В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Энергетическая стратегия обещает россиянам много дорогого света и тепла Назад
Энергетическая стратегия обещает россиянам много дорогого света и тепла
Любовь нынешнего правительства к долгосрочным стратегическим программам, пожалуй, явление скорее положительное, чем отрицательное: определенности прибавляется. Потому что мы все равно догадываемся, что цены, например, на электроэнергию будут в ближайшее время повышаться. А когда тебе подробно объясняют, до каких значений и в течение какого периода они будут расти и почему иначе никак невозможно, то волей-неволей смиряешься с мыслью, что халявное тепло и электроэнергия закончились. Поэтому подготовленная правительством Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, хотя и рассказывает в основном о предстоящих подорожаниях, но в целом производит довольно благоприятное впечатление. Впрочем, пойдем по порядку.

Атомом по Приморью

Как и надлежит всем долгосрочным правительственным документам, которые по самой сути должны рождать у граждан чувство уверенности в завтрашнем дне, Энергетическая стратегия обещает, что следующее поколение россиян будет жить лучше, чем нынешнее. Во всяком случае, в плане обеспеченности теплом и светом. Суммарное производство электроэнергии в России возрастет по сравнению с сегодняшним уровнем в 1,34 раза к 2010 году и в 1,84 раза к 2020-му. Потребление тепла в стране за ближайшие двадцать лет должно вырасти немножко поменьше - на 17-30%. При этом только за 2001-2010 годы объем реализации продукции предприятиями ТЭКа увеличится по сравнению с сегодняшним уровнем в 1,5 раза, а объем налоговых поступлений от них вырастет в 1,2 раза даже при снижении мировых цен на нефть. А это, соответственно, новые рабочие места, зарплаты бюджетникам, пенсии пенсионерам и так далее.
Все это, безусловно, приятно, но мы как люди, повидавшие не один десяток долгосрочных программ и прочих стратегий, благополучно канувших в Лету, сразу начинаем искать в документе ответ на основной вопрос: а с чего бы все должно так улучшиться, если сегодня, например, Приморье вымерзает на корню, да и в большинстве других регионов изобилием тепла и света даже не пахнет?
Нам поможет мирный атом - объясняют авторы стратегии. Доля электроэнергии, вырабатываемой атомными станциями, возрастет в полтора раза - с сегодняшних 15 до 20%. Перечень новых атомных энергоблоков, которые планируется ввести в действие в ближайшие двадцать лет, занимает в документе почти страницу текста. При этом подчеркивается, что опережающее развитие атомной энергетики будет сопровождаться кардинальным повышением ее безопасности.
Увеличится выработка электроэнергии и на угольных станциях: удельный вес угля в качестве топлива для ГРЭС возрастет с 20 до 23%. Что касается мазута, то в ближайшие двадцать лет он, как и сегодня, будет обеспечивать 22-23% выработки электроэнергии. А вот использование газа в качестве топлива для электростанций снизится: почти с 50% во второй половине 90-х годов до 42-45% к 2020 году. Приоритет в использовании природного газа будет отдан химической промышленности и внешней торговле - он останется важнейшим источником валютных поступлений в страну.

Полегче с налогами

Стабилизация относительной доли мазута и сокращение доли газа в топливном балансе электроэнергетики не означает сокращения абсолютных значений их добычи. Наоборот, Энергетическая стратегия предусматривает, что уровень добычи нефти возрастет до 335 млн тонн в 2010 году и до 360 млн тонн в 2020-м, а добыча газа составит 655 млрд кубометров в 2010 году и 700 млрд в 2020-м. Понятно, что увеличение добычи нефти, газа и угля, так же как и строительство новых атомных станций, требует весьма значительных денежных вложений. Кроме того, как справедливо отмечается в документе, достижение намечаемых уровней невозможно без соответствующего роста в отраслях машиностроения, металлургии и химической промышленности, а также строительного комплекса. Что, естественно, тоже требует огромных инвестиций.
Где их взять? Авторы стратегии утверждают, что при благоприятных условиях до 80% объема необходимых инвестиций могут быть изысканы внутри ТЭКа. И утверждение это не столь бредовое, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что в качестве одного из упомянутых благоприятных условий, Энергетическая стратегия называет необходимость снижения налогового бремени на предприятия ТЭКа. Мало того, в примечании к тексту документа однозначно указывается, что при сохранении действующих налоговых условий намеченные показатели достигнуты не будут.
Поэтому уже в следующем году правительство планирует внести в Налоговый кодекс ряд изменений, обеспечивающих снижение налогового бремени на ТЭК. В частности, предлагается исключить из перечня подакцизных товаров автомобильный бензин, дизельное топливо и автомобильные масла. Кроме того, будет установлен льготный налоговый режим для добычи нефти и газа из малодебитных скважин и низкопродуктивных участков недр. Пользователи недр будут освобождены от уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Для поддержки инвестиционной деятельности в сфере добычи и производства топлива и энергии предполагается освободить от налогообложения прибыль и имущество новых предприятий по добыче энергетического сырья. Кроме того, эти новые предприятия будут освобождаться от уплаты акцизов на срок проектной окупаемости капитальных вложений. Расходы предприятий ТЭКа на научно-исследовательские цели будут полностью исключаться из базы уплаты налога на доход предприятий. И плюс к этому будут введены льготные тарифы для перевозки угля по железной дороге. Правда, при общем снижении налоговой нагрузки на ТЭК предусматривается введение ряда новых налогов на потребителей энергоресурсов. Например, планируется ввести федеральный налог на потребление моторного топлива. Но в целом облегчение налоговой нагрузки на ТЭК налицо, что, по мнению авторов стратегии, должно привести, во-первых, к повышению рентабельности предприятий комплекса и, во-вторых, к увеличению их инвестиционной привлекательности.

Миф о пользе халявы

Впрочем, одним облегчением налогового бремени решить проблему привлечения инвестиций в ТЭК явно невозможно. Поэтому вторым благоприятным условием, обеспечивающим рост инвестиций в ТЭК, должно стать изменение ценовой политики в отрасли. Основной принцип ценообразования по-новому заключается в том, что тарифы на электроэнергию и цены на энергоносители должны полностью включать в себя все затраты их производителей, в том числе инвестиционные нужды.
Исходя из этого Энергетическая стратегия предусматривает, что цены на газ даже при льготном налогообложении потребуется увеличить в 2,5 раза к 2003 году и еще в 1,4 раза к 2005 году. К 2007 году газовые тарифы будут выведены на уровень мировых цен, что означает их повышение в 3,7-4 раза по сравнению с сегодняшними ставками. Заниженная траектория роста приведет к снижению добычи газа в России, - бесстрастно констатируют авторы стратегии, и сегодняшняя непростая ситуация в газовой отрасли заставляет верить подобным утверждениям.
Рост цен на газ будет сопровождаться и удорожанием угля, хотя и гораздо в меньшей степени. В результате, согласно Энергетической стратегии, на первом этапе цены энергоносителей будут расти на 15-20% в год без учета инфляции. Электричество подорожает в 1,6-1,7 раза к 2003 году, еще в 1,6 раза к 2005 году, а к 2010-му тарифы на него увеличатся по сравнению с действующими в 3,3-3,5 раза без учета инфляции. При этом роль энергетической составляющей в затратах энергоемких отраслей промышленности будет расти на 8%, а потребительские цены - на 3% ежегодно.
Реализация основных задач ценовой и налоговой политики кардинально улучшит инвестиционный климат в стране и инвестиционную привлекательность энергетических проектов, - констатируют авторы стратегии, добавляя при этом, что невыполнение мероприятий в области налоговой и ценовой политики снижает вероятность привлечения инвестиций в 1,5-2 раза.
Увеличение тарифов на электроэнергию в три с половиной раза вряд ли кого-то сильно обрадует. Причем стоит отметить, что речь здесь идет о среднем уровне подорожания. Реальный уровень повышения цены на электричество будет зависеть от текущих сегодняшних тарифов, которые существенно различаются в разных регионах. Например, если для Хабаровской области трехкратное повышение - это три с лишним рубля за киловатт-час, то Иркутской области, чтобы выйти на этот уровень, придется повысить нынешний пятнадцатикопеечный тариф более чем в двадцать раз! В свете таких перспектив прогнозы промышленников относительно того, что оптимизация тарифов убьет значительную часть предприятий, представляются не столь уж надуманными, а настойчивые требования держать тарифы на символическом уровне с целью поддержки отечественного производителя кажутся вполне логичными. Однако реальность свидетельствует о другом.
Чтобы проверить, насколько низкие тарифы на электроэнергию способствуют росту экономики, я сравнил экономические показатели Иркутской области, где сегодня действуют самые низкие тарифы, с показателями соседних областей, - рассказывает заместитель председателя правления РАО ЕЭС России Яков Уринсон. - Все цифры взяты из стандартного статистического справочника за 1999 год, и их может перепроверить любой желающий.
Из девяти обследованных г-ном Уринсоном регионов Иркутская область по индексам производства промышленной продукции заняла предпоследнее, восьмое, место, так же как и по удельному весу убыточных предприятий в промышленности. По рентабельности реализованной продукции и реальным денежным доходам населения она оказалась среди своих соседей - шестое и четвертое места соответственно. Таким образом, тезис о пользе низких тарифов на электроэнергию и тепло практикой не подтверждается.

Тушите свет

Еще один резерв повышения рентабельности энергетики, на который указывает Энергетическая стратегия, - экономия электроэнергии и тепла. Следует признать, что призывы к народу тушить свет, закрывать форточки в зимнее время и, выходя на перекур, выключать станок, в социалистический период большого эффекта не дали. По расчетам Якова Уринсона, в 1990 году электроемкость ВВП России, рассчитанная в долларах по паритету покупательной способности, составляла 1,08 киловатт-час/доллар. По этому показателю Россия шла в хвосте развитых стран. К 1997 году ситуация еще больше ухудшилась, и электроемкость ВВП выросла до 1,4 киловатт-час/доллар.
Повышенная энергоемкость российского ВВП имеет ряд объективных причин - преобладание в промышленности энергоемких сырьевых отраслей, высокая материалоемкость промышленности, низкий уровень электропотребляющего оборудования и технологий, а в последние годы к этому добавились недогрузка предприятий и износ оборудования. Однако, как отмечается в Энергетической стратегии, без решения проблемы энергоэффективности топливно-энергетический комплекс страны неизбежно будет сдерживать оздоровление и тем более подъем экономики. Другими словами, если мы не научимся экономить тепло и электричество, то о подъеме экономики можно забыть. Поэтому сегодня предполагается склонять народ к экономии более действенными средствами - все тем же повышением тарифов. Основной посылкой интенсификации энергосбережения является выход внутренних цен энергоносителей на уровень, обеспечивающий полное самофинансирование включая предстоящие инвестиции производителей топлива и энергии - предупреждает стратегия. Предстоящих инвестиций, как мы уже отмечали, будет много, так что, забыв выключить лампочку в ванной, гражданин получит такой счет за электричество, что моментально излечится от склероза. А для предприятий, которые не очень заботятся об экономии электроэнергии, стратегия предусматривает введение налоговых санкций при недостижении нормативных показателей энергоэффективности.
Еще больше открытий чудных готовит обывателю сфера теплоснабжения, которая сегодня является самым топливоемким сектором ТЭКа, но при этом не имеет единой технической, организационной, экономической, структурной и инвестиционной политики, а муниципальные системы теплоснабжения просто предоставлены сами себе. В результате, как отмечается в документе, ряд направлений производства и использования тепла не учитывается и не оценивается энергетически и экономически. С этим безобразием должна покончить реформа жилищно-коммунального сектора, которая, по оценкам авторов стратегии, даст повышение эффективности потребления топлива и энергии не менее чем вдвое.

Панацея конкуренции

Необходимость инвестировать огромные средства в производство в совокупности с возможностью включать все затраты в тарифы легко может привести к тому, что предприятия ТЭК задерут свои цены далеко за пределы, предусмотренные Энергетической стратегией. В качестве основного механизма сдерживания роста цен стратегия предусматривает кардинальные структурные реформы с целью формирования конкурентной среды в газовой отрасли и электроэнергетике. Для этого, в частности, в России в ближайшие два года должны быть созданы оптовые рынки газа и электроэнергии, разработана система купли-продажи энергии на федеральном и региональных рынках и, кроме того, разработаны и введены в действие правила работы нефтяной биржи и фьючерсного рынка нефтяных контрактов.
Первым шагом на пути реформирования ТЭКа должна стать реструктуризация РАО ЕЭС, концепция которой будет обсуждаться на заседании правительства в ближайший четверг. Естественная монополия - это не вся энергетика, а только транспорт и диспетчеризация электроэнергии, - объясняет Яков Уринсон. - А генерация, сбыт, все виды сервиса - это конкурентная сфера деятельности. Один из ключевых моментов реструктуризации РАО ЕЭС заключается в том, чтобы отделить монополию от конкурентной среды. В соответствии с концепцией реструктуризации из РАО будет выделена сетевая компания, которая будет обеспечивать транспортировку электроэнергии и ее диспетчеризацию, то есть загрузку мощностей в зависимости от стоимости вырабатываемой электроэнергии: чем дешевле станция предлагает электроэнергию, тем сильнее ее нужно загрузить. Очевидно, что сетевая компания должна контролироваться государством и, по мнению председателя правления РАО ЕЭС России Анатолия Чубайса, доля государства должна составлять 75% плюс одна акция.
Производить энергию будут генерирующие компании, которых на первом этапе планируется организовать около двух десятков на базе действующих электростанций. А затем в дело вступает рынок. Генератор заявляет, что готов продать столько-то энергии по такой-то цене, потребитель заявляет, что готов купить столько-то по такой-то, - объясняет Яков Уринсон. - Отсекаются все, кто не попал в совмещенное пространство. Генератор должен определить минимальную цену, по которой ему еще выгодно продавать, и максимальную цену, которую покупатель может заплатить, и предложить цену в этом интервале. Иначе коммерческий диспетчер рынка просто не включит его в расписание. Прообразом упомянутого коммерческого оператора сегодня является расчетно-диспетчерский центр ФОРЭМ - федерального оптового рынка электроэнергии. Правда, работа будущего коммерческого оператора будет на много порядков сложнее и содержательно, в плане организации рынка, и технически. Запуск механизмов конкуренции в энергетике должен привести к тому, что после неизбежного скачка тарифов последует их постепенное долгосрочное снижение.
По мнению Якова Уринсона, разумной альтернативы концепции, которую РАО ЕЭС разрабатывало в течение нескольких лет, сегодня не существует. Работа проделана впечатляющая. Определены виды договоров, на основе которых будут работать все участники рынка электроэнергии, и подготовлены соответствующие изменения в ГК. Определена структура технических средств, необходимая для обеспечения сбора информации от генераторов и потребителей в реальном времени. Подготовлены необходимые изменения в бухгалтерский учет, которые позволят участникам рынка отдельно считать затраты и прибыль по транспорту, генерации, сбыту электроэнергии.
Если правительство утвердит предложения РАО, то в ближайшее время будет издан ряд нормативных актов, закрепляющих основные положения реформы электроэнергетики. Тогда можно будет сказать, что энергетическая стратегия России начала воплощаться в жизнь. Олег Миронов написал письмо Анатолию Чубайсу. Уполномоченный по правам человека РФ озаботился на сей раз


Максим Рубченко
"Эксперт"
11.12.2000
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/smi.cgi?news=00000001234



Док. 309117
Перв. публик.: 11.12.00
Последн. ред.: 25.05.07
Число обращений: 508

  • Уринсон Яков Моисеевич
  • Чубайс Анатолий Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``