В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Программу Бориса Немцова испытали на прочность Назад
Программу Бориса Немцова испытали на прочность
Программу Бориса Немцова испытали на прочность представители бизнеса, власти, левой оппозиции и экспертного сообщества

Вчера лидер СПС Борис Немцов презентовал правый план реформирования страны. Презентация оказалась весьма оригинальной по форме: это был не монолог партбосса, а открытый диспут в рамках организованной правыми конференции Стратегия России. При этом у Немцова было три содокладчика-оппонента, чьи взгляды на будущие реформы априори отличались от стратегии СПС, - глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, депутат Госдумы, один из лидеров НПСР Сергей Глазьев и заместитель руководителя Минэкономразвития Аркадий Дворкович, - как бы представлявшие точки зрения бизнеса, власти и левой оппозиции. Более того, после основных докладов свои мнения высказали еще десять известных экспертов. Таким образом, план СПС не только был услышан всеми заинтересованными сторонами, но стал обсуждаться фактически в режиме реального времени.

Наличие высоколобых оппонентов не умалило достоинства правого плана, а скорее оттенило, сделало более выпуклыми его самые спорные положения. Показало: здесь есть предмет для серьезных размышлений и активных дискуссий. Ведь на первый взгляд с основными тезисами правых - о триединстве сильного государства, частной собственности и свободной личности - никто не спорит, ни в правительстве, ни в партиях либеральной и центристской ориентации. Стратеги Единой России тоже соглашаются с тем, что надо сделать более эффективной отечественную бюрократию, стимулировать малый и средний бизнес, защищать социальные интересы граждан. Но дьявол в деталях.

Правые доказывают, что разработанные в правительственных недрах новые законы о госслужбе формально хотя и направлены на ее реформирование, фактически не предусматривают никакой серьезной перестройки государственного аппарата. Ибо сохраняется старая система льгот (спецкормушек) и порочная уравниловка (единые тарифные сетки) - в то время как реформаторы из СПС предлагают дать чиновникам реальные зарплаты, прямо зависящие от их эффективности. В правительстве говорят о налоговой революции, а на деле, как заявил вчера Борис Немцов, она остановилась, потому что не снижается груз основного фискального бремени, заставляющего фирмы уходить в тень, - единого социального налога. Все в один голос призывают к тому, чтобы муниципалитеты стали независимыми и самостоятельными, - но никто, ни федеральные, ни региональные власти, не торопится обеспечить города и села реальными источниками доходов.

Если сравнивать стратегии центристов и правых сил, то возникает ассоциация с двумя лечебными методиками: психотерапией и физиотерапией. Идеологи Единой России внушают: Россия обречена на успех, надо только верить в счастливое будущее - и мы добьемся поставленных целей. СПС же предлагает набор конкретных оздоровительных процедур: как реформировать госаппарат, как продолжать налоговую революцию, как оптимизировать социальную помощь неимущим. К рецептам, ранее заявленным Борисом Немцовым в программной статье (см. НГ от 25.03.03), вчера добавилось еще несколько радикальных предложений. В частности, Немцов призвал власти вернуться к вопросу о том, разрешать ли частным корпорациям прокладывать собственные нефте- и газопроводы. Лидер СПС утверждает, что это привлечет в данные отрасли 100-миллиардные (в долларах) инвестиции и даст импульс для развития других секторов экономики. Этот проект Немцов сравнил со строительством частных железных дорог в России конца XIX века, что способствовало в те годы коренной модернизации экономики страны.

Эту идею поддержал и следующий докладчик, Михаил Ходорковский. Вообще его основные тезисы почти не расходились с идеями Бориса Немцова. Нефтяной магнат лишь конкретизировал, что надо делать в его родной отрасли, чтобы грядущее резкое падение цен на наш стратегический энергоноситель не обернулось замедлением экономического роста для всей России. Ходорковский предложил план из четырех пунктов: расширение добычи нефти (с нынешних 380 до 500 млн. тонн в год), резкое повышение ее эффективности за счет новых технологий, снижение на треть транспортных расходов - за счет пресловутых частных трубопроводов (вместо неэффективных железнодорожных перевозок) и, наконец, изменение системы изъятия природной ренты.

Последний пункт - ключевой в программах Ходорковского, Глазьева и Немцова. Лидер СПС предлагает решить проблему нефтяных сверхдоходов (вопрос о перераспределении их в другие отрасли экономики) за счет прогрессивной шкалы экспортных пошлин. Сергей Глазьев ратует за механизм так называемой концессии: договора, в соответствии с которым лицензия на разработку месторождений выдается при условии, что эта разработка начинается в ближайшее время, то есть нефтяные ресурсы не консервируются про запас. Поскольку многие месторождения уже распределены между частными компаниями, речь идет о попытке ренационализации. И, наконец, по Ходорковскому, плату за доступ к нефти надо взимать при открытом, конкурсном распределении лицензии. Аукционы проводятся и сейчас - но вопрос в том, кто и насколько профессионально их проводит. И тут глава ЮКОСа, естественно, перешел к теме, поднятой Немцовым: чистоплотность и эффективность бюрократии. По словам Ходорковского, до сих пор чиновники, курирующие эту отрасль, во многом рассматривали ее лишь через призму удовлетворения своих политических, экономических и прочих амбиций. В другой отрасли эти амбиции могут не так болезненно сказываться, - предположил Ходорковский. - Но здесь потеря составляет 15 миллиардов долларов для страны в целом и 6 миллиардов долларов для бюджета.

Доклад Сергея Глазьева следовало бы поставить первым, перед выступлением Немцова и Ходорковского. Потому что во многом тезисы партийного лидера и олигарха были ответами на полемические высказывания экономиста. Глазьев апеллировал к государству - к тому, что оно не так и не туда направляет свои усилия. Государство, по Глазьеву, не осваивает главное богатство страны - ее интеллектуальные ресурсы. Государство должно вкладывать средства в науку и образование, в наукоемкие отрасли экономики (космическую, авиастроительную и другие), в модернизацию производства, в обеспечение роста заработной платы. Требования бесспорные. Проблема лишь в том, что власти и сами не отрицают необходимость этих мер (об ускорении НТП речь идет с брежневских времен), но ничего всерьез не меняют. Отличие немцовского плана в том и состоит, что правые возлагают надежды не на государство, а на активную часть населения и на законы цивилизованного рынка. О чем Немцов и сказал, отвечая своим оппонентам: Чиновничество не должно быть высокомерным. Дайте людям самим решать, чем им заниматься. Надо верить в здравый смысл людей. Об этом же говорил и Михаил Ходорковский. Он сообщил, что его компания тратит много средств на поддержание малого бизнеса в Томске и Эвенкии - но и дешевые кредиты не окупаются, пока есть неподъемные налоги и чрезмерный бюрократический гнет.

Выступление Дворковича было не слишком выразительным. Впрочем, организаторам был важен сам факт, что представитель исполнительной власти включился в эту дискуссию. То же можно сказать и об экспертах, которые с разных сторон критиковали программу СПС. Как бы то ни было правый план реформ прозвучал не в формате односторонней заявки, а в рамках широкой дискуссии с привлечением тех самых интеллектуальных ресурсов, о невостребованности которых так печалился Сергей Глазьев.


Максим Гликин
"Независимая газета"
28.03.2003
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/smi.cgi?news=00000001529



Док. 309588
Перв. публик.: 28.03.03
Последн. ред.: 26.05.07
Число обращений: 832

  • Немцов Борис Ефимович
  • Глазьев Сергей Юрьевич
  • Ходорковский Михаил Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``