В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Григорий Выгон: Теоретически было бы правильнее создать некое независимое агентство, которое бы представляло интересы России в СРП Назад
Григорий Выгон: Теоретически было бы правильнее создать некое независимое агентство, которое бы представляло интересы России в СРП
Григорий Вадимович, на должность главы департамента Министерства по СРП вместо уволенного О. Кошикова назначена О. Рыбак, ранее работавшая в Роснефти. В чем причины смены руководства департамента?

Когда Роснефть вместе с Зарубежнефтью были назначены уполномоченными компаниями по проектам СРП, предполагалось, что именно эти компании будут представлять интересы России при согласовании условий соглашений, при их подписании и выполнении условий соглашений на практике. Однако прежний глава департамента резко сузил полномочия Роснефти и Зарубежнефти. Так, в варианте договора Минэкономразвития функции уполномоченных компаний были фактически сведены до уровня консультационных. Этот договор был составлен в интересах независимых нефтяных компаний, которые не хотят получать конкурентов в лице Роснефти и Зарубежнефти, поскольку у них будет привилегированное положение, в частности, доступ к коммерческой информации. Но при таком распределении полномочий совершенно непонятно, как уполномоченные компании смогут защищать интересы государства на практике. Ведь они не получают никакой материальной компенсации за то, что несут затраты по подготовке ТЭО соглашений и при осуществлении контроля за выполнением условий СРП. В результате у них нет экономического стимула, чтобы делать свою работу эффективнее. Так что увольнение прежнего главы департамента Минэкономразвития, занимающийся СРП, и переход туда сотрудника Роснефти вполне закономерен.

И Роснефть, так и Зарубежнефть, уполномоченные компании по проектам СРП, не высказывают намерений быть лишь консультационными компаниями. Не возникнет ли на этой почве конфликтов между независимыми НК и уполномоченными компаниями?

К тому, что необходимо создать уполномоченные компании, государство шло довольно долго. Пока вопросами СРП заведовало Минтопэнерго, государственное управление СРП осуществлялось крайне неэффективно. Чиновники работали плохо, никто ни за что не отвечал, каждое министерство и ведомство тянуло одеяло на себя, у всех были свои интересы. В результате, и условия, подписанные в действующих СРП, сформулированы не в пользу интересов России, а подписание новых соглашений затормозилось. Именно поэтому ответственность за реализацию СРП была возложена на Минэкономразвития, которое после долгих размышлений пришло к тому, что государству необходимы уполномоченные компании.
Вообще, при выборе уполномоченных компаний у государства была определенная проблема - кому поручить непосредственно оперативный контроль за СРП. В том, что выбор пал на государственные нефтяные компании, есть свои плюсы и минусы. В числе плюсов можно отметить то, что Роснефть и Зарубежнефть имеют большой опыт участия в нефтегазовых проектах, в том числе и международных. Это значит, что там работают опытные специалисты, то есть никого не нужно будет переучивать заново. А в числе минусов, конечно, в первую очередь следует выделить конфликт интересов - то, что компании одновременно являются и инвестором, и участником со стороны государства. Кроме того, сами эти компании относительно невелики, поэтому участвовать в качестве инвесторов во всех проектах они не смогут. В тех странах, где режим СРП работает достаточно эффективно, где интересы государства представляет национальная нефтяная компания, она, как правило, одна-единственная, крупная и поэтому, в общем-то, особых затруднений не возникает в части финансирования своей доли участия в проекте.
Вообще, теоретически, было бы правильнее создать некое независимое агентство (что-то вроде нефтяного Центробанка), которое бы представляло интересы России в СРП, участвовало бы на всех этапах реализации Соглашения о разделе продукции. При этом у такого агентства помимо независимости от Правительства должны быть экономические стимулы. Это значит, что вознаграждение агентства должно напрямую зависеть от эффективности реализации СРП. Иными словами, зарплата сотрудников такого агентства должна зависеть от доходов, которые государство получает от действующих соглашений, уровня добычи, привлечения отечественных подрядчиков и т.п. Но, поскольку идея независимого агентства пока слишком революционна для России, то выбор Роснефти и Зарубежнефти был неким компромиссом, в сложившихся обстоятельствах наименьшим из зол.

26 августа 2002
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=28178


Док. 308304
Перв. публик.: 23.09.02
Последн. ред.: 23.05.07
Число обращений: 199

  • Выгон Григорий Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``