В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Григорий Выгон: Никто не задается вопросом, каким образом ЛУКОЙЛ получал долю в мега-проектах Назад
Григорий Выгон: Никто не задается вопросом, каким образом ЛУКОЙЛ получал долю в мега-проектах
Григорий Вадимович, Лукойл вновь выгоняют из Ирака. Оккупационные власти расторгли контракт на разработку месторождений Западная Курна. И если на Саддама в аналогичной ситуации подействовал аргумент о необходимости выплаты $20 млрд. неустойки, то на США такой аргумент может и не подействовать. Удастся Лукойлу отстоять свои позиции в Ираке? И не последуют ли за Лукойлом и другие российские компании?

Еще до начала войны было понятно, что когда американцы установят в Ираке свой режим, все предыдущие контракты разорвут, а новые будут подписывать преимущественно со своими компаниями. Так что далеко не неожиданность, что Лукойл оттуда убирают. Не думаю, что судебные разбирательства в этой ситуации что-нибудь дадут.
Об ущемлении интересов российской компании сегодня много говорят. Никто не задается вопросом, каким образом Лукойл получил долю в проекте, который изначально был заключен с Зарубежнефтью, государственной компанией. Лукойл много лет пользовался статусом про-государственной компании и на основании этого получал доли в различных международных проектах. Так, Лукойл вошел в "Азери-Чираг-Гюнешли", "Шах-Дениз", "Зых-Говсаны" и "Ялам". Участием российской компании Азербайджан оплачивал возможность разработки месторождений Каспийского Моря до урегулирования проблемы его статуса. Сегодня много говорят об ущербе, который может нанести интересам России строительство трубопровода Баку-Джейхан. Само строительство было бы невозможно без подписания "контракта века", которое, в свою очередь, было невозможно без вхождения в проект Лукойла. Россия сегодня расплачивается за участие Лукойла в Азербайджанских проектах, а компания получает прибыль. Продав свои акции в "Азери-Чираг-Гюнешли" Лукойл получил почти $1 млрд, а государство - ничего кроме головной боли. Сейчас кричат, что Лукойл несправедливо обидели в Ираке, отняли Западную Курну. На самом деле месторождение отняли у государства, это оно должно защищать свои интересы, а не Лукойл.

А с другими российскими компаниями в Ираке такая же ситуация?

В нефтяной отрасли нам ничего не светит.

Насколько это серьезный ущерб для конкурентоспособности России?

Причем здесь конкурентоспособность России? Есть конкретные компании: Лукойл, ЮКОС и т.п. Конкурентоспособность компаний определяется эффективностью и масштабом: если компания высоко прибыльна и у нее есть деньги, тогда она конкурентоспособна, может прийти поучаствовать в тендере наравне с Exxon Mobil, выиграть его и работать. Если компания слабая, неэффективная, то она неконкурентоспособна.

Но можно говорить о конкурентоспособности экономики в целом, а определяет ее, в том числе, и участие российских компаний в зарубежных проектах, их присутствие на зарубежных рынках.

Присутствие на зарубежных рынках во многом определяется политикой. В данном случае наша политическая позиция слаба, и это уменьшает шансы российских компаний на полноценное участие в иракских проектах. Сейчас есть опасения, что американцы и англичане все сделают под себя. Если Лукойл захочет что-то разрабатывать в Ираке, он может на общих условиях принять участие в тендерах, если они вообще будут проводиться. Но вообще помимо Ирака есть много других рынков, на нем свет клином не сошелся. Тем более что нашим компаниям пока с избытком хватает того, что есть в России.

28 мая 2003
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=38822


Док. 309291
Перв. публик.: 25.06.03
Последн. ред.: 25.05.07
Число обращений: 257

  • Выгон Григорий Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``