В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Григорий Выгон: Высказывания Михаила Касьянова очень разумны, своевременны и несут достаточно ясный сигнал нефтяникам Назад
Григорий Выгон: Высказывания Михаила Касьянова очень разумны, своевременны и несут достаточно ясный сигнал нефтяникам
Григорий Вадимович, после расширенной коллегии в Минэнерго Михаил Касьянов заявил, что все новые трубопроводы в России будут государственными, и темпы и объемы экспорта и нефтедобычи будут также определяться государством. Найдет ли государство денег на новые трубопроводы, и будут ли строиться новые нефтепроводные магистрали?

На коллегии Касьянов произнес очень важную фразу о том, что вопрос о строительстве новых экспортных нефтепроводов должен решаться в рамках готовящейся Энергетической стратегии с учетом закладываемых объемов добычи. Это абсолютно правильная постановка вопроса. Именно государство должно определять, сколько нефти добывать, сколько экспортировать, для того, чтобы нефть работала на благо всей страны, а не группы олигархов. По-моему впервые исходным пунктом в своей политике в отношении недропользования государство исходит из базовых принципов. И вообще премьер в тот день был явно в ударе. Он наконец-то поставил вопросы о том, а нужно ли наращивать объемы добычи нефти большими темпами, имеются ли разведанные новые месторождения, которые придут на замену уже освоенным. В частности, Касьянов признал, что добыча нефти идет опережающими темпами и запасов сегодня более чем достаточно. Порадовало и то, что в правительстве понимают, что СРП - не панацея от всех российских бед, а лишь особый режим, предназначенный в основном для дорогих высокорискованных проектов. Наконец, в части, касающейся трубопроводного транспорта, сегодня контроль со стороны государства действительно необходим, и, что еще более важно, премьер-министр подтвердил, что должно сохраняться право равного доступа.
Думаю, что все эти высказывания Михаила Касьянова очень разумны, своевременны и несут достаточно ясный сигнал нефтяникам. Государство начинает озвучивать и строить принципы отношений с недропользователями, формулирует долгосрочную стратегию развития. Государство, если оно хочет сохранить определенный контроль над стратегической отраслью, должно задавать для нее определенные ориентиры. Имея значительные административные и правовые рычаги влияния, оно может добиваться их реализации, вынуждая нефтяные компании следовать определенным стратегиям. Если государство будет вести себя именно таким образом, то Энергетическая стратегия будет реальным документом, а недропользование будет осуществляться достаточно эффективно.

В выборный год правительство демонстрирует свою политическую волю, озвучивает ее устами господина Касьянова. Но не случится ли так, что подобная линия поведения будет свойственна только нынешнему кабинету министров, а после выборов она изменится?

Пока что не волю, а скорее просто понимание текущих проблем, и необходимости четкого ответа на вопросы, являющихся необходимой базой для создания полноценной Энергетической стратегии. Если сменится кабинет (а мы не можем сейчас знать, сменится он или нет), то любая политика, которая будет проводиться в интересах государства, так или иначе обязательно будет учитывать эти базовые принципы.
Создание частных нефтепроводов - вопрос достаточно сложный. Но на сегодняшний день, я думаю, что нефтепроводы должны оставаться в руках государства. По крайней мере, пока у нас не устоятся достаточно цивилизованные отношения между государством и бизнесом. Сегодня мы чаще наблюдаем отношения "по понятиям". Когда они войдут в правовое поле, будут четко работать суды, налоговые органы научатся собирать налоги, а нефтяники перестанут от них уклоняться в таких масштабах - вот тогда можно большую роль отводить бизнесу. Процесс должен быть постепенным. Нельзя сегодня все оставить на волю того дикого рынка, какой у нас есть сегодня, и смотреть, что получится. Сначала государство должно научиться управлять теми рычагами, которые у него есть. Как только оно этому научится, то дальше можно часть своих функций передать в частные руки, в том числе и нефтепроводы.

В ходе коллегии приводились и контраргументы. В частности, глава ЮКОСа Михаил Ходорковский сказал, что откладывание решения относительно ввода новых экспортных направлений стоит российской экономике $10 млн. в день.

Все относительно. Наверное, эти цифры получены при каких-то определенных условиях, например, при сохранении высоких цен на нефть и неконтролируемом росте добычи. Возможно, что из-за промедления в строительстве трубопроводов в виде налогов государство действительно теряет будущие доходы. Однако называть конкретные цифры, приведенные к сегодняшнему дню достаточно сложно, не думаю, что их так легко посчитать с учетом многочисленных косвенных эффектов. А вот оценить ущерб государству от уклонения от налогов довольно легко. Лишь по трем офшорным регионам - Мордовии, Чукотке и Калмыкии государство в 2002 г. теряло в среднем $4,4 млн в день по одному только налогу на прибыль. Согласитесь, это вполне реальные цифры, и они вполне сопоставимы с виртуальными, озвученными г-ном Ходорковским. Отмечу, что более половины этой цифры ($2,3 млн в день) приходится на Мордовию.
В своих выступлениях Господин Ходорковский преследует исключительно свои личные интересы, и любое его высказывание нужно рассматривать как раз через эту призму. Он хочет, чтобы политика государства проводилась таким образом, чтобы капитализация его компании выросла, и ее можно было дороже продать. Это вполне естественное желание крупного акционера крупнейшей компании, и он действует совершенно рационально и достаточно эффективно. Но государство должно свои интересы отстаивать с не меньшим рвением. Михаил Касьянов дал это понять совершенно четко.

17 февраля 2003

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=34906

Док. 308718
Перв. публик.: 24.05.03
Последн. ред.: 24.05.07
Число обращений: 177

  • Выгон Григорий Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``