В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Григорий Выгон: Желание инвесторов определяется только одним - соотношением риска и доходности Назад
Григорий Выгон: Желание инвесторов определяется только одним - соотношением риска и доходности
Григорий Вадимович, директор российской нефтяной компании ЮКОС по новым проектам Рэй Леонард объявил, что объем разведанных нефтяных месторождений в России составляет по оценкам ЮКОСа от 97 до 119 млрд. баррелей. Это более чем в 2 раза превышает ранее публиковавшиеся показатели. Например, по данным BP запасы нефти в России составляют 45 млрд. баррелей. Следует так же отметить, что данные о разведанных запасах - государственная тайна России. Насколько можно доверять этому исследованию ЮКОСа?

Важно уточнить, о какой классификации идет речь. По всей видимости, речь идет не о разведанных извлекаемых запасах, в соответствии с используемой в России советской классификацией, а о доказанных запасах. И BP, и Oil&Gas Journal, и прочие организации, делающие оценки для мировых доказанных запасов нефти, приводят для России оценки на уровне 45-51 млрд. баррелей.
На сегодняшний день большинство российских компаний провели независимый аудит своих запасов, для чего специально приглашались ведущие инжиниринговые компании. Если просуммировать те данные, которые есть по десятку крупнейших российских ВИНК, уже получается цифра на уровне 80-90 млрд. баррелей. Таким образом, если речь действительно идет о доказанных запасах, то оценка ЮКОСа, конечно, гораздо ближе к истине, чем те старые оценки, которые делали BP и прочие еще на основе советских данных. Тогда никто аудит еще не проводил и BP, и Oil&Gas Journal приводили советскую классификацию к западной на основании субъективных поправочных коэффициентов. Данных было недостаточно, и полученные оценки были слишком консервативны.

А может ли это повлиять на желание инвесторов идти в нефтяной сектор России?

Желание инвесторов определяется только одним - соотношением риска и доходности. Инвесторы смотрят насколько с точки зрения этих показателей привлекателен для них тот или иной регион. Если они решают, что в России слишком велики риски (несмотря на ту доходность, которую они могут получить), они не пойдут - и все. Дело же не только в объеме запасов. В России может быть и 100 млрд. барр., и даже 200 млрд. Большая и лучшая часть из них уже давно распределена между ВИНКами. На конкурсы будут выставляться либо небольшие месторождения, либо неразведанные участки в труднодоступных регионах без инфраструктуры с большими геологическими и экономическими рисками. Для инвестора важен лишь тот проект, в котором он может принять участие, а не объем уже распределенных запасов.
Если сегодня иностранцы не хотят инвестировать в российскую нефтедобычу кроме как на условиях СРП - это их личное дело. Нам-то что до этого? Все по-разному оценивают риски. Например, риск России отражается в котировках российских евробондов. Котировки соответствуют доходности к погашению на уровне около 9% годовых в валюте, доходности американских государственных бумаг с таким же сроком погашения на уровне 1,5%. Поэтому 7,5% - это наш российский риск. Но насколько он адекватен? Если вы положите деньги в Сбербанк на валютный депозит, например, под эти 9%, вам будет казаться, что риска-то никакого практически нет. А инвестор со стороны не захочет класть деньги в наш Сбербанк, хотя такой доходности он нигде не получит. Поэтому оценки риска достаточно субъективны, и как инвестор оценивает этот риск - это его личное дело. Какая нам, по большому счету, разница, как они его оценивают? Если бы сейчас была необходимость в притоке иностранных инвестиций в российскую нефтедобычу, тогда можно было бы это обсуждать, как это обсуждали в 1995-1997 годах. Сегодня такой актуальной необходимости нет.

А какая тогда практическая цель этого исследования ЮКОСа?

У ЮКОСа, точнее у Ходорковского, вполне конкретный интерес - продать свою долю в компании как можно дороже. Чем больше запасов у самого ЮКОСа и чем дороже стоит баррель этих запасов, тем выше капитализация, тем дороже он может продать свои акции. Когда менеджеры ЮКОСа заявляют, что в России 100 млрд. баррелей нефти, они хотят показать, что она может экспортировать нефть в США и АТР, нефти хватит на всех. Это подтверждает обоснованность амбициозных экспортных проектов, которые активно лоббирует ЮКОС, и косвенно повышает инвестиционную привлекательность компании.
При этом ЮКОС не заинтересован в приходе западных компаний на российские месторождения. Это создаст ненужную конкуренцию и даст повод государству лишний раз сравнить, кто как платит налог на прибыль, и какие технологии использует при разработке месторождений. Поэтому ЮКОС и борется против СРП. Компания заинтересована в приходе портфельных инвесторов, которые будут покупать ее акции, вот и проводит разные PR-акции.

14 апреля 2003

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=37291

Док. 308930
Перв. публик.: 24.05.03
Последн. ред.: 24.05.07
Число обращений: 248

  • Выгон Григорий Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``