)
Нет, Безопасность жизнедеятельности так с 5-го по 9-й класс и идет, но сейчас в некоторых территориях перешли к НВП.
То есть тем самым перед Министерством образования, наверное, как раз в Послании это прозвучало, и мы говорим про это в "Единой России", нужно гораздо интенсивнее разрабатывать новые меры и новые программы, которые бы действительно были направлены на сочетание таких вещей: подъем экономики и формирование гражданских, патриотических чувств и морали. Вот когда это всё будет сочетаться, тогда это всё будет работать только лишь на благо Российской Федерации. Поверьте, как специалисту, что для этого не надо ни много времени, ни много средств - это всё уже есть, и компилятивно это всё можно сделать уже достаточно быстро.
Точно так же как тот вопрос, который вы сегодня озвучивали о дошкольном образовании. Ведь тоже, я как специалист могу вам сказать, что Министерство образования в старом составе еще четыре года назад разработало и развело понятия: содержание ребенка к дошкольном учреждении и дошкольное образование. Поскольку по Конституции нам всем гарантировано бесплатное дошкольное образование. И в законе "Об образование" есть. Просто многие граждане не создали прецедента, не пошли и не обратились в суд. А так бы отсудили, почему они должны платить у нас за детский сад.
Поэтому сегодня очень назрела эта проблема, особенно когда плата за детский сад (не знаю сколько она у вас) в среднем до 7-9 тысяч - мне звонили на радио и говорили. В муниципальных, а не в частных детских садах! Это, конечно, просто вопиющие факты.
И поэтому, несмотря на то, что мы будем сегодня продумывать форму дошкольных сертификатов как компенсации, но компенсации за содержание, как было озвучено в Послании Президента, все таки форму и содержание дошкольного образования, того стандарта, которым должен обладать каждый ребенок на входе в школу в 7 лет - вот это нам надо и законодательно, и содержательно прописать.
И тоже, я считаю, должно быть в нашем решении Центра, и в решении партии "Единая Россия", для этого не нужно много времени, это все давным-давно разработано, и все это прекрасно знают. То есть весь содержательный блок есть, нужно только принять хорошее управленческое решение, и всё будет нормально, зрело и весомо.
Я сегодня еще хочу обратить наше общее внимание - нас как парламентариев и как представителей администрации, - что у нас есть не проект партии "Единая Россия", а есть ФЦП - федеральная целевая программа "Дети России", о которой мы третий год подряд. Мы говорим об увеличении средств, которые должны выделяться на эту программу, а они у нас неуклонно снижаются.
Но я бы хотела обратить внимание на другое (я считаю, что оно должно быть в этом решении), мы должны обратить внимание на содержание этой программы. Что это ФЦП? Потому что содержание этой ФЦП столетнее, оно как было 15 лет назад, так и осталось это структурное содержание федеральной целевой программы "Дети России". А так бы у нас очень логично получилось: идеология партии "Единая Россия", скажем, проект "Дети России", и под эту идеологию коренной пересмотр федеральной целевой программы "Дети России", в которой бы нашлось место, я уверена, всем тем моментам, о которых мы сегодня говорим.
И просто еще на обсуждение. Буквально на этой неделе мы у себя в комитете обсуждали законопроект, который уже разослали в территории, об ответственности родителей за воспитание детей. То есть тот проект, с которым многие территории к нам выходили и озвучивали. Несмотря на то, что у нас есть и в Семейном кодексе, и в Административном кодексе форма ответственности, но для тех родителей (это я просто как аргумент той аудитории, который порой звучит, и вы можете это слышать), которые говорят, что повысили пособие по рождаемости, повысили опекунское пособие - сейчас все пойдут рожать. Это как бы вопрос о качестве ребенка. Все асоциальные семьи стройными рядами начнут рожать, а потом матери откажутся в пользу бабушек от своих детей, и будут пробивать опекунское пособие. Так вот на сегодня подготовлен законопроект, который предусматривает именно ответственность родителей за воспитание детей именно асоциальной категории, включая такие меры, как выселение, например, из жилья. Жилплощадь. Живут и отец, и ребенок, и родители. Родители не занимаются воспитанием детей. Мы что делаем? Мы изымаем ребенка оттуда, лишаем его крова, своей жилплощади, а родителей оставляем. А почему ребенок должен уходить? Когда нам нужно развивать и опекунскую и приемную семью, и оставлять его в этой квартире. То есть это только один из аспектов этого законопроекта, который содержит очень много содержательных вещей.
И поэтому я бы хотела еще раз обратиться в том числе и к муниципальной власти сегодня, и к региональной власти Челябинской области. Понимаете, человек чувствует себя активным членом общества тогда, когда он понимает, что он может влиять на те законы, которые принимаются в обществе. А влиять он на эти законы может только тогда, когда он реально участвует в этом процессе. Примеров этому очень много. Я просто приведу Кузбасс. Когда в январе месяце единственная первая территория увидела, что в законе о муниципальных выборах было вставлено одно неправильное слово, что "руководители муниципальных учреждений и организаций не имеют право избираться". И граждане города Кемерово (горсовет) сразу на это отреагировали и позвонили. И в течение месяца эта поправка была внесена для всей Российской Федерации.

ЦСКП

Док. 309816
Перв. публик.: 25.05.06
Последн. ред.: 26.05.07
Число обращений: 594

  • Сумин Петр Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``