В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Григорий Выгон: Лишь в этом случае нефтяная биржа пойдет на пользу российскому рынку / Only in this case oil exchange will benefit Russian market Назад
Григорий Выгон: Лишь в этом случае нефтяная биржа пойдет на пользу российскому рынку / Only in this case oil exchange will benefit Russian market
Вопрос читателя
Григорий Вадимович, считаете ли Вы необходимым создание локальной товарной биржи? Чем Вы объясняете низкую активность российских компаний на рынках производных инструментов?

Я-то, конечно, считаю это необходимым, и налоговые органы считают, и в нефтяных регионах администрация в большинстве своем также считает это необходимым. Регионам нужны налоги с нефтедобычи, а налоговикам хочется получить объективную базу для определения налогов с оборота. Но тут есть свои нюансы.
Скажем, "свободной" нефти на российском рынке очень мало. Вертикально-интегрированные компании по большей части ту нефть, которая остается от экспорта, поставляют на свои НПЗ, либо по схемам замещения или на давальческих условиях на НПЗ прочих ВИНКов. На сторону, на конкурентном рынке, они продают относительно небольшие объемы. Сюда же добавляется нефть независимых производителей. В целом "свободная" нефть составляет всего около 10% от общей добычи и лишь ее можно продавать на бирже. Заставить ВИНКи продавать всю остальную нефть на бирже в добровольно-явочном порядке не удастся. Если будет принято какое-то административное решение, оно почти наверняка окажется незаконным и его можно будет оспорить в суде. Так что в торговле собственно сырой нефтью на бирже есть определенные проблемы.
Поэтому, когда говорят о создании нефтяной биржи в России, то все отдают себе отчет в том, что проще, во всяком случае, на первом этапе, будет организовать торговлю нефтепродуктами. Здесь, правда, тоже возможны определенные отрицательные последствия. Так, если цена на бирже будет нестабильной, то, естественно, цены на бензоколонках тоже будут меняться. Волатильные цены потребителям не нужны, мы можем получить всероссийские забастовки, вроде тех, которые проходили в Европе в связи с ростом цен на бензин. Скачки цен на моторное топливо легко могут дестабилизировать и экономическую ситуацию, как это было на валютном рынке перед кризисом 1998 года. У нас автолюбители привыкли к тому, что ценники более-менее стабильны, лишь время от времени пересматриваются, чтобы остаться на определенном уровне в долларовом выражении. Но в принципе, они все-таки достаточно стабильны. В любом случае, для того, чтобы биржа не превратилась в полигон для спекулянтов и инструмент давления нефтяников на правительство, необходим контроль со стороны государства. Нужен некий финансовый институт, или агентство, вроде нефтяного Центробанка, со значительными резервами, которое бы контролировало динамику цен на нефтепродукты. При этом основное, что, на мой взгляд, должно отличать российскую нефтяную биржу от мировых - это то, что на ней ни в коем случае не следует торговать срочными контрактами.
Дело в том, что срочные контракты из-за своей высокой рискованности привлекательны, прежде всего, для спекулянтов. Только в теории фьючерсы используются для хеджирования. На практике это невозможно, поскольку реально ликвидные контракты - это фьючерсы на 1, 2 и 3 месяца вперед, именно на них приходятся основные объемы торгов и открытые позиции. Все долгосрочные соглашения с целью хеджирования заключаются на внебиржевом рынке. Я считаю, что на российской бирже следует торговать нефтью и нефтепродуктами только с физической поставкой. Лишь в этом случае создание биржи пойдет на пользу российскому рынку. Таким образом, при создании нефтяной биржи существует ряд проблем, решение которых необходимо продумать заранее. А то, в общем-то, неплохую идею можно совершенно дискредитировать.

По поводу низкой активности наших компаний на рынках производных инструментов могу сказать следующее. Не только наши, а вообще многие нефтяные компании не очень активно участвуют в торговле производными инструментами. Как я объяснял, хеджироваться на нефтяных биржах практически невозможно. Западные нефтяные корпорации торгуют на биржах в основном с целью получения прибыли, то есть, попросту говоря, спекулируют. К основным игрокам на нефтяном рынке относятся, прежде всего, крупные инвестиционные банки и хедж-фонды, а также крупнейшие нефтегазовые компании. Бороться с ними на равных российским компаниям совершенно невозможно. А ведь это очень рисковый рынок, на нем можно легко заработать, но еще легче потерять огромные деньги. История знает массу примеров того, как компании реального сектора, в том числе и нефтяные, разорялись из-за ошибочной стратегии при торговле деривативами. Для торговли производными инструментами нужно иметь высококвалифицированный персонал, а игра на нефтяной бирже - это отдельный бизнес, имеющий очень небольшое отношение к реальному производству. Так что, раз хеджироваться на бирже нельзя, то и торговать большого смысла нет. Тем более что российские компании, занимаясь своей основной деятельностью и так, мягко говоря, не бедствуют.

4 сентября 2002

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=28535

Док. 308327
Перв. публик.: 23.09.02
Последн. ред.: 23.05.07
Число обращений: 211

  • Выгон Григорий Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``