В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Григорий Выгон: Думаю, что ЮКОС прекрасно понимает, что нефтедобыча практически при любых ценах гораздо рентабельней переработки и сбыта Назад
Григорий Выгон: Думаю, что ЮКОС прекрасно понимает, что нефтедобыча практически при любых ценах гораздо рентабельней переработки и сбыта
Григорий Вадимович, есть мнение, что в следующем году ЮКОС может занять первое место по добыче нефти, обогнав ЛУКОЙЛ, и аналитики сомневаются, что ЛУКОЙЛ способен пальму первенства удержать. Но вопрос заключается в том, что обыватели привыкли воспринимать конкуренцию ЮКОСа и ЛУКОЙЛа как смертельную битву. Но соответствует ли это действительности?

Что касается добычи, то в статье в "Ведомостях" один из аналитиков совершенно правильно отметил, что данные по добыче ЛУКОЙЛа, которые сама компания предпочитает тиражировать в СМИ, сильно завышены. Какие цифры народ знает? Что в 2000 г. компания добыла 77,7 млн. тонн нефти, а в 2001 г. - 78,3. На самом деле эти цифры получаются суммированием добычи по дочерним и зависимым компаниям. Это совершенно некорректно. По зависимым компаниям добычу нужно использовать метод долевого участия, поскольку материнская компания не контролирует денежные потоки, а лишь имеет право на свою долю в прибыли. Если вы в зависимой компании имеете 40%, то добычу нужно тоже считать с коэффициентом 0,4. То же самое, кстати, относится и к запасам. Если взять консолидированный отчет ЛУКОЙЛа как по российским стандартам, так и по ОПБУ США, то там добыча ЛУКОЙЛа с учетом доли в зависимых компаниях была 70 и 72 млн. т. в 2000 и 2001 г. соответственно. ЮКОС в 2000 г. добыл 49,5 млн. тонн нефти и газового конденсата, в 2001 - 59,1 млн. тонн, а в 2002 добудет около 68 млн. тонн, тогда как ЛУКОЙЛ - чуть больше 73 млн. тонн. Ясно, что в 2003 г. ЮКОС перегонит ЛУКОЙЛ по добыче, даже если несколько сбавит темпы роста, а ЛУКОЙЛ - наоборот увеличит.
Говорят, что ЮКОСу будет трудно на своих сегодняшних месторождениях удержать тот уровень добычи, который он достигнет через 2-3 года. Я с этим не согласен. ЮКОС может, конечно, как и ЛУКОЙЛ, проводить политику поглощений в downstream, т.е. покупать НПЗ, сбытовые предприятия в Восточной и Западной Европе, США. В этом случае лет через 5 добыча компании начнет падать, тут никуда не деться. И ЛУКОЙЛ опять останется в номинальных лидерах. Но, если ЮКОС будет вкладываться в нефтедобычу, в бурение, делать фундаментальные инвестиции, компания останется на первом месте по добыче и через 3 года, и через 5. Думаю, что так и будет, поскольку в таких компаниях как ЮКОС и Сибнефть прекрасно понимают, что нефтедобыча практически при любых ценах гораздо рентабельней переработки и сбыта и обеспечивает лучшую отдачу на вложенный капитал.
Но, вообще говоря, я не понимаю, почему такое внимание уделяется тому, когда ЮКОС догонит и перегонит ЛУКОЙЛ по добыче. Это совершенно не важно на фоне того, что ЛУКОЙЛ давно отстает от своего ближайшего конкурента по капитализации, показателям эффективности, рентабельности и т.д. И не только от ЮКОСа, но и от Сургутнефтегаза и Сибнефти, просто ни в какое сравнение компания не идет. Добыча - это предпоследний рубеж, (останется еще переработка), на котором ЛУКОЙЛ еще пока всех опережает. Уровень добычи - это, конечно, важный показатель, но для инвесторов гораздо важнее рентабельность, денежные потоки, которые генерирует та или иная компания, дивидендная политика. Сначала Сургутнефтегаз, а потом и ЮКОС по капитализации обогнали ЛУКОЙЛ. То, что ЛУКОЙЛ до сих пор первый по производственным показателям на фоне отставания по капитализации, это свидетельство того, что компания не использует свой потенциал развития так, как могла бы. ЛУКОЙЛ больше ЮКОСа по запасам, по добыче, по переработке, а стоит в полтора раза дешевле. ЛУКОЙЛ по тем же показателям в два раза больше Сургутнефтегаза, а капитализация у обеих компаний примерно одинаковая. Все это говорит о чем? О том, что менеджмент компании проводит крайне неэффективную корпоративную политику, не позволяющую в полной мере использовать потенциал ЛУКОЙЛа. Инвесторам важно то, какие денежные потоки компания генерирует. Как она следит за своими затратами. Куда вкладывает деньги. Какая у нее динамика. И что будет в будущем. А в будущем ЛУКОЙЛ так и будет плестись в хвосте, потому что нынешний менеджмент не в состоянии ничего поменять. По нашим оценкам, акция ЛУКОЙЛа должна стоить 30 долл., а она стоит 15-16. По своим производственным показателям: по запасам, по добыче, переработке по всему производственному потенциалу ЛУКОЙЛ стоит дешевле в два раза, потому что у него очень высокие затраты, низкая рентабельность, низкая динамика роста добычи, непродуманная инвестиционная политика. Этот 50%-ый дисконт на совести менеджмента, который за 10 лет ничего с компанией толком сделать не сумел, наоборот, ЛУКОЙЛ утратил практически все свои позиции.

А с вашей точки зрения, в будущем как будет выглядеть нефтяная Россия? С точки зрения компаний, сейчас их довольно много.

Довольно много - это условно. Если взять список недропользователей, то у нас сейчас там полторы-две сотни компаний, при этом большая часть из них входит в состав или зависит от вертикально-интегрированных. Независимых производителей у нас нет так много, может быть, несколько десятков. В США, к примеру, нефтегазодобывающих компаний более 5 тысяч. Конечно, в ближайшее время, крупные компании будут поглощать мелкие. И только потому, что они находятся в неравных условиях. Во-первых, налоговый режим у нас не гибкий. Во-вторых, сама структура нефтяной отрасли создавалась прежде всего под ВИНКи. В результате маленькие компании продают свою нефть на внутреннем рынке намного дешевле, чем могли бы, если бы рынок был конкурентным. Кто покупатель нефти в России - крупные ВИНК, контролирующие практически все НПЗ. ВИНКи стараются к себе на заводы сторонних давальцев не пускать. По экспорту у ВИНК также преимущества - они могут экспортировать нефтепродукты. Доля экспорта у ВИНК около 61% от добычи, тогда как у независимых производителей - 35%. Продавая нефтепродукты на внутреннем рынке ВИНК имеют возможность хеджировать 30-35% продаж от негативных изменений внешней конъюнктуры, поскольку оптовые, а тем более розничные цены в долларовом выражении в России практически постоянны. Так что у нас такая структура рынка, которая способствует консолидации, укрупнению компании.
А вот кто кого из крупных компаний поглотит, трудно сказать. Часто называют Сибнефть компанией для продажи. Может быть, западные компании придут и всех скупят. Сейчас рано говорить об этом. Возможно, через несколько лет останутся 4-5 компаний, это самые популярные цифры среди аналитиков. Я думаю, что этого не произойдет и компаний будет больше. Реально ВИНК практически не конкурируют между собой - очень мало внутренних рынков сбыта, где происходит конкуренция. Можно, конечно, считать, что в Москве конкурентный рынок сбыта нефтепродуктов, но это тоже спорный вопрос. Если посмотреть на ценники, которые практически везде одинаковы на заправках, и, что гораздо важнее, меняются повсюду одновременно, то похоже, что конкуренции нет, а есть сговор. А в других регионах, как правило, одна компания держит процентов 40-60 рынка нефтепродуктов, доходит даже до 90%, и там никакой конкуренции нет.
Между ЮКОСом и ЛУКОЙЛом прямая конкуренция имела место в Прибалтике. Компании поочередно боролись за Mazeikiu Nafta, и, в конце концов, ЛУКОЙЛ был вытеснен ЮКОСом, который этот комплекс поглотил. Так что конкуренция появляется, когда компании пытаются выйти одновременно на какие-то новые рынки. Но, в основном конкуренция происходит в СМИ, в рамках PR-компаний. Или когда несколько ВИНК пытаются какое-то месторождение или какую-то компанию купить, в этом случае возникает конкуренция, но она носит эпизодический характер.
Поскольку крупные компании между собой практически не конкурируют, то они могут, в принципе, довольно долго существовать параллельно. Причиной для продажи компании у менеджеров-владельцев может быть желание выйти из бизнеса или хорошее предложение по цене. Выход из бизнеса означает потерю политического влияния, падение интереса со стороны СМИ, а олигархи очень привыкли к популярности. Кроме того, при нынешних котировках никому продаваться не хочется. Может случиться, что причиной для продажи будет ухудшение финансовых показателей. Так ТНК фактически поглотила Сиданко, Башнефть и Башнефтехимзаводы будут выставлены на продажу. Но пока поглощения будут происходить, прежде всего, за счет мелких компаний. Сейчас как раз такая тенденция и наблюдается.
Укрупнение ВИНК будет происходить до тех пор, пока нефтяным компаниям не надоест российский рынок. Сегодня они почти всем довольны, поскольку получают большие деньги. Цены на нефть высокие, рентабельность высокая, а когда месторождения начнут истощаться и цены упадут, рентабельность снизится, и компании будут искать новые рынки. Возможно, станут продавать свой бизнес каким-то мелким компаниям, более эффективным крупным конкурентам или сторонним инвесторам. И тогда у нас начнется процесс дезинтеграции, возможно даже лет через пять - семь. Ситуация будет похожа на американскую, когда majors уходят, оставляя истощенные месторождения мелким компаниям, которые эти месторождения разрабатывают до конца. Аналогично будет меняться и структура нашей нефтяной отрасли. Тут еще немаловажную роль может сыграть либерализация газового рынка, когда будет открыт доступ нефтяников к газопроводам. Поскольку у них есть еще значительные запасы газа, которые они могут еще довольно долго разрабатывать, изменение структуры газового рынка будет заметно отличаться от нефтяного. Нефтяная компания может продавать свой нефтяной бизнес, но по-прежнему, заниматься газом.
Но в любом случае в ближайшие несколько лет будет происходить укрупнение российских нефтегазовых компаний, а потом, после стабилизации, неизбежно начнется обратный процесс.

25 сентября 2002

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=29386

Док. 308341
Перв. публик.: 23.05.03
Последн. ред.: 23.05.07
Число обращений: 208

  • Выгон Григорий Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``