В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Григорий Выгон: Обвинять компании в том, что они не выполняют лицензионных соглашений, просто глупо / Accusing companies of not keeping the terms of license agreements is nonsense Назад
Григорий Выгон: Обвинять компании в том, что они не выполняют лицензионных соглашений, просто глупо / Accusing companies of not keeping the terms of license agreements is nonsense
Григорий Вадимович, руководители Газпрома и Роснефти в письме Президенту В. Путину предложили определить ситуацию с нефтегазовыми ресурсами Восточной Сибири и Якутии - по их словам, отнюдь не с тем, чтобы передать лицензии непосредственно Газпрому и Роснефти, а потому, что общими силами, путем создания консорциумов эти месторождения разрабатывать легче. Но пикантность ситуации заключается в том, что большинство из этих месторождений уже имеет своих законных пользователей. О чем говорит такое внимание к проблеме лицензирования, коль скоро корыстных интересов не декларируется?

В бизнесе всегда есть корыстные интересы. Вполне понятен интерес двух компаний к конкретным месторождениям. Газпром давно хочет поучаствовать в разработке Ковыктинского месторождения и газовых месторождений Якутии. И Роснефть, конечно, тоже хочет воспользоваться моментом и своим статусом государственных компаний. В принципе, подход к разработке месторождений в Восточной Сибири в рамках консорциума, конечно, правильный, поскольку это очень дорогостоящие и высокорисковые проекты. Но не думаю, что Роснефть и Газпром - это те компании, которые могут стать полноценными партнерами такого гипотетического консорциума просто потому, что у них денег нет.
Инициатива государственных компаний затрагивает интересы ключевых игроков региона - ЮКОСа и альянса BP-ТНК, уже имеющих лицензии и рассчитывающих приобрести новые. Талаканское месторождение, которым интересуется ЮКОС, и по которому аукцион уже неоднократно проваливался и переносился, не имеет смысла разрабатывать отдельно от Верхнечонского. Лицензия на него принадлежит "РУСИА Петролиум", которая владеет лицензией на разработку Ковыктинского месторождения.
В СМИ утверждается, что сама постановка этого вопроса - создание консорциума, подразумевает отзыв лицензии у этих компаний. Формально причины для отзыва есть. Никаких работ не ведется, лицензионные соглашения нарушены. Но очевидно, что по-другому и быть не могло. О нефти вопрос вообще серьезно был поднят совсем недавно, а разработка Ковыктинского месторождения была напрямую связана с позицией Китая. Мне кажется, в данном случае государство должно проявлять гибкость именно потому, что разработка месторождений в Восточной Сибири, привязана, прежде всего, к выбору экспортного направления. И обвинять компании в том, что они не выполняют лицензионных соглашений просто глупо, потому что куда они эту нефть или газ денут, если сегодня начнут разработку.
Я думаю, что государственные компании пытаются воспользоваться своим административным преимуществом, которое они имеют перед частными. Не знаю, хотят ли они действительно отнять эти лицензии, или просто ищут возможность присоединиться к проектам. Ясно, что с распростертыми объятиями их там никто не ждет. С точки зрения государства, мне кажется, насильственное вхождение этих компаний в нефтегазовые проекты не оправдано. Разрабатывать те или иные месторождения должны наиболее эффективные компании. Другое дело, что государство должно определиться с выбором экспортных направлений. И уже определившись, всячески способствовать продвижению этих проектов.
Инициатива Роснефти и Газпрома может быть поддержана определенными чиновниками Минприроды, но это не в интересах государства. Особенно на фоне соглашения ВР и ТНК. Не секрет, что для ВР в России Ковыктинское месторождение было приоритетным проектом. К нефтяным месторождениям они не проявляли особенного интереса - наоборот, всячески от них отпихивались. Если сейчас, после громких заявлений о создании совместных предприятий и прямых инвестиций в Россию взять и отобрать лицензию, то это будет выглядеть очень плохо. Если Газпром хочет участвовать как полноправный инвестор, он может предлагать создавать консорциум BP и ТНК, а не Путину. Пусть приходит и вкладывает деньги. Думаю, что в этом случае все будут только рады. А если это будет происходить с помощью административных рычагов, на пользу экономики страны и на пользу этим проектам это, конечно, не пойдет.

Чем можно объяснить разговоры, которые ведутся Минприроды, о том, чтобы пересмотреть систему лицензирования, о том, чтобы лицензии были только у тех компаний, которые эффективно разрабатывают свои месторождения? Ведь с механизмом отъема лицензий у нас сложно...

Минприроды борется за сохранение полномочий. А отобрать лицензию возможно и сегодня. У нас есть принцип двух ключей, поэтому нужно согласие местных властей. Если губернатор договорится с министром природных ресурсов, они оба ставят свои подписи, и лицензия отбирается. Другое дело, что компания может потом судиться, но это уже делу не поможет. Такая ситуация не устраивает не только Минприроды, но и недропользователей. Но быстро перейти от командно-административной системы к гражданско-правовой технически и безболезненно невозможно.

27 февраля 2003
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=35275



Док. 308721
Перв. публик.: 24.05.03
Последн. ред.: 24.05.07
Число обращений: 254

  • Выгон Григорий Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``