В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Григорий Выгон: Сам налог на добычу порочен по свой сути, а советы, которые щедро раздает МВФ, еще порочней! Назад
Григорий Выгон: Сам налог на добычу порочен по свой сути, а советы, которые щедро раздает МВФ, еще порочней!
Григорий Вадимович, эксперты МВФ посоветовали Минфину подкорректировать формулу расчета ставки налога на добычу полезных ископаемых для того, чтобы российское государство получало большую прибыль от высоких цен на нефть ...

Да пошли эти ребята из МВФ со своими советами, честно говоря!..
Не нужны нам их советы, и так в свое время уже насоветовали предостаточно. Самим пора думать. Это во-первых.
Во-вторых, сама идея изъятия сверхдоходов через НДПИ абсолютно неверная. Надо не ставки НДПИ повышать, а вообще этот налог менять и как можно быстрее. Это абсурдный налог, он настолько нелеп, насколько вообще налог может быть нелепым. Единственное его достоинство - это то, что его легко собрать и трансфертные цены на него не влияют. Но это достоинство - результат бессилия правительства перед схемами по уклонению от налогов.
Что вообще такое "налог на добычу полезных ископаемых"? Уже в самом названии содержится порок. Представьте, что Вы добыли нефть, а продать ее по каким-то причинам не можете, а налог с вас все равно возьмут. Это же ерунда! Налог должен браться после продажи, после того, как образовался финансовый результат производственной деятельности. В российских условиях финансовый результат очень зависит от соотношения между внутренними и внешними ценами. Сегодня недостатки НДПИ особенно заметны: внутренние цены на нефть очень низкие, они на уровне 1000 рублей за тонну, потому что рынок затоварен. Продавать нефть по такой цене - себе в убыток даже без НДПИ. Поскольку сегодня на экспорт в виде нефти идет в среднем около 40% добычи, то привязка к экспортной цене неоправданно увеличивает налоговую нагрузку. По сути НДПИ - это экспортная пошлина с добычи, то есть, чистое недоразумение.
Другой недостаток налога - это то, что шкала плоская и не учитывает особенностей различных месторождений. Нефтяники в наследство получили совершенно разные месторождения: кто-то в основном более истощенные, у кого-то есть новые высокорентабельные месторождения. Естественно, что всех под одну гребенку невозможно причесать. Сейчас еще ситуация терпима, но, если мировые цены упадут, то, несмотря на то, что ставка НДПИ уменьшится в 1,5 раза быстрее, многие месторождения при низких внутренних ценах станут нерентабельными, и скважины будут консервировать. Это было и в прошлом году, но наблюдается даже сегодня, хотя экспортные цены существенно выше.
А ведь затоваривание внутреннего рынка нефти в зимний период становится для России тенденцией. Экспорт нефти увеличивается, потому что добыча у нас растет гораздо быстрее потребления, а экспортные возможности ограничены. Даже за счет увеличения экспорта нефтепродуктов зимой уже нельзя компенсировать этот избыток нефти просто потому, что сезонно падает спрос. С тем объемом светлых нефтепродуктов, который мы могли бы экспортировать, железные дороги и порты просто не справляются. А наш высокосернистый мазут не нужен ни в Европе, ни в России. В результате НПЗ вынуждены сокращать объемы переработки и цены на нефть падают. Эта ситуация, очевидно, повторится и в следующем году, и через год, и так далее.
А что касается изъятия сверхдоходов - то если они возникают в результате повышения мировых цен на нефть, то изымать их проще всего именно с экспорта. Экспортные пошлины надо поднимать, а не НДПИ. Вообще, оптимальная система налогообложения нефтяной отрасли - слишком сложная тема. В мире существуют различные варианты рентных налогов, в той или иной степени прогрессивные. Они в принципе позволяют изымать сверхприбыль. Но мне кажется, что в российских условиях это все пока неприменимо, потому что любые налоги, ориентированные на рентабельность проекта, собираться не будут. Даже налог на прибыль собрать не могут, прибыль по-прежнему уходит в оффшоры, причем принятие главы Налогового кодекса, где отменяются всевозможные льготы по налогу на прибыль, практически не изменило ситуацию. Мордовия, Калмыкия, Чукотка, Таймыр и Эвенкия в региональные бюджеты налога на прибыль почти не платят.
Те изменения налогообложения в сфере недропользования, которые мы наблюдаем последние несколько лет, - это не есть налоговая реформа. На мой взгляд, если уж государство так нацелено на то, чтобы изъять сверхдоходы, не думая о завтрашнем дне, то систему надо максимально упростить - вместо НДПИ вернуться к роялти с дифференцированной шкалой в зависимости от добычи, причем собирать налог в натуральном виде, а сверхдоходы изымать повышением экспортных пошлин.

И все-таки: у нас есть справедливый механизм изъятия природной ренты, или нет?

А что значит "справедливый"? Справедливость - это философское понятие, каждый под справедливостью понимает свое. Для нефтяников справедливость - побольше денег заработать, поменьше отдать. А государство исключительно о текущем бюджете думает, а потом - хоть трава не расти. Если нет долгосрочной стратегии развития, то и справедливых налогов не будет.

А идея "перекачки" этих денег в обрабатывающие отрасли?

Нельзя насильно перекачать деньги. Капитал сам ищет проекты, где отдача с учетом рисков выше.

Государство - неэффективный инвестор?

Государство не может быть эффективным инвестором. На то и нужен частный сектор, чтобы эффективно распоряжаться капиталом. На сегодня получается так, что отдача от капитала выше всего в нефтедобыче.
Но государство, в принципе, могло бы создать условия, при которых вкладывать деньги в переработку было бы не менее выгодно, чем в нефтедобычу. Пока что мы наблюдаем искусственное ограничение экспорта нефти - закрытие экспорта через Вентспилс и отказ нефтяникам в строительстве частных нефтепроводов. Это, конечно, может привести к пересмотру инвестиционных планов по нефтедобыче. Но эти ограничения будут стимулировать нефтяников вкладывать деньги в нефтепереработку, только если государство будет поощрять вложения в увеличение глубины нефтепереработки и проекты по экспорту нефтепродуктов. В противном случае менеджеры могут начать сворачивать инвестиции и уводить деньги за границу, не вкладывая их в нефтепереработку. Будет происходить рост нелегальной утечки капитала, что в прошлом году и наблюдалось. Других способов перераспределения денег из добычи в переработку, кроме как создать экономические стимулы, нет. Одними ограничениями по экспорту нефти или изъятием сверхдоходов и целевыми государственными инвестициями делу не поможешь.

30 января 2003
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=34153



Док. 308646
Перв. публик.: 24.05.03
Последн. ред.: 24.05.07
Число обращений: 224

  • Выгон Григорий Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``