В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Григорий Выгон: Решение о переносе трубы - несколько неожиданное, но правильное / The decision to change pipeline route was unexpected but right Назад
Григорий Выгон: Решение о переносе трубы - несколько неожиданное, но правильное / The decision to change pipeline route was unexpected but right
Григорий Вадимович, СМИ комментируют результаты заседания Совета безопасности России, посвященного Дальнему Востоку. По сообщению "Известий", на заседании СБ было принято предварительное решение об изменении маршрута транспортировки российской нефти из Восточной Сибири в тихоокеанские порты, причем это решение было принято Президентом РФ В. Путиным. Насколько вероятно принятие такого решения? В таком случае будут ущемлены интересы Китая, с которым мы так дружны последнее время. Что нам грозит от Китая?

Ничего нам от Китая не грозит, нам важнее всего соблюдать свои собственные интересы. Так поступают все нормальные страны. Куда мы хотим проложить трубопровод, туда и проложим. Интересы Китая тоже ущемлены не будут, поскольку нефть он получит в любом случае. Кроме того, в тех же СМИ озвучивается версия, что Китай может получить отступные вроде участия в нефтегазовых проектах в России, в той же Славнефти или в Талаканском месторождении, или еще каком ни будь месторождении Восточной Сибири. Так что здесь вполне возможно найти взаимовыгодный вариант.
Хорошо, если Президент действительно уже принял такое решение. Я его поддерживаю и считаю, что именно так государством должны решаться вопросы развития экспортных направлений, потому что вопрос о том, куда пойдет российская нефть - это не только экономический, но еще и политический вопрос. Здесь нельзя все отдавать на волю рынка, на откуп нефтяным компаниям. Руководствоваться нужно, прежде всего, интересами государства. Кроме того, по моему личному мнению, прокладка трубопровода в Находку в долгосрочной перспективе для России выгодней, чем в Дацин. Причина очевидна - развитие регионов Дальнего Востока, и наличие несколько рынков сбыта, возможности поиска лучшей цены. Причем цена будет определяться уже рынком, а не долгосрочными договорами по результатам переговоров. Минусы же этого маршрута заключаются в том, что прокладка трубопровода в Находку вдвое дороже и что загружать его нужно вдвое большими объемами нефти, чтобы этот проект имел экономический смысл.
Вот здесь может возникнуть проблема, поскольку необходимо получить гарантии нефтяных компаний по загрузке этого нефтепровода. Кто сегодня в Восточной Сибири работает? ЮКОС, Тюменская нефтяная компания и Славнефть, которую купят в ближайшем будущем... Если эти компании не захотят загружать нефтью трубопровод до Находки, то проекта не будет. А это вполне возможно, потому что до сих пор ЮКОС ориентировался на быструю отдачу на вложенный капитал. Точно так же, как и Сибнефть, которая является одним из главных претендентов на покупку Славнефти, особенно после покупки белорусского пакета. Владельцы этих компании стремятся к максимально быстрой отдаче для того, чтобы увеличить свою капитализацию, и, возможно, продать свои акции. А проект строительства трубопровода до Находки будет окупаться дольше и отдача на вложенный капитал будет ниже, по сравнению с проектом Ангарск-Дацин. Как эти компании отреагируют на решение правительства? До сих пор ЮКОС лоббировал именно последний вариант, поэтому если он упрется, то возникнут проблемы, потому что без нефти прокладывать трубу смысла нет. Так что посмотрим на то, что скажут наши олигархи.

Согласно только что появившемуся сообщению агентства Интерфакс, ЮКОС рассчитывает стать основным собственником российской части нефтепровода Ангарск-Дацин. Михаил Ходорковский отметил: пока что ЮКОС не является ответственным за строительство трубопровода, его вложения в этот проект до сих пор являлись "благотворительными". Если государство не поддержит инициативу ЮКОСа, и труба будет собственностью Транснефти, то реализация проекта может затянуться.

Что и ожидалось. С другой стороны, Ходорковский прав в том плане, что финансировать строительство трубопровода за свои деньги, осуществлять колоссальные инвестиции в разработку восточносибирских и якутских месторождений, а потом еще платить Транснефти по тем тарифам, которые установит федеральная энергетическая комиссия - несправедливо, тем более, что риски и так достаточно велики. Если государство готово взять финансирование строительства на себя - это одно дело, если нет - надо делиться. Тогда проект до Находки станет тем событием, которое разрушит монополию Транснефти. Государство должно прийти к пониманию того, что нельзя, не имея денег, пытаться искусственно навязывать монополию независимым компаниям.

А с чем тогда связано заявление руководства Транснефти о том, что транспортная монополия замораживает свои тарифы на 2003 г.?

А почему нет? Транснефть, как ни странно, - одна из самых высокоприбыльных компаний. В свое время ей так подняли тарифы, что она добилась рентабельности чистой прибыли в 36% в 2001 г., и 29% за первые полгода 2002 г. То есть ее рентабельность находится на уровне самых эффективных нефтяных компаний - ЮКОСа, Сибнефти и Сургутенфтегаза. Транснефть сейчас генерирует около $750 млн. операционных денежных потоков в год. При этом у нее очень низкая задолженность и она может финансировать свои инвестиции не только за счет собственных средств, но и за счет привлечения кредитов.
Тем не менее, если вернуться к строительству трубы до Находки, то конечно, $ 5 млрд. Транснефти в одиночку не потянуть. Следует отметить, что Транснефть долго лоббировала именно этот проект, в том числе, и по тем соображениям, что она же сама и строит трубу. Если заказчиком выступит государство или инвесторы, то чем дороже проект, тем больше она получит с этого строительства. Поэтому эта борьба велась довольно долго. Казалось, что ЮКОС окончательно убедил правительство, во всяком случае, Минэнерго, что труба будет до Дацина. Решение о переносе трубы - несколько неожиданное для нас, непосвященных в перипетии подковерной борьбы, но в принципе правильное.

9 декабря 2002
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=32441



Док. 308585
Перв. публик.: 24.05.03
Последн. ред.: 24.05.07
Число обращений: 199

  • Выгон Григорий Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``