В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Сигуткин: Россия должна признать Абхазию Назад
Алексей Сигуткин: Россия должна признать Абхазию
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по обороне Алексей СИГУТКИН: Признание Абхазии отвечает национальным интересам России.

3 октября в Республике Абхазия состоятся президентские выборы. К этому событию прикованы взгляды политиков многих стран мира и в первую очередь России и Грузии. Непростая политическая ситуация, сложившаяся вокруг непризнанного мировым сообществом государства Абхазия, заставляет более внимательно подойти к вопросу законности предстоящих выборов. Сегодняшний собеседник главного редактора "Парламентской газеты" - первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по обороне Алексей СИГУТКИН. Во время кровопролитного конфликта 1992-1993 годов между двумя независимыми закавказскими республиками Грузией и Абхазией генерал-лейтенант Сигуткин командовал российскими войсками, втянутыми в боевые действия.

Известно, что бывший президент Грузии Шеварднадзе заочно приговорил российского генерала к смертной казни.

- Алексей Алексеевич, за что же вас так не взлюбил бывший член Политбюро ЦК КПСС?

- Пусть это останется на совести человека, принявшего самое активное участие в процессе развала и, я бы сказал, распродажи нашей страны. Он же был инициатором той войны, в которой с обеих сторон погибли тысячи людей, в большинстве своём мирные жители. 13 месяцев на Кавказском побережье и прилегающих горах гремели выстрелы, рвались бомбы и снаряды, гибли люди. Ради чего и ради кого? Кто прав, кто виноват? Каждая из сторон отстаивает свою "правду". Но, как известно, "ложь имеет сотни обличий, а правда только одна". Я в той ситуации поступал так, как считал наиболее целесообразным и честным, несмотря на непонимание и даже противодействие российских властей. И, что самое главное, на моей стороне был закон.

- Говоря о законе, вы как депутат Госдумы наверняка имеете в виду конкретный законодательный акт.

- Естественно. Но прежде чем говорить о нём, давайте вспомним одно политическое событие пятилетней давности, напрямую касающееся темы нашей беседы. Помните, в мае 1999 года Государственная Дума приступила к процедуре импичмента Президента. Ельцину были предъявлены обвинения по пяти пунктам. Если кто-то забыл их, напомню: развал СССР, расстрел парламента в 1993 году, война в Чечне, ослабление обороноспособности страны и геноцид российского народа. Допускаю, что по всем пунктам обвинения факты против Ельцина имели место. Но, что бы ни говорили инициаторы импичмента о преступной деятельности Президента России, у меня было чувство, что никакого отстранения от власти Ельцина не случится.

- То есть вы хотите сказать, что у парламентских коммунистов и к ним примкнувших не было цели довести импичмент до логического конца?

- Вероятно. Если бы они хотели добиться желаемого результата, то они взяли бы за основу один, максимум два пункта обвинения. Проработали бы их детально, выверили бы юридически, да так, что не придраться ни с одной стороны, предусмотрели бы любую мелочь, и тогда, вполне вероятно, что они "дожали" бы своё дело.

- А какой, по-вашему, пункт обвинений был самым реальным?

- Вполне возможно, война в Чечне. Я и сам как участник тех событий могу сказать, что далеко не всё делалось законным путём при "наведении конституционного порядка". Не случайно, по этому пункту обвинения было набрано больше всего голосов - 283. Расстрел парламента - также, говоря языком юристов, перспективное дело. Геноцид народа и развал армии, по-моему, популистские вопросы, хотя коммунисты и представили по ним массу документов.

- Остаётся развал СССР.

- Да, именно. Здесь позволю себе остановиться подробнее, так как этот вопрос имеет непосредственное отношение к теме нашей беседы. На мой взгляд, пункт "развал СССР" мог бы иметь самые реальные перспективы доведения дела до логического конца. Здесь можно было твёрдо опереться на норму существовавшего закона, который был самым наглым образом попран тремя гражданами СССР в декабре 1991 года. Закон этот назывался "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР". Он подробнейшим образом описывал и регламентировал все шаги, которые необходимо предпринять союзной республике, чтобы осуществить своё конституционное право "свободного выхода из состава СССР" (статья 72 Конституции Союза ССР. - П.К.).

- Но этот закон не очень-то афишировался.

- Конечно. Ведь его знание ставит под сомнение сам факт развала СССР. Давайте вспомним его основополагающие статьи. Во-первых, закон обязывает для обеспечения полной свободы волеизъявления народа провести референдум среди населения союзной республики по вопросу о выходе из состава СССР. Те республики, которые не собирались выходить из СССР, а их было большинство, приняли участие во Всесоюзном референдуме 17 марта 1991 года, в результате которого большинство населения страны высказалось за сохранение обновлённого Союза ССР. То есть решения этого референдума, как, впрочем, и весь закон, были попраны Ельциным и компанией. Неисполнение закона нанесло колоссальный экономический и, я бы сказал, нравственный ущерб России, её народу и народам, проживающим за пределами России. (А это, напомню, только около 30 миллионов русских.) Но кое-кто очень торопился сесть на трон, а на выход цивилизованным путём из состава СССР понадобился бы не один год.

- Но как конкретно закон, о котором вы говорите, касался Абхазии?

- Вот мы, наконец, подошли к главному. Закон "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР" был принят в тот период, когда Грузия находилась в составе СССР, и соответственно он распространялся и на эту "мятежную" республику. И вот что гласит третья статья закона: "В союзной республике, имеющей в своём составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своём государственно-правовом статусе". Хочу особо выделить ключевые слова из этой статьи: "За народами автономных республик... сохраняется право на самостоятельное решение вопроса". Абхазия и решила этот вопрос самостоятельно.

- Собственно, на этом можно было бы поставить жирную точку в правовом вопросе всего грузино-абхазского конфликта.

- Совершенно верно. Отбросив все тонкости, детали, все исторические факты, одним словом, все аргументы в ту или иную пользу, достаточно одного этого факта. Абхазская Автономная Советская Социалистическая Республика в марте 1991 года в соответствии с законом, действующим на территории Союза ССР, в составе которого были и Абхазская АССР, и Грузинская ССР, приняла участие во Всесоюзном референдуме, на котором большинство населения республики (98,6 процента) высказалось за "сохранение СССР, как обновлённой федерации равноправных суверенных республик", и соответственно за своё нахождение в составе СССР. В то же время Грузия, заявившая о стремлении строить независимое государство, участия в этом референдуме не принимала. Таким образом, до момента распада Советского Союза в декабре 1991 года Абхазия оставалась субъектом СССР. При этом Верховный Совет Абхазской АССР, осознавая, что незаконные претензии Грузии на территорию республики ставят под угрозу государственность Абхазии, принял Декларацию о государственном суверенитете Абхазии и постановление "О правовых гарантиях защиты государственности Абхазии". Отныне она стала именоваться "Республика Абхазия", и на её территории было восстановлено действие конституции от 1925 года, по которой Абхазия называлась Советская Социалистическая Республика и не была в составе Грузии.

- Если не ошибаюсь, Грузия примерно тогда же провела свой референдум?

- Да, 31 марта 1991 года в Грузии состоялся референдум с единственным вопросом: "Согласны ли вы на восстановление государственной независимости Грузии на основании Акта о независимости от 26 мая 1918 года?". Фактически это был плебисцит о выходе из состава СССР. Естественно, что Абхазия бойкотировала его, так как, заявляя о выходе из состава СССР, Грузия намеревалась восстановить свою независимость и конституцию 1918 года. Заметим, что до 18-го года Абхазии в составе Грузии не было. После Всесоюзного референдума Абхазия участвовала в переговорах, на которых решался вопрос реформирования СССР. Вполне естественно, что республика не могла одновременно являться субъектом и Советского Союза, и независимой Грузии. Следовательно, государственно-правовые отношения между Абхазией и Грузией, созданные и регулировавшиеся советским законодательством, были прекращены также на основании советского законодательства. Что ещё здесь не ясно? Абхазское руководство принимало решения в соответствии с действующим законодательством. В то время как грузинские лидеры изначально повели свой "освободившийся" народ по пути беззакония.

- Алексей Алексеевич, из всего, что вы сказали, можно сделать один вывод: после развала СССР Республика Абхазия стала независимым суверенным государством, не так ли?

- В международном праве существуют два конфликтующих принципа: территориальная целостность государства и право народов на самоопределение. Из-за этой коллизии в мире в политике нередко применяются так называемые двойные стандарты. Что-то подобное происходит и по отношению к Абхазии.

- Какой же из принципов международного права применим в отношении Абхазии? Например, для Грузии такого вопроса не возникает, она за территориальную целостность.

- Я уверен, что к решению абхазо-грузинской проблемы ни один из принципов сегодня применять просто неуместно. Вопрос Абхазии был решён 13 лет назад в соответствии с действующим законом. Так что я уверен, что Россия должна была ещё тогда первая признать независимое государство Абхазия и содействовать её вступлению в ООН. Но и сегодня это сделать непоздно. Признание Абхазии как независимого государства отвечает национальным интересам России и в долгосрочной перспективе приведёт к укреплению позиций России на Кавказе, снизит опасность возобновления конфликта.

- Но, кажется, президент Грузии Саакашвили радикально противоположного мнения.

- Меня, мягко говоря, удивляет позиция человека, который, не скрывая своей проамериканской ориентации, с пренебрежением относится к законам. А ведь в США, как нигде, трепетно относятся к законодательству. Может быть, Саакашвили просто не знает о существовавшем законе о выходе из состава СССР?

- А как вы относитесь к вопросу вхождения Абхазии в состав России?

- По-моему об этом говорить преждевременно.

- Это связано с предстоящими президентскими выборами в республике?

- Нет. Я думаю, что любые попытки России в этом направлении приведут к обострению ситуации на Кавказе, которая и без того сегодня накалена. Сначала необходимо признать Абхазию как суверенное государство, а уж народ страны сам решит, как ему жить дальше.




Парламентская Газета, Город: Москва

Дата: 01 октября 2004




Док. 309440
Перв. публик.: 01.10.04
Последн. ред.: 25.05.07
Число обращений: 441

  • Сигуткин Алексей Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``