В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Заговор против Ельцина Назад
Заговор против Ельцина
Все последние недели руководство Администрации Президента пребывало в неприличной панике. Верхи лихорадило, Ситуация в стране воспринималась абсолютно неадекватно, и толпы революционных матросов мерещились чуть ли не за каждым углом. Финансовый кризис казался почти неминуемым.

И тогда идеи создания госсоветов, советов экономической взаимопомощи, параллельных правительств, расширенных совбезов (эдакого коллективного президента) и даже досрочного ухода в отставку Б.Н.Ельцина так называемые олигархи усиленно навязывали ближайшему окружению президента.

Теперь, когда уже ясно, что краха не будет, революция откладывается, можно предположить, что и очередная попытка аппаратного переворота скорее всего закончится ничем. Во всяком случае, для безумств просто нет причины. Как стало известно МК из очень осведомленных источников, Ельцин не имеет планов соглашаться на передачу власти кому бы то ни было. И даже дочери очень трудно его в этом убедить. Он к этому не готов. Однако отголоски многочисленных телефонных звонков давления вполне явственно слышались во время встречи президента с лидерами Думы. И хотя главная цель встречи заставить парламент принять хотя бы часть необходимых стабилизационных мер, все ельцинские размышления типа без меня передеретесь были явным следствием последних бурных кремлевских недель. Результат вчерашней встречи лишь подчеркнул, что давление на Ельцина с помощью телевидения, ближайших сотрудников и родственников успеха не принесло. И это, пожалуй, не менее важный результат недели, чем то, что МВФ официально объявил о предоставлении помощи России.

В 17-м году Россия безнадежно увязла в мировой войне. Общее мнение высшего генералитета было простым: Николай II явно не справляется с обязанностями Главнокомандующего, губит армию, неспособен навести порядок в тылу. Из-за этого страна не может выполнить союзнические обязательства и решить вопросы национального жизнеобеспечения. В 98-м все вроде бы не так страшно. Ельцину до выборов еще два года. Революционная ситуация явно не вызревает, несмотря на все усилия телевидения. Падение рубля, а с ним и всех олигархических банков, удалось предотвратить. В чем же причина столь острого противостояния власти и олигархов?

Один из известных аналитиков сказал корреспонденту МК весьма емкую фразу: У олигархов очень мало позитива. Действительно, на самом деле реальные возможности крупных банкиров и масс-медиа-магнатов влиять на ситуацию в стране за последний год очень сократились. По сути, наступил своего рода момент истины. Если они не сумеют переломить ситуацию, то говорить о них как о хозяевах страны, баронах, стоящих за спиной режима, будет просто смешно.

Еще осенью, когда разгорелась великая отечественная война Чубайс-Березовский, сразу стала очевидной подоплека конфликта. Правительство не может больше позволять воровать в прежних масштабах, создавать особые условия для приближенных к двору бизнесменов, оно не может больше озвучивать решения российской большой семерки. На это просто нет денег и нет времени. Попытки проводить более жесткую, более осмысленную политику не могли вызвать восторга у людей, которые очень самонадеянно считают, что, собравшись вместе эдакой могучей дюжиной, могут править такой гигантской страной, как Россия. И если позиции государства прежде всего связывались с именами Чубайса и Немцова, то позиции большого бизнеса прежде всего ассоциировались с именем Бориса Березовского, который, собственно говоря, не бизнесмен, а политический лоббист высокого класса.Для него признать ослабление своих политических возможностей значит лишиться всего. Ему-то деньги платят как политической крыше. А политическая крыша, не способная влиять на правительственный чердак, никому не нужна.

Во время этой войны и Черномырдин, и Администрация Президента занимали принципиально трусливую позицию. Пусть бьют и ослабляют друг друга. То, что дело из-за этого стоит, что простейшие решения принимаются по 9 месяцев, а когда принимаются, то не выполняются, никого особо не волновало. Создавалось впечатление, что ребята до неприличия заигрались в предвыборные игры и удержание власти. Даже простая мысль, которая была опубликована, кажется, во всех иностранных газетах, будто идет принципиальнейший спор: кто вообще будет в дальнейшем управлять государством, казалась ельцинскому окружению какой-то необязательной. Как будто Чубайс и Березовский должны мочить друг друга вечно...

Вечно кончилось 23 марта, когда президент отправил Кабинет Черномырдина в отставку. На самом деле логику Б.Н. понять совсем не сложно. Правительство было абсолютно неэффективным. Оно погрязло в межклановых разборках и склоках. Никакого реального улучшения оно добиться уже не могло. А Ельцину такого реального улучшения хотелось. Возможно, в нем последний раз сыграла природная революционность, и он, наплевав на резкое ухудшение своих собственных позиций, попытался сделать очередной рывок, чтобы продвинуть ситуацию. Все, что касалось назначения Кириенко и действий нового Кабинета, широко освещалось в прессе. Олигархи, которые сразу очень хотели сделать правительство карманным, проиграли по всем статьям. Ведь не Думу продавил президент. Он продавил банкиров, которые хотели выжать из государства максимум уступок для себя в обмен на голоса депутатов. Тех, которые покупали этих депутатов скопом и в розницу. Тех, кто в конечном счете очень хочет скорейших выборов и потому, что эти выборы наверняка улучшат их финансовые балансы и увеличат влияние. Кто будет ссориться с хозяевами телеканалов и газет в период массовой агитации и пропаганды?

Дума на самоубийство не пошла. Аккуратно проголосовала за утверждение Кириенко. В результате у хозяев страны оказалось очень мало возможностей влиять на Кабинет. Это первое отсутствие позитива.

Во-вторых, они сразу поняли, что их банкам финансовый кризис в России грозит разорением. Как говорят специалисты Центробанка, в случае девальвации рубля кроме государственных банков и ОНЭКСИМа в России выживет разве что Инкомбанк. Его владелец не имеет шансов управлять страной (его слишком не любят другие олигархи). Зато большее внимание уделяет своему делу. Зато другим придется очень тяжело.

В-третьих, 2000 год все-таки совсем не за горами. И надо на кого-то ставить, а ставить не на кого. В придачу Борис Абрамович Березовский зачем-то оживил Лебедя, которого смертельно боятся остальные воротилы. Боятся прежде всего потому, что знают: Александр Иванович плохо держит слово, а значит, договариваться с ним бессмысленно.

В-четвертых, новый Кабинет оказался сразу в таком положении, что у него нет возможностей миндальничать с крупнейшими неплательщиками налогов. То есть все с теми же олигархами. Война с Газпромом как-то оставила в тени другой, не менее жесткий шаг правительства. Должники в бюджет были отключены от трубы. После этого им, по сути, пришлось капитулировать. И единственный шанс спастись для вождей бизнеса это попытаться снова перехватить ручку управления страной.

Итак, из тактических и стратегических, экономических и политических соображений олигархам надо брать власть. И тут становится очевидным, что реальным препятствием для этого является лишь один человек, за которого голосовали сердцем. Именно на нем держится Кабинет Кириенко. Именно его невыясненное желание то ли баллотироваться, то ли нет мешает начать полномасштабные предвыборные торги. Не говоря уже о том, что плановое и организованное начало президентской кампании это гарантированное спасение от кризиса.

Но как давить на Ельцина? Тем более что его вынос из Кремля может закончиться беспорядками по всей стране. Стратегия была выбрана без лишних изысков. Надо использовать трудности момента для того, чтобы заставить Ельцина отступить. Сначала родилась идея Совета экономической взаимопомощи, эдакого параллельного правительства олигархов, но она была торпедирована Кириенко и Ельциным. По-хорошему ни в Кремле, ни в Белом доме ничего понять не захотели. Тогда на Горбатом мосту оказались шахтеры.

Нынче в Администрации Президента существует почти стопроцентная уверенность, что шахтеры много недель пикетируют перед Домом правительства на деньги Бориса Абрамовича Березовского. Косвенную помощь олигархам готовы организовать губернаторы и хозяева заводов всех мастей, которых могут прижать во время нынешней программы экономии госсредств. Вот уже в Кемеровской области сотрудники алмазообрабатывающего завода собираются перекрыть дорогу, если президент не подпишет указ, разрешающий вывозить бриллианты на огранку в Казахстан, в Калининграде готовы просто отделиться от России, если отменят таможенные льготы, и т.д. и т.п. Многочисленные жулики, привыкшие жить, скажем, на полтора миллиона долларов в месяц, не хотят согласиться на миллион. В этом смысле олигархи представляют довольно значительную и очень влиятельную группу лиц, которые готовы перекрыть хоть все дороги, лишь бы правительство по-прежнему сквозь пальцы смотрело на их маленький бизнес.

Информационная атака на власти сопровождается жесточайшим давлением, которое олигархи оказывают на руководство Администрации Президента. Собственно, таковым руководством можно считать только Валентина Юмашева и Татьяну Дьяченко. Например, Сергей Ястржембский, которого многие считают человеком номер три, узнает о многих событиях постфактум. В частности, даже о таких важных для себя, как назначение Игоря Шабдурасулова заместителем руководителя администрации по связям с прессой.

Ни Юмашев, который довольно быстро научился разруливать ситуации и стал своего рода допущенным в узкий круг суперэлиты, ни Дьяченко не являются отчаянными бойцами. Им трудно отказаться от привычной мягкости окружения. Они явно не готовы к той драке за власть, где выживает тот, кто из последних сил готов вцепиться в горло противнику. Поэтому вряд ли они готовы долго противостоять давлению банкиров, которые даже самые тяжелые для себя обстоятельства привыкли обращать себе на пользу. У них разные закалки.

Но именно эти люди Юмашев-Дьяченко являются чуть ли не монополистами в смысле поступления информации президенту. По сути дела они и силовики являются единственными каналами для передачи информации на главный стол страны. Кроме того, они имеют возможность продолжать работу с президентом после окончания рабочего дня. И если они сломаются, то многое будет зависеть от природной твердости Б.Н. Но ведь известно, вода камень точит.

Конечно, кардинальные идеи смещения президента и досрочного ухода его в отставку вряд ли могут быть осуществимы. Тут Ельцин не послушает даже дочь. Но попытка создать некоторую супервлиятельную структуру, в которой олигархи будут играть первые скрипки, кажется вполне достижимой. В качестве такой структуры, похоже, решено использовать Совет безопасности, куда будут введены все крупнейшие думские руководители, капитаны бизнеса и наиболее яркие политики. Идея эдакого конституционного совещания кажется привлекательной потому, что, по мнению банкиров, с Зюгановым в конечном счете договориться можно. С Лебедем нет. А выиграть у Лебедя очень трудно. Во всяком случае, кандидата, способного на это, у них нет. В этом смысле коллективный президент может быть удобен для того, чтобы переделать Конституцию и ограничить возможности президента. Эдакий спасательный круг на случай неудачных выборов. Кроме того, такой коллективный президент уж точно подомнет правительство с его попытками экономии. А управлять почти всеми политиками, которым всегда нужны деньги и ТВ, бизнесмены уже научились.

На этот вариант Юмашев и Дьяченко пойти могут. Сотрудники администрации уверены, что их руководители пребывают в постоянном страхе. Они не знают, откуда будет нанесен удар и кем. К себе в команду они набрали очаровательных молодых людей, которые разбираются в хороших костюмах, французской кухне и играют в теннис, но не являются бойцами, как, собственно говоря, не являются ими и их руководители. Кроме того, многие из этих сотрудников вполне могут иметь несколько хозяев. Того же Шабдурасулова в открытую называют человеком Березовского.

Весь этот клуб по интересам явно не справляется с ситуацией. И в обмен на некоторые гарантии своего будущего Дьяченко и Юмашев могут пойти на то, чтобы обработать президента. Недаром уже во вторник Ельцин зачем-то неожиданно пригласил все думское руководство к себе в гости. Но, как заметил в воскресных Итогах Евгений Киселев, и политиков, и бизнесменов уже не устраивают такие необязательные формы, как круглые столы у президента. Им нужна реальная власть. Точнее было бы сказать, абсолютная.

Попутно решается и другая задача. Убрать из правительства наиболее непримиримых и тех, которых пока не удается прикормить. Прежде всего речь идет о Немцове, который во многом стоял за решениями по Газпрому и ситуацией с отключением от трубы крупнейших нефтяных компаний, которые не заплатили налоги. Надо заметить, что в той же Администрации Президента к Немцову снова начали относиться как к эдакому экстремисту. Зачем, мол, обостряет ситуацию? Зависимые комментаторы открыто говорят, что Ельцин должен пойти на то, чтобы убрать наиболее раздражающие фигуры из правительства. При этом указывают на Немцова. Атака на Борю-маленького идет по той же схеме, как атака на Чубайса осенью. Уберите его, и все будет хорошо. Вас трогать никто не будет.

Впрочем, дело, конечно, не ограничится только отставкой Немцова. Сказал же Борис Абрамович Березовский о необходимости назначить в правительство аж несколько знаковых фигур. В последнее время по БД ходят слухи, что олигархи судорожно ищут замену и Сергею Кириенко, с которым не могут договориться и на которого не могут ничего найти. Как последняя кандидатура рассматривается даже Борис Федоров, на которого якобы у них есть управа. Впрочем, слух этот пока кажется вполне фантастическим.

Ясно одно. Что уговоры Отдайте того вице-премьера, отдайте сего и все будет хорошо чистой воды ложь. Речь идет о власти, о всей власти в стране. И олигархи для того, чтобы обеспечить себе выживание и во время кризиса, и после 2000 года, готовы на все, чтобы эту власть получить. Впрочем, сами позиции внутри самой семибанкирщины неоднородны. Так, ни начинающий олигарх Чубайс, ни мощнейший олигарх Потанин ультиматумы и Кабинету, и президенту поддерживать не собираются. Другое дело, что Анатолий Борисович был слишком увлечен пробиванием западных кредитов и многое в текущей политической ситуации мог пропустить.

Начав атаку на Ельцина, олигархи не могут не понимать своих очень ограниченных возможностей. Если президент сумеет разобраться что к чему и решит ответить в полную мощь, то, конечно, они будут сметены. От них даже следа не останется. И их нынешняя суета приведет к прямо противоположному результату, чем тот, на который они рассчитывают. Причем особых усилий такая разборка от властей не требует.

Это тем более вероятно, что многочисленные силовые структуры уже давно получили команду работать по капитанам бизнеса с полной нагрузкой. И вряд ли эти структуры когда-нибудь согласятся с тем, чтобы власть перешла" к группе банкиров. Не зря же в Главной военной прокуратуре до сих пор расследуется дело о том, как начальник одного из управлений ФСБ в качестве шутки склонял своих сотрудников к убийству Березовского. По данным МК, в ГВП есть по крайней мере восемь свидетелей этой отличной шутки.

Кроме того, олигархи должны спешить и по другой причине. Получив кредит на Западе, правительство по сути дела получает время на исправление ситуации. И ситуация действительно может начать улучшаться. Тем более что никакой революции все-таки не будет даже в отдельно взятом Кемерово. Чем сильнее ситуация будет меняться к лучшему, тем меньше возможности у магнатов заставить Ельцина отказаться от своих полномочий в их пользу.

Именно этим прежде всего и объясняются постоянные угрозы по телеканалам и в газетах как только Ельцин уедет в Карелию, ему устроят новый Форос. В средствах масс-медиа, принадлежащих заговорщикам, придуманы уже Десятки причин, по которым Б.Н. не должен покидать Москвы. При этом не называется главная: если Ельцин уйдет в отпуск, обрабатывать его даже ближайшему окружению станет гораздо труднее. В отпуск-то он ездит один без главы администрации и без любимой дочери. Значит, времени очень мало.

Пока отпуск президента назначен на 20 июля. Если никаких прорывных решений олигархам не удастся добиться до отъезда президента в Чупу, то, похоже, их заговор не удастся. И на Горках-9 можно снимать усиленную охрану.

Может быть, это и к лучшему. В конечном счете, командующие фронтами в 17-м году, когда валили императора, предполагали, что без слабовольного и негосударственного монарха дела пойдут на поправку. В результате рухнула вся система. И были расстреляны не только огромное большинство тех, кто проголосовал за отречение, но и миллионы обыкновенных граждан. В конечном счете сейчас важно передать власть от Ельцина его преемнику с соблюдением всех конституционных норм. Очень желательно в назначенное время. А оставшиеся два года дать правительству на проведение жестких, неприятных, но необходимых мер. Чтобы другому правительству начинать было легче. А вручать страну олигархам, которые не могут даже на своих предприятиях наладить работу и стать эффективными собственниками, как-то глуповато. Ведь главная беда их в том, что психология у них не миллионеров и государственных людей, а советских аппаратчиков и разбойников с большой дороги.


Александр Будберг
"Московский комсомолец"
16.07.1998
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/smi.cgi?news=00000001223


Док. 309106
Перв. публик.: 16.07.98
Последн. ред.: 24.05.07
Число обращений: 433

  • Чубайс Анатолий Борисович
  • Березовский Борис Абрамович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``