В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Григорий Выгон: Ценовая конъюнктура пока благоприятна для наших НК, и в ближайшее время она хуже не будет Назад
Григорий Выгон: Ценовая конъюнктура пока благоприятна для наших НК, и в ближайшее время она хуже не будет
Григорий Вадимович, в связи с банкротством компании WorldCom, явившимся очередным крупным ударом по американской экономике, предполагается начало военной операции США в Ираке, и уже высказывались мнения о том, что, в случае начала операции, ситуация станет благоприятной для России как экспортера нефти. Аналитики придерживаются того мнения, что России необходимо воспользоваться благоприятной конъюнктурой. Как операция в Ираке отразится на мировом нефтяном рынке, и действительно ли позиция России в такой ситуации станет выигрышной?

Я не вижу прямой связи банкротства WorldCom, возможного кризиса финансовых рынков США и военной операции в Ираке. Операция готовится давно и к данным событиям отношения не имеет.
Что касается цен на нефть, то они сегодня определяются на бирже спекулянтами, среди которых ключевую роль играют крупные инвестиционные банки, хеджевые фонды и нефтяные компании. Конечно, в случае начала военной операции может последовать определенный ценовой всплеск, но биржевая система ценообразования приводит к тому, что цены на нефть могут достаточно быстро вырасти и еще быстрее отыграть назад. Так, когда в августе 1990 г. Ирак захватил Кувейт, цены подскочили с 17 до 30 долл. за баррель. Угроза войны с Израилем и вероятность возникновения долгосрочного дефицита нефти привела к росту цен до 40 долл. за баррель в октябре. Однако начало "Бури в Пустыне" в январе 1991 г. и продажа части стратегических резервов США привели к падению цен с 30 до 20 долл. за баррель в течении каких-то двух дней. Сейчас рынок посмотрит на то, возникнет ли в результате военных действий реальный дефицит нефти, что будет с месторождениями Персидского залива, как война повлияет на баланс спроса-предложения в будущем. Если спекулянты поверят, что существенных изменений не произойдет, то цены на нефть понизятся и рынок успокоится. К тому же сегодня война давно заложена в ценах. Более того, кроме как этой операцией и ситуацией на Ближнем Востоке сегодняшние высокие цены объяснить довольно трудно, потому что спрос и предложение сбалансированы, никакого дефицита нефти нет, а цена долго держится выше 25 долл. за баррель. Так что существенного роста цен на нефть я не предвижу.
Однако независимо от того, будут военные действия или нет, Россия итак уже достаточно давно пользуется благоприятной конъюнктурой, еще со второго квартала 1999 г. Все что выше $20 за баррель для российских нефтяников очень хорошо, потому что подавляющее большинство компаний может вполне безбедно существовать при ценах выше $15 за баррель. При ценах выше $20 они получают сверхприбыли, в основном благодаря довольно низкой себестоимости добычи и возможностям по оптимизации налогов.
Если военная операция США и союзников против Ирака все же начнется и завершится успехом, то могут возникнуть вопросы относительно того, как будут делить Иракские месторождения. Россия сегодня вроде как имеет приоритет, которым, тем не менее, она воспользоваться не может из-за санкций ООН. В случае смены режима все изменится. Ясно, что США сделают все, чтобы преимущество разработки иракских месторождений получили американские компании. Причем сделано это будет под каким-нибудь благовидным предлогом в обмен на помощь в восстановлении разрушенной экономики страны. Так что здесь Россия может потерять свои позиции. Но это все из области предположений. Сейчас не стоит ломать над этим голову. Самое главное, что ценовая конъюнктура пока благоприятна для нефтяных компаний, и в ближайшее время она хуже не будет.

24 июля 2002
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=26939


Док. 308215
Перв. публик.: 23.08.02
Последн. ред.: 23.05.07
Число обращений: 193

  • Выгон Григорий Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``