В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Григорий Выгон: Сделка между ВР и ТНК - явление, безусловно, положительное. Но это еще не означает, что иностранные инвестиции хлынут к нам мощным потоком Назад
Григорий Выгон: Сделка между ВР и ТНК - явление, безусловно, положительное. Но это еще не означает, что иностранные инвестиции хлынут к нам мощным потоком
Григорий Вадимович, компания ВР объявила о создании с "Альфа-групп" и Access/Renova нефтяного холдинга, активы которого оцениваются в $18 млрд. В результате этой сделки владельцы TNK International получат наличными и акциями ВР $6,75 млрд. По мнению аналитиков, наш нефтяной сектор теперь открыт для иностранных инвесторов, и нам следует ожидать нового притока инвестиций. Вместе с тем, "Ведомости" публикуют комментарий редактора отдела "Политика/экономика" Владимира Федорина, где он пишет о том, что все в данной ситуации идет хорошо, но как-то подозрительно хорошо - "последний раз так было летом 1997 года накануне девальвации". Действительно ли мы наблюдаем начало позитивных процессов, или без "подводных камней" не обойдется?

Безусловно, сделка такого уровня является позитивным фактором для российской экономики в целом. Она отражает существенные успехи, которых достигли наши нефтяные компании в сфере корпоративного управления. Такая солидная компания, как British Petroleum, конечно, не станет просто так вкладывать в российский бизнес такие большие деньги. Имя крупнейшей компании подстегнет многих инвесторов, послужит сигналом к тому, чтобы вкладываться в российскую экономику. Это всем понятно.
Не знаю, как там насчет подводных камней, но в этой истории, безусловно, есть ряд нюансов, которые нельзя не учитывать. Все хорошо помнят, какой большой энтузиазм вызвал приход BP в 1997 году, когда компания купила 10% СИДАНКО. Однако компания быстро столкнулась с рядом проблем. Последовал кризис, упали цены на нефть, а потом со стороны ТНК начались враждебные поглощения, скупка активов СИДАНКО через схемы фиктивного банкротства. Между British Petroleum и ТНК была самая настоящая война, проявлявшаяся в постоянных судебных разбирательствах. Не без участия BP был даже временно заморожен кредит Эксим-банка на $500 млн. Тем не менее, акционеры ТНК своего добились, фактически вытеснили Интеррос и потихонечку урегулировали все конфликты с BP. О чем это все говорит? О том, что наш бизнес-менеджмент вполне вменяем, он начинает играть по общепринятым на мировом рынке правилам, и с нами можно иметь дело.
Но поскольку BP 5 лет уже в России - этот случай не типичный. На его основании нельзя говорить, что любой инвестор теперь может прийти в Россию без страха потерять свои деньги и купить все, что он хочет. Нужно понимать, что BP - не просто иностранный инвестор. Компания на очень горьком опыте поняла, что такое российский бизнес, и в данном конкретном случае она хорошо знала, с кем имеет дело, что покупает и за какую цену. Фактически, это была внутренняя, инсайдерская сделка между очень хорошо информированными сторонами.
Акционеры ТНК выполнили свою задачу, они изначально покупали нефтяные активы для дальнейшей перепродажи крупному инвестору. В данном случае они фактически склонили ВР к этой сделке. Ведь у BP был довольно небольшой выбор. Можно было оставаться блокирующим акционером СИДАНКО и "РУСИА Петролеум", наблюдая за тем, как ТНК активно продолжает скупать нефтяные активы, увеличивая свое влияние в важном для BP регионе Восточной Сибири. Последняя история со Славнефтью показала, что если ВР хочет оставаться в России, то ей надо либо увеличивать свою долю в ТНК, либо она может просто уходить, поскольку, не играя роли в принятии решений, делать в России особенно не чего. Тот опыт, который англо-американская компания приобрела в России, позволил ей сделать выбор в пользу увеличении своей доли в ТНК. Хотя отчасти они были вынуждены это сделать, они хорошо знали, на что идут. Нельзя забывать также о том, что нефтяной бизнес в России очень выгоден. С учетом всех рисков рентабельность нефтяных проектов в России гораздо выше, чем в большинстве тех стран, где работает BP.
Но, повторяю: сказать сейчас о том, что теперь в Россию потоком хлынут иностранные инвестиции, ни в коем случае нельзя, потому что данная ситуация нетипичная. Кстати, аналитики, которые заявляют о начале новой эры и массовом притоке иностранных инвестиций, как правило, работают на банки и инвестиционные компании, т.е. имеют конфликт интересов и лично заинтересованы в притоке денег на рынок. Любая компания, которая будет приходить извне и будет пытаться купить крупный пакет акций российской компании, будет аутсайдером, т.е. иметь гораздо меньше информации о реальном положении дел. На сегодня это довольно рискованно, поскольку пока российские акционерные общества недостаточно открыты и старые привычки ведения бизнеса еще живы. Хотя значительный прогресс налицо.
Но в целом данное событие нужно воспринимать с оптимизмом. Эта сделка может послужить примером для российских компаний. ЮКОС и Сибнефть, которые также готовятся к продаже, пошли несколько другим путем - они активно развивают рынок акций. Их опередила компания без рынка акций. Но путь ЮКОСа и Сибнефти более естественный и я думаю, что свои активы они смогут продать дороже, чем акционеры ТНК.

Славнефть не включена в перечень активов, которая войдет в состав объединенной компании. Как разрешить эту ситуацию?

Здесь ситуация, конечно, неопределенная. По этому вопросу должны договариваться акционеры. Я не знаю, на какую компанию в структурах, принадлежащих "Альфа-Групп" и Access/Renova была оформлена их доля в Славнефти. Если она имеет непосредственное отношение к ТНК, то теперь и ВР будет принимать участие в этом процессе. Как бы то ни было, теперь без них раздел Славнефти будет осуществить гораздо труднее. Акционеры ТНК в лице BP получили неплохой козырь в этой игре.

12 февраля 2003

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=34714


Док. 308717
Перв. публик.: 24.05.03
Последн. ред.: 24.05.07
Число обращений: 204

  • Выгон Григорий Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``