В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Генеральная прокуратура надеется не допустить принятия закона о Следственном комитете в нынешнем виде Назад
Генеральная прокуратура надеется не допустить принятия закона о Следственном комитете в нынешнем виде
Безнадзорное следствие

Предотвратить окончательное принятие закона о создании в ее составе Следственного комитета пытается Генпрокуратура России. Накануне намеченного на пятницу рассмотрения документа в Совете Федерации заместитель генпрокурора Сабир Кехлеров объявил законопроект противоречащим Конституции и предупредил, что его вступление в силу может привести к масштабным нарушениям прав человека. В уже одобренном Госдумой плане реформы прокурорам не нравится, что их полностью лишают полномочий по контролю за следствием, а генпрокурор остается начальником своего первого зама, руководящего Следственным комитетом, лишь на бумаге. В интервью Стране.Ru зампред думского комитета по конституционному законодательству Александр Харитонов назвал позицию Кехлерова "безответственной", а саму реформу, которой противится ведомство Юрия Чайки - направленной на разрушения "коррумпированного клана" прокуроров.

Последним "рубежом обороны" прокуроров в их борьбе за право непосредственного контроля над следствием стал в среду комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам. Напомним, верхняя палата должна рассмотреть законопроект о Следственном комитете Генпрокуратуры на пленарном заседании в ближайшую пятницу, а комитет по правовым и судебным вопросам должен решить, рекомендовать документ к принятию или к отклонению.

Согласно уже одобренному Госдумой в трех чтениях законопроекту, внутри Генпрокуратуры создается Следственный комитет, которому передаются все функции по ведению следствия, в том числе и самые главные - по возбуждению и прекращению уголовных дел. Надзор над следствием прокуроры теперь могут осуществлять только через суд, потеряв возможность напрямую командовать следователями. Им останется только направлять возражения против имевших место, по их мнению, нарушений следователям и их руководству, однако те будут вправе не реагировать на прокурорские замечания. Согласно законопроекту, возглавит Следственный комитет первый заместитель генпрокурора, утверждаемый в своей должности Советом Федерации по представлению президента. Напомним, в настоящее время заместители руководителя правоохранительного ведомства также утверждаются верхней палатой парламента, однако по представлению самого генпрокурора. Такие перемены не радуют представителей Генпрокуратуры.

В среду на заседании комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам заместитель генерального прокурора Сабир Кехлеров назвал готовый к приятию закон неконституционным. "Представленный вариант законопроекта противоречит Конституции и международным нормам, принятие закона приведет к масштабным нарушениям прав человека в сфере уголовного преследования", - заявил он. Кехлерова особенно возмущает тот факт, что прокуроры не только не смогут давать согласие или отказ на возбуждение уголовных дел, но и сами вообще не смогут их инициировать. "По сути, прокуроры лишаются права на уголовное преследование - это нонсенс, что понимает каждый юрист", - сказал он.

Кехлеров указал и на то, что глава следственного комитета, он же первый заместитель генпрокурора, по законопроекту назначается по представлению президента, тогда как другие заместители генпрокурора назначаются по представлению генерального прокурора. "Это также противоречит Конституции", - считает замглавы правоохранительного ведомства. "Ни в одной стране мира нет такой структуры, которую планируется создать в России", - добавил он.

В понедельник на заседании того же комитета Совета Федерации с критикой законопроекта выступил коллега Кехлерова, первый заместитель генпрокурора Александр Буксман. Второй человек в ведомстве Юрия Чайки называл документ "не вполне сбалансированным". "Ведь его смысл - нельзя в одних руках сосредоточить и следствие, и надзор за следствием. Но, по сути, прокуратура лишается главного рычага в надзоре: она не сможет принимать процессуальные решения в ходе следствия", - заявил Буксман. Самая главная проблема, по его мнению, заключается в том, что "теперь следствие само будет себя контролировать".

Александр Харитонов, зампред думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству и генерал запаса МВД, комментируя в интервью Стране.Ru замечания Кехлерова, назвал их "свидетельством того, что в государственном управлении есть люди, мягко говоря, безответственные". Признавая за прокурорами право на собственное мнение, депутат в то же время напомнил, что перед внесением в Госдуму вызвавший споры законопроект был согласован "на всех уровнях", в том числе и в Генпрокуратуре. "Прокуратура сегодня и обвиняет, и задерживает, и дает санкцию на арест, и расследует, и представляет дело в суде, - говорит Харитонов. - Вдобавок, они за всем этим еще и надзирают". Поэтому, по мнению депутата, "сложившаяся монополия Генеральной прокуратуры должна быть преобразована". "Наши сегодняшние судьи, прокуроры, работники МВД и ФСБ - это очень коррумпированные кланы, - уверяет народный избранник. - И эти кланы нужно разрушать, иначе будет вседозволенность. Если мы их не реформируем и не разделим власть, то мы не сможем создать демократическое общество".

Впрочем, Совет Федерации, не раз за последние месяцы перечивший нижней палате, законопроект о разделении надзорных и следственных функций прокуратуры отклонит вряд ли. Спикер верхней палаты Сергей Миронов, к чьему мнению традиционно прислушиваются большинство сенаторов, уже высказался в поддержку создания Следственного комитета, хотя и предположил, что обсуждение законопроекта не будет простым и нареканий к документу члены палаты выскажут немало. "У нас есть большие вопросы по этому закону. Тем не менее, я считаю, что он будет одобрен, исходя из целесообразности политического решения, - подчеркнул Миронов. - Следственный комитет - это первый шаг к созданию федерального комитета, который объединит все следственные органы, имеющиеся в составе силовых структур".

Во вторник комитет Совета Федерации по обороне и безопасности уже рекомендовал законопроект о Следственном комитете Генпрокуратуры к одобрению верхней палатой. Как заявил в унисон спикеру Совфеда председатель комитета Виктора Озерова, принятие этого закона будет лишь первым шагом на пути создания единого федерального Следственного комитета, который должен будет взять на себя следственные функции не только Генпрокуратуры и МВД, но и ФСБ, а также других правоохранительных органов.

Идея реформировать российскую прокуратуру и создать в итоге единый следственный орган, наподобие ФБР в США, далеко не нова - первые законотворческие усилия в этом направлении стали предприниматься еще в начале девяностых. Затем подобные идеи озвучивались тогдашним заместителем главы президентской администрации Дмитрием Козаком, архитектором российской судебной реформы. Любопытно, что бывший прокурор Козак, ныне возглавляющий полпредство президента в Южном федеральном округе, с одобренным Госдумой вариантом реформы Генпрокуратуры также не согласен. "Как мне представляется, в том варианте, в котором он внесен депутатом, он является несколько ущербным и в организационном, и в процессуальном плане", - заявил Козак, когда законопроект только поступил в Госдуму, попутно оговорившись, что создание Следственного комитета - не его инициатива.

23.05.07.
Николай Белкин , Елена Фомина
Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2007.

Док. 308534
Опублик.: 24.05.07
Число обращений: 849

  • Озеров Виктор Алексеевич
  • Миронов Сергей Михайлович
  • Кехлеров Сабир Гаджиметович
  • Харитонов Александр Николаевич
  • Буксман Александр Эмануилович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``