В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Митрофанов: Закон `О милиции` Назад
Алексей Митрофанов: Закон `О милиции`
Уважаемые депутаты, разрешите представить вам законопроект "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О милиции" по вопросу о деятельности подразделений милиции вневедомственной охраны органов внутренних дел. Разработка правовых норм в законопроекте связана с тем, что в последнее время прослеживается устойчивая тенденция повышения уровня вооруженности преступников, появления террористических групп не только в Чеченской Республике, действующих в составе организованных формирований. Это вызывает необходимость усилить охрану не только квартир граждан, но и объектов оборонного значения, энергетических, в первую очередь атомных электростанций. Отсутствие необходимых правовых норм в Законе Российской Федерации "О милиции", подзаконных актов позволило некоторым госорганизациям создать собственные охранные подразделения, отказаться от услуг подразделений милиции вневедомственной охраны. Так поступили, например, в Сбербанке Российской Федерации, на некоторых предприятиях даже оборонного и энергетического комплексов. Система вневедомственной охраны МВД включает около двух тысяч подразделений милиции численностью около, подчеркиваю, четырехсот тысяч человек, так, на секунду.
По состоянию на 1 января 2004 года ГУВО МВД России охраняет более одного миллиона трехсот тысяч квартир и около четырехсот пятидесяти тысяч различных объектов. Годовой объем охранных услуг, оказываемых подразделениями милиции вневедомственной охраны органов внутренних дел, оценивается десятками миллиардов рублей. Только за охрану квартир взимается плата в сумме около 5 миллиардов рублей. Наряду с традиционными охранными услугами вневедомственная охрана выполняет сопутствующие услуги: охрану перевозимого имущества, автотранспорта, строительной техники, хранение оружия и ценностей. Многочисленные арбитражные споры, по данным средств массовой информации, в различных регионах свидетельствуют о том, что правовое регулирование деятельности вневедомственной охраны не отражает современного положения дел в обеспечении имущественной безопасности.
В статье 9 Закона Российской Федерации "О милиции" определено, что к милиции общественной безопасности относятся подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел. Порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений вневедомственной охраны определяется министром внутренних дел. В том же порядке утверждаются нормативы численности указанных предприятий. Перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны, определяется Правительством Российской Федерации. Таким образом, статьей 9 закона не устанавливается, кто должен определять задачи, права и обязанности подразделений вневедомственной охраны. Это порождает различные толкования правовых норм по задачам, правам и обязанностям и многочисленные арбитражные разбирательства. Правовое положение этих подразделений в настоящее время определено многими подзаконными актами, я не буду их перечислять.
Цель законопроекта - ликвидировать имеющиеся неопределенности. Проект федерального закона включает в закон две новые статьи - 91 и 111, в них определяются основные задачи, которые должны решать подразделения милиции вневедомственной охраны, а также права и обязанности сотрудников вневедомственной охраны. В статью 91 включены нормы по обеспечению пропускного и внутриобъектного режимов на предприятиях. Постоянно руководство предприятий ведет спор с вневедомственной охраной, кто должен отвечать за пропускной режим, а кто - за внутриобъектный. Надо поставить точку - возложить всё это на вневедомственную охрану. Назрел вопрос о необходимости инспектирования подразделений охраны объектов с выдачей разрешения о соответствии охраны объекта гостребованиям, хотя об этом упоминается в статье 11, только не сказано, что это обязанность вневедомственной охраны.
Подразделения вневедомственной охраны должны быть уполномочены инспектировать ведомственную охрану и давать заключения, имеющие силу лицензии (разрешения) на создание, функционирование, ликвидацию конкретного охранного подразделения. Самое удивительное, что в Законе "О милиции" не указаны даже права и обязанности сотрудников вневедомственной охраны, то есть можно делать как хочешь - никакой ответственности. Можно критиковать нашу новую статью 111, но она необходима в законе, она упорядочит обязанности сотрудников и даст им права для выполнения своих обязанностей, а также право предъявлять свои требования к руководству охраняемого объекта. В статье 19 мы предлагаем расширить перечень ограничений для принятия граждан на службу в милицию, в том числе во вневедомственную охрану. По закону ограничения для принятия на службу есть только у граждан, имеющих либо имевших судимость или лишенных на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать должности сотрудников милиции.
Авторы предлагают дополнить: не могут быть приняты на службу в милицию также граждане, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными решением суда при вступлении его в законную силу или при наличии подтвержденного заключением медицинской организации заболевания, препятствующего исполнению ими служебных обязанностей; граждане, совершившие повторно в течение года административные правонарушения, посягающие на общественный порядок или установленный порядок управления; граждане, уволенные с госслужбы, из судебных, прокурорских или иных правоохранительных органов по компрометирующим основаниям. Авторы законопроекта предлагают статью 35 дополнить новой частью о том, что средства, - вот важный момент! - поступающие в Министерство внутренних дел Российской Федерации за охрану имущества физических и юридических лиц на основе заключенных в установленном порядке договоров, зачисляются в доходную часть федерального бюджета. Это было, по мнению авторов, незаконно исключено из закона ранее.
Граждане Российской Федерации за охрану своих квартир сейчас перечисляют средства Министерству внутренних дел, а также одному из акционерных обществ. Это непонятно: необходимо или всё перечислять в МВД, или нанимать акционерное общество, которое тогда будет относиться к ведомственной охране, то есть какую-то часть средств перечислять акционерному обществу. Такие перечисления наверняка надо прекратить. Даже Сбербанк, через который проходят платежи, усомнился в правильности такой схемы оплаты и требует с граждан подтверждения, снимая копии паспортов, чтобы они потом не отказывались.
Как показывает практика, часть средств, поступающих в доходную часть федерального бюджета по договорам с руководителями охраняемых объектов, может быть возвращена для решения МВД России дополнительных задач по закупке автотранспорта, компьютерной техники, по оплате коммунальных услуг, премированию и так далее. Нерешенным остается вопрос уточнения понятия "охрана объекта", которое употребляется в законе и в подзаконных актах. В современных условиях оно должно быть расширено защитой и даже обороной объектов, что значительно увеличивает требования к подразделениям вневедомственной охраны и может привести к значительному увеличению количества сил и средств.
Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект только потому, что, по его мнению, нет необходимости выделять, конкретизировать права и обязанности сотрудников вневедомственной охраны, так как все они являются сотрудниками милиции. Предложение авторов законопроекта дополнить статью 35 нормой о направлении всех получаемых от договоров средств в федеральный бюджет правительство почему-то не прокомментировало, правительству деньги не нужны, это стало понятно уже давно, еще когда мы рассматривали предыдущий вопрос. Комитет Государственной Думы по безопасности в своем заключении также пишет, что прав и обязанностей сотрудников милиции изложено в статьях 10 и 11 достаточно, чтобы распространить их и на сотрудников вневедомственной охраны. В докладе я уже указал, однако, что сотрудники вневедомственной охраны осуществляют далеко не те функции, которые имеют постовые милиции. Обязанности по охране оборонных, энергетических объектов включают в себя умение пользоваться приборами электронной, звуковой сигнализации, постоянное совершенствование обеспечения эксплуатационного обслуживания и так далее. Это далеко не полный перечень того, что должны уметь делать сотрудники вневедомственной охраны.
Только для охраны квартир собирается около десяти различных сигнализационных конструкций стоимостью от 1,5 тысячи долларов до 15 тысяч долларов. Видимо, эти обязанности сотрудников вневедомственной охраны должны иметь разную правовую основу по сравнению с обязанностями других сотрудников МВД. Замечание о том, что авторы законопроекта не учитывают, что из закона ранее была исключена норма о финансировании вневедомственной охраны за счет средств, поступающих на основе договоров, не выдерживает критики.
Мы как раз это и предлагаем сделать. Мы, еще раз подчеркиваю, хотим, чтобы все средства от договоров поступали в федеральный бюджет, а не только их определенная часть. Хотелось бы в выступлении содокладчика услышать, кто против предлагаемых авторами изменений. Прошу вас поддержать законопроект, принять его в первом чтении.

03 февраля 2006 г.

http://www.ldpr.ru/press/deputat/deputat_80.html


Док. 309013
Перв. публик.: 03.02.06
Последн. ред.: 24.05.07
Число обращений: 469

  • Митрофанов Алексей Валентинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``