В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Григорий Выгон: Есть существенная причина, вызванная пороками режима СРП / Тhеrе`s аn imроrtаnt rеаsоn саusеd by blеmishеs оf РSА rеgimе Назад
Григорий Выгон: Есть существенная причина, вызванная пороками режима СРП / Тhеrе`s аn imроrtаnt rеаsоn саusеd by blеmishеs оf РSА rеgimе
Григорий Вадимович, экспертный совет по металлургии при комитете Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям обвинил крупнейшие иностранные компании ExxonMobil и RoyalDutch/Shell в том, что они не только не приносят реальных инвестиций в российскую экономику, но и отстраняют от участия в проекте российских подрядчиков. В чем, по Вашему мнению, причины возникновения подобных проблем?

Что тут можно сказать?..
Проект Сахалин-2 уже реально работает с 1999 г., в него вложено около 2 млрд. долл., сейчас там добывается около трех миллионов тонн нефти в год. Так что с реализацией этого проекта ситуация относительно нормальная. А по Сахалину-1 добычи до сих пор нет, за 7 лет вложено всего несколько сотен млн. долл., есть лишь обещания инвестировать 12 млрд. Реализация проекта Сахалин-1 проходит безобразно, его перспективы, особенно с продажей газа, неясны.
Но что касается подрядчиков, то это как бы отдельная проблема. С самого начала, с момента подписания соглашений, российские подрядчики были поставлены в невыгодные условия. В самих контрактах прописан очень высокий минимальный порог стоимости подрядных работ, которые должны проводиться на конкурсной основе. Так, по СРП Сахалин-1 Консорциум объявляет конкурс лишь на контракты, стоимость которых превышает 5 млн. долл., а по СРП Сахалин-2 - 15 млн. долларов. В тех странах, где реализация СРП проходит достаточно успешно, конкурсы проводятся, как правило, если стоимость контрактов превышает всего 100-250 тыс. долл. Понятно, что большинство подрядных работ сегодня может заключаться без конкурса, естественно, не в пользу российских подрядчиков.
Но есть и объективные причины, помимо плохих условий в контрактах. Наши подрядчики зачастую просто неконкурентоспособны. У многих отсутствует опыт изготовления оборудования для эксплуатации в шельфовых условиях (по климатическим, механическим, эргономическим и др. показателям). Часто не хватает необходимого опыта ведения коммерческих операций с международными потребителями. В ряде случаев отсутствуют сертификаты качества по международным стандартам. Нет гарантий стабильных поставок изделий и их сервисного обслуживания на протяжении десяти и больше лет. Наконец, у наших компаний относительно слабое финансовое состояние и короткая кредитная история. Так что, вполне понятно, почему западные инвесторы предпочитают пользоваться услугами западных подрядчиков.
Но и есть, правда еще одна существенная причина, вызванная внутренними пороками самого режима СРП. В некоторых случаях инвесторам выгодно завышать затраты. Дело в том, что все затраты им компенсируются, а пропорции раздела прибыльной нефти зависят от достигнутого уровня рентабельности проекта. Чем ниже рентабельность, тем выше доля инвестора. Скажем, по условиям Сахалина-2, на начальном этапе 10% прибыльной нефти идет государству, а 90% - инвестору. И, лишь по достижении определенного уровня рентабельности, а именно 17,5% да еще с учетом инфляции в США (совершенно немыслимые условия!), соотношение уже будет 50/50. В пользу России - 70/30, раздел происходит уже при достижении 24%. Чем больше затрат накапливается, чем дальше отодвигается появление прибыльной нефти, и тем меньше шансов у государства получать прибыльную нефть в нормальной пропорции. Поэтому инвестору, естественно, выгодно нанимать дорогих западных подрядчиков, уже исходя из этих соображений. А уж если подрядчики аффилированы с инвестором, то получается двойная выгода.
Так что существует масса причин, почему наши подрядчики не привлекаются к работам по СРП в больших объемах. Принципиально в этих двух проектах ситуацию изменить уже нельзя. В будущем, чтобы такого безобразия не было, нашим подрядчикам следует повышать свою конкурентоспособность, а Правительству - добиваться нормальных условий в соглашениях и следить за их соблюдением.

21 октября 2002

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=30385

Док. 308566
Перв. публик.: 24.05.03
Последн. ред.: 24.05.07
Число обращений: 169

  • Выгон Григорий Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``