В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Сысоев: Что немцу хорошо, то и русскому сгодится Назад
Александр Сысоев: Что немцу хорошо, то и русскому сгодится
Депутат Государственной Думы Александр Сысоев вернулся из служебной командировки в Германию, где он находился в составе делегации комитета Госдумы по аграрным вопросам в рамках совместного проекта и по приглашению комитета зашиты потребителей, продовольствия и сельского хозяйства бундестага.
Чему же могли научиться российские аграрии-законодатели у немцев и о чем задумались применительно к своей деятельности в Думе? Об этом - интервью с Александром Митрофановичем.
- Александр Митрофанович, если поездка была организована на столь высоком уровне, вам, вероятно, показывали что-то совсем уж из ряда вон выходящее и вопросы обсуждались соответствующие?
- Действительно, бундестаг организовал для нас такую "экскурсию" по поручению Министерства защиты потребителей, продовольствия и сельского хозяйства Германии. Вы, наверное, заметили, как называются у них и министерство, и комитет законодательного собрания страны, - вот в этом-то и заключается суть и направление развития сельского хозяйства у немцев:
они с уважением относятся к своему народу и берегут здоровье нации. А то, что нам показывали, действительно заслуживает внимания, и об этом я еще расскажу. Мы встречались непосредственно с фермерами, руководителями кооперативов, ну и, конечно, с работниками министерств и руководителем комитета парламента. Побывали в землях Бранденбург, Баден-Вюртемберг, Северной Баварии и т.д...
Обсуждалось много тем, но среди основных прежде всего - ипотека земель сельскохозяйственного назначения. Эта тема актуальна сегодня в России, и, скажу откровенно, в Германии было чему поучиться.
Органы государственной власти в лице министерств, в лице управлений землями (то же, что у нас области - авт.) очень четко отслеживают все связанные с этим процессы. Любое движение земли, передача ее из одной формы в другую - все это проходит очень тщательный контроль, к земле они относятся очень и очень бережно. Кстати, и мы недавно приняли в первом чтении законопроект "О переводе земель из одной категории в другую", которым предлагается установить достаточно жесткий механизм изменения целевого использования земельных участков. Это, на мой взгляд, поможет устранить злоупотребления со стороны должностных лиц, которые, к примеру, сознательно переводят сельскохозяйственные угодья в бросовые земли из соображений личной выгоды.
В Германии очень бережно относятся не только к земле, а вообще к
своим природным ресурсам, в частности - к лесам. Хотя у нас не было это запланировано, но мы попросили более детального разговора на интересующую тему, ведь в России, как известно, существуют очень большие проблемы в этой отрасли, но в то же время у народа есть опасения, что появится закон, позволяющий приватизировать русский лес.
Так вот, в Германии лес находится и в государственной, и в частной, и в церковной собственности (есть там и такая ее форма). Но все равно любое движение - будь то продажа, вывод из любого вида хозяйственной деятельности и перевод в другой, и т.д. - находится под четким контролем государства. Все это понимают, принимают и действуют в соответствии с законом. Возможно, еще и потому, что однажды (в начале прошлого века) в стране уже было принято неудачное лесное законодательство, в результате чего немцы лишились 95 процентов лесов. Потом государство, что называется, "опомнилось", приняло чрезвычайные меры, но восстановить смогло только 45% от того, что было.
Как говорится, "другим наука" - и россияне не исключение.
- Александр Митрофанович, в комитете по аграрным вопросам Госдумы вы курируете подкомитет по государственной поддержке и регулированию агропромышленного производства. Как в Германии обстоят дела с этим вопросом?
- Вы знаете, нас поразил объем той государственной поддержки, которой сегодня пользуются сельские товаропроизводители ФРГ. Судите сами: на гектар посева зерновых фермер или коллективное хозяйство получает около 300 евро прямой дотации - без всяких ограничений! Поразил меня и тот факт, что господдержка осуществляется на четырех (!) уровнях: во-первых, по линии Евросоюза, затем - из федерального бюджета, из бюджета земли и даже муниципального (по-нашему - районного) бюджета. И с кем бы мы ни встречались, никто - от фермера до министра -не допускает мысли, что может быть иначе.
- И какова же, учитывая это, эффективность сельского хозяйства в ФРГ?
- Меньше 50 центнеров зерновых с гектара они не получают. Показатели по всем остальным отраслям тоже впечатляют. Кстати, мы заметили, что те сельхозпредприятия, которые "вышли" из Восточной Германии, имеют более сильную экономику. Потому что коллективный труд всегда дает более высокий экономический результат, чем индивидуальный или раздробленный...
- По логике Россия, имея такие традиции, имеет и потенциал...
- Конечно. Скажу банальную вещь:
мы должны все ценное, что было в прошлом, с умом привнести в сегодняшние экономические отношения. Учитывая и то, что президент в своем послании говорил о необходимости уделить внимание отечественному сельхозтоваропроизводителю...
Кстати, сейчас в Германии высокие показатели в сельском хозяйстве - уже не основная цель. Теперь они ставят перед собой другую задачу. В Восточной Германии нам показали производственно-перерабатывающее предприятие "Бродовин", которое занимается развитием экологического сельского хозяйства и, соответственно, производством экологически чистых продуктов (здесь отдельная статья дотаций). Это значит, что они отказываются от применения любых видов химических препаратов, будь то удобрения или средства защиты. Урожайность, конечно, ниже, но качество продукции значительно выше и она дороже. Повторюсь, что огромное внимание немцы уделяют вопросу защиты потребителя - а это в том числе и качественная, свежая продукция. Они четко контролируют наличие необходимых питательных веществ в продуктах.
Мы побывали в двух НИИ, которые осуществляют контроль за продовольствием. И пока они не дадут соответствующего заключения о том, что продукт может идти к потребителю, никакого движения не произойдет.
Я категорически зато, чтобы суть у нас была той же. Зачем нам свинина из Бразилии 30-летней давности? Но она же завозится!
- И как с этим бороться?
- Законами, только законами! Сейчас, например, в нашем комитете готовится рамочный закон, который должен объединить все сегодняшние проблемы сельского хозяйства России. Это очень серьезный закон. Я думаю, что к бюджету текущего года он должен быть принят. Он предусматривает ряд подпрограмм, связанных с формированием продовольственного рынка, объемами производства мяса, молока и зерна, продовольственной безопасностью страны, укреплением хозяйств техникой, кредитованием сельскохозяйственного производства, выравниванием цен на продовольственную продукцию и те же энергоносители. Внимание в документе будет уделено и социальному обустройству села, и кадровой подготовке специалистов...
- Александр Митрофанович, могли бы вы сказать, что, как депутат от Воронежа, вы съездили в Германию с пользой для Воронежской области?
- Я думаю, да (смеется)... В рамках поездки обсуждался опыт ФРГ еще и в таких областях, как лизинг сельхозтехники и деятельность машинно-технологических станций и объединений по совместному использованию сельхозтехники. Почему для нас был важен опыт по лизингу? Думаю, понятно: обеспеченность техникой российского сельхозпроизводителя сегодня одна из самых больных тем. Нашей целью было привлечь производителей этой техники и те фирмы, которые занимаются ее поставкой внутри страны, на наш рынок. Для этого нужно объединить усилия законодательства, и российского и немецкого, с тем чтобы устранить основные барьеры. Прежде всего это таможенная пошлина. Кстати, у них сейчас перепроизводство сельскохозяйственной техники, и надо открыть для нее дорогу к нам. Так вот, я отдельно разговаривал о том, чтобы попробовать создать на территории Воронежской области, учитывая практику лизинга, совместно с немецкими компаниями хотя бы две машинно-технологические станции. Проработка этого вопроса сейчас ведется. Но заранее скажу, что это не так просто. Прежде всего для этого необходима гарантия, гарантия того, что эти станции будут у нас работать успешно. Очень много инвесторов, приходя в Россию, "обжигались* по разным причинам... И все же мы будем их привлекать, убеждать, в том числе и с помощью нашей законодательной базы, к совершенствованию которой надо стремиться.
Елена ЧИРКОВА.



МОЛОДОЙ КОММУНАР (Воронеж), Город: ВОРОНЕЖ
Дата: 06 мая 2004


Док. 308652
Перв. публик.: 06.05.04
Последн. ред.: 24.05.07
Число обращений: 256

  • Сысоев Александр Митрофанович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``