В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Григорий Выгон: Себестоимость российской нефти / The prime cost of Russian oil is quite different Назад
Григорий Выгон: Себестоимость российской нефти / The prime cost of Russian oil is quite different
Григорий Вадимович, одной из центральных тем предстоящего энергетического саммита в США будет строительство нефтяного терминала в Мурманске, который откроет для российских НК новые перспективы в плане освоения американского рынка. В связи с этим, источник из Минэкономразвития предоставил "Известиям" следующие цифры: несмотря на то, что в Саудовской Аравии себестоимость барреля составляет $2, а себестоимость нефти, добываемой в Западной Сибири - $ 6-8, тем не менее, за счет большей географической приближенности России к США, Америке более выгодна российская нефть. Так ли это? Согласны ли вы с аналитиками, которые говорят, что российские НК слишком торопятся с освоением американского рынка?

Во-первых, говоря о себестоимости, всегда следует уточнять, что имеется в виду. Если речь идет о денежных расходах без налогов, то могу отметить, что все приведенные цифры неправильны. Да, себестоимость добычи в Саудовской Аравии ниже $2 за баррель, однако и наши нефтяные лидеры заявляют себестоимость в пределах $2. Во всяком случае, и Сибнефть, и ЮКОС распространяют такие цифры среди общественности. В среднем же по России себестоимость чуть ниже $3 за баррель, ни о каких $6-8 речи не идет, это данные до девальвации. Если же учитывать налоги, то не следует забывать, что национальные нефтяные компании стран Персидского залива именно в силу своего национального статуса несут очень большую социальную нагрузку, которая существенно выше налоговой нагрузки наших ВИНК. Так что в этом случае мы тоже вполне конкурентоспособны. Насчет расстояний и более выгодного географического положения я не очень уверен, что затраты по транспортировке у российских компаний будут намного ниже или вообще ниже. Я думаю, что с учетом климатических условий затраты на морскую транспортировку вполне сопоставимы, здесь мы ничего не выигрываем, а если добавить транспортировку по России - то и вовсе проигрываем.
Что касается внешнеполитического фактора, то экспорт в США очень выгоден России. Это видно по тому, какие отношения у США с Кувейтом и Саудовской Аравией. Эти режимы с точки зрения соблюдения прав человека или поддержки террористов ничуть не лучше Ирака, однако, нефтяная зависимость вынуждает американцев закрывать на это глаза. Лучше всего американскую политику по отношению к третьим странам сформулировал Теодор Рузвельт, когда про диктатора Доминиканской Республики Трухильо сказал, что "он, конечно, сукин сын, но это наш сукин сын". Поэтому, если американцы будут действительно достаточно сильно зависеть от нашей нефти, то наши отношения стабилизируются, независимо от того, что мы думаем друг о друге. Не думаю, что в нефтяной сфере возможна такая же ситуация, как в металлургии, когда по каким-то надуманным причинам неожиданно вводятся экономические санкции и ограничивается экспорт нашей продукции. Для нефти такого не будет, наоборот, поставки нефти свяжут два государства. А экономическая связь гораздо сильнее, чем конъюнктурные политические соображения.
Поэтому то, что наши НК торопятся выйти на американский рынок, очень хорошо, тем более, что это тот редкий случай, когда их интересы совпадают с интересами страны. Нельзя ориентироваться только на Европу, необходима диверсификация рынков сбыта. А американский рынок - самый емкий, и потребность в энергии, в дополнительном импорте энергоносителей у американцев будет со временем только расти.
Что же касается презентации терминала в Мурманске - это все замечательно, но пока что принципиально не разрешена одна главная проблема, касающаяся собственности на терминал и на трубопровод. Предстоит построить несколько тыс. км. трубы. Нефтяные компании хотят строить эту трубу сами, а по нашему закону труба потом должна отойти к Транснефти. Эта ситуация, конечно, не устраивает нефтяные компании, а Транснефть не устроит ситуация, когда появится неконтролируемый пункт по экспорту нефти.

Если планы ЮКОСа относительно создания транспортной системы для экспорта нефти будут реализованы, то компания предполагает увеличение объемов добычи нефти - до 130 млн. тонн к 2010 г. Вместе с тем, аналитик компании "Тройка- Диалог " Валерий Нестеров считает, что заявленный ЮКОСом рост добычи вполне реален, однако, по его мнению, единственным сдерживающим фактором является сбыт. Вы разделяете мнение г-на Нестерова?

Аналитик совершенно прав. Если ЮКОС увеличит добычу вдвое, а в России будет добываться 11 млн. баррелей в сутки, то вопрос о сбыте станет очень актуальным. Когда Советский Союз добывал 11 млн. баррелей в сутки, он же большую часть потреблял, на экспорт шло около 3 млн баррелей нефти в сутки, меньше, чем сейчас. А ведь сегодня мы еще и экспортируем нефтепродукты в большом объеме, а в то время нефтепродукты практически не экспортировались. Поэтому с ростом добычи до 11 млн. баррелей в сутки, из них придется как минимум 8 млн. баррелей экспортировать. 3 млн. баррелей в сутки - это наше внутреннее потребление через 7 лет, оно примерно на уровне 2,5млн. баррелей. И для 8 млн. баррелей в сутки сейчас нет пропускных возможностей у наших трубопроводов и экспортных терминалов. Поэтому нужны новые маршруты, новые терминалы, расширение пропускных способностей.
Но все-таки 11 млн. баррелей в сутки - очень оптимистичная цифра. Не факт, что Россия выйдет на 11 млн., на 9 млн. - да, это вполне реально в ближайшие несколько лет. Ведь все может измениться. Сейчас очень благоприятная конъюнктура, высокие цены на нефть. Пройдет пара лет, и мы посмотрим, что будет, если цены упадут. И захотят ли компании так сильно увеличивать добычу, да и смогут ли? Многим это окажется не под силу. А те компании, которые сегодня опережающими темпами увеличивают добычу (такие как Сибнефть и ЮКОС), непонятно, смогут ли они через 5 лет хотя бы поддержать свой уровень добычи. Все будет зависеть от того, как они будут инвестировать. Я думаю, что задолго до 2010 г. в России начнется спад нефтедобычи.
Но в любом случае проблема недостатка пропускных возможностей сегодня достаточно актуальна, и в ближайшие годы она будет только обостряться.

Может ли данная проблема привести к ослаблению рыночных позиций наших НК?

Меня вообще удивляет, когда говорят о том, что необходимо восстанавливать российскую долю рынка, и что по каким-то причинам могут ослабнуть конкурентные позиции на нашей нефти, и так далее. У нас есть свой рынок, есть определенный спрос на российскую высокосернистую нефть. Европа, США заинтересованы в нашей нефти. Что значит "ослабнут позиции"? В любом случае мы можем конкурировать ценой, понижая издержки.
Нефтяные компании должны зарабатывать деньги, а не возвращать какие-то доли на рынке. А государство должно получать свою часть ренты, и ему тоже, в принципе, все равно какая у нас доля - 20%, 10% или 5%,. Главное - чтобы с добычи и переработки нефти зарабатывались деньги, чтобы была прибыль, которую можно делить между государством и инвестором. А доля рынка - это вопрос второстепенный, можно иметь маленькую долю рынка и зарабатывать много денег. А можно много добывать нефти, а толку от этого - чуть. В том случае, если государство будет получать справедливую долю ренты - то, пожалуйста, стройте новые экспортные терминалы, экспортируйте сколько душе угодно. И вопрос о собственности на трубу тогда тоже нужно решать в пользу нефтяных компаний.
Но нефтяные компании должны соизмерять свои возможности по добыче с возможностями по экспорту. Если компания безумными темпами увеличивает добычу без оглядки на то, что происходит вокруг, и если она вдруг сама упрется в проблему пропускной способности, тогда это будет результат неэффективного менеджмента. Так что инициатива российских нефтяников о строительстве нового терминала свидетельствует о том, что квалификация наших менеджеров растет, что они уже способны заглянуть на несколько лет вперед.

30 сентября 2002
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=29570


Док. 308555
Перв. публик.: 24.05.03
Последн. ред.: 24.05.07
Число обращений: 371

  • Выгон Григорий Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``