В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Врозь работают партии Яблоко и Союз правых сил Назад
Врозь работают партии Яблоко и Союз правых сил
Сдвиги по обоим краям политического спектра

Наступивший думский год не лишен определенной политической интриги, и серьезные изменения могут произойти прежде всего в правой электоральной нише, где не вместе, а врозь работают партии Яблоко и Союз правых сил.

Разговоры об их объединении шли до последнего времени по нарастающей, но так и остались разговорами.

Накануне намеченной на 29 января встречи лидеров двух партий Явлинский и Иваненко направили Немцову и Хакамаде письмо, в котором сообщили, что эта встреча, по их мнению, утратила смысл. На объединении был поставлен крест.

Если борьба фаворитов избирательной кампании носит во многом игровой характер (коммунисты и центристы все же окучивают разные избирательные поля, и каждая из партий способна преодолеть планку в 20 процентов), то битва правых является склокой политических братьев. Борьба же ведется не за большинство в Думе, а всего лишь за преодоление пятипроцентного барьера. Если Единую Россию толкают на столкновение с КП РФ скорее извне, чем изнутри, то конфликт СПС и Яблока инициирован самими партиями. Центристы обоснованно рассчитывают заполучить на выборах дополнительных избирателей, тогда как правые из-за взаимных стычек могут покинуть думскую арену навсегда. Это повышает для каждой из правых партий цену вопроса, делает их неуступчивыми к предложениям партнера-конкурента и в то же время ставит в крайне высокую зависимость от спонсоров и от власти.

Идеологическая родственность оборачивается тем, что Яблоко и СПС взаимно съедают свой электорат. Даже год назад различия между партиями были более заметны. Тогда СПС выступал с идейных позиций, предложенных Анатолием Чубайсом и заключавшихся в поддержке либеральных экономических преобразований. При этом собственно политические вопросы (свобода слова, война в Чечне) находились на втором плане. Теперь же СПС все больше уходит в правозащитную нишу, ставя во главу своей программы именно политические темы. Но там уже давно находится Яблоко, делающая ставку на детей перестройки - интеллигенцию, считающую завоевание политических прав и свобод важнейшим достижением России за последние 15 лет.

Усиливающаяся схожесть СПС и Яблока ведет к пересечению электората, а значит, к сужению избирательной базы для обеих партий, которая и так незначительна. Таким образом, предвыборная логика вроде бы настойчиво толкает правые движения к союзу. Однако этот сценарий, несмотря на все его плюсы, наименее реализуем, так как натыкается на политические амбиции лидера яблочников. За 10 лет оппонирования исполнительной власти по темам нарушения политических, социальных и экономических прав рядовых граждан Явлинский собрал вокруг себя хотя и не слишком большой, но преданный ему электорат. Делиться им с СПС, а тем более расставаться с образом непримиримого борца и лидера социально ориентированной партии Явлинский не хочет. Поэтому предложения Немцова заключить предвыборный союз используются Явлинским только для выбивания уступок со стороны СПС, которые в конечном счете должны привести к растворению партии Немцова внутри Яблока.

Одновременно Немцов демонстрирует все большую оппозиционность по отношению к Президенту, ревнуя власть к Явлинскому и рассчитывая преодолеть думский барьер на одной наглости (одно из любимых словечек в политическом лексиконе лидеров СПС). Агрессивность СПС все больше раздражает президентскую администрацию, в то время как Явлинский критикует власть более спокойно и конструктивно, что не может ей не импонировать. Немцов попытался заменить союз с Путиным союзом с Яблоком и просчитался. Явлинский же, оказавшись в выигрышной ситуации, готов вести разговор об интеграции, но не намерен поступаться принципами.

В результате сценарий вхождения в Думу объединенной новой партии оказался малоправдоподобным. Впрочем, если СПС и Яблоко войдут в Думу порознь, это тоже будет политическим чудом. Поэтому при инерционном сценарии развития событий наиболее вероятно, что Госдума четвертого созыва увидит только одно движение из двух.

Конечно, ситуация, сложившаяся на правом поле, является не просто межпартийной проблемой. Она затрагивает интересы Президента, крупного бизнеса, а также новой электоральной группы - формирующегося среднего класса. Именно на правом поле может быть решен вопрос создания законодательной основы путинской модернизации, образования партии, способной стать если не пусковым механизмом реформ, то, используя расхожий образ, оводом, покусывающим лошадь.

Партия Яблоко изначально не могла претендовать на эту роль, да и не станет этого делать. Явлинскому дорог избиратель - обиженный интеллигент. СПС отказался превратиться в правую партию западного образца, российских неоконсерваторов.

Запрос на такую партию по-прежнему существует - ведь в последнее время появился слой людей, доходы которых растут и уже преодолели докризисный уровень. Они ждут от власти серьезной модернизации экономической системы, изменения роли государства в экономике страны. Они не намерены получать от того финансовые подачки, но хотят, чтобы оно создало им условия для реализации собственных планов. Но ни СПС, ни Яблоко голоса этого электората вряд ли получат.

Разговоры о политически неприкрытой правой части электорального спектра не лишены оснований. Однако до выборов подобная партия вряд ли появится - пока не просматривается серьезных политических фигур, способных выступить с модернистскими лозунгами. При этом Немцов и Явлинский рискуют упустить свой политический шанс - если после переизбрания на второй срок Путин придаст новое ускорение экономическим преобразованием, то нишу партии модернистов вполне способна занять Единая Россия.


Валерий Федоров
"Российская газета"
30.01.2003
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/smi.cgi?news=00000001458

Док. 309553
Перв. публик.: 30.01.03
Последн. ред.: 26.05.07
Число обращений: 667

  • Немцов Борис Ефимович
  • Явлинский Григорий Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``