В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Григорий Выгон: Мы привыкли ругать `естественных` монополистов. Но на низкий конкурентный фон влияют не только они Назад
Григорий Выгон: Мы привыкли ругать `естественных` монополистов. Но на низкий конкурентный фон влияют не только они
Григорий Вадимович, антимонопольное управление по Ставропольскому краю инкриминирует дочерним предприятиям ЮКОСа и ЛУКойла ценовой сговор при реализации нефтепродуктов, поскольку цена на нефтепродукты в Ставропольском крае на 70-80 копеек больше, чем в соседних регионах. Однако представители обеих компаний не согласны с данным обвинением, заявляя, что цены росли отнюдь не так быстро, и что они жесткие конкуренты. Насколько данное обвинение соответствует действительности, и насколько наши крупные нефтяные компании склонны вступать в ценовой сговор?

В данном конкретном случае трудно сказать, вступали ли компании в сговор или они конкурировали между собой, но в принципе, в России сложилась такая ситуация, что в каждом регионе Российской Федерации доминируют максимум 1-2 компании. Это связано в первую очередь с тем, что практически все нефтеперерабатывающие заводы либо являются дочерними предприятиями вертикально интегрированных компаний, либо контролируются ими, как Московский НПЗ. То же самое относится к крупным нефтебазам. Если к этому добавить, что 40-50% всех АЗС в России также либо принадлежат ВИНКам, либо являются их джобберами, то картина становится и вовсе удручающей. Поэтому, владея в каком-то регионе НПЗ, нефтебазами и сетью АЗС, какая-либо вертикально интегрированная компания имеет все возможности диктовать условия розничным перепродавцам и прочим участникам рынка, т.е. в конечном итоге устанавливать цены.
Конечно, если в регионе 2 компании с примерно одинаковыми долями рынка, то между ними вполне может быть конкуренция, и в данном случае может быть так оно и было. Факт сговора вообще доказать не так просто, поскольку он может быть и неявным. Например, для поддержания высоких цен руководителям компаний вовсе не нужно встречаться и договариваться о том, что "в этом регионе мы устанавливаем такую-то цену". Сговор может возникать как состояние равновесие, от которого невыгодно отклоняться ни одной из компаний. Если некая цена, выгодная обеим компаниям, уже сложилась на рынке, то, они будут выдерживать ее потому, что в случае начала ценовой войны обе компании в конечном итоге понесут убытки.

То есть в данной конкретной ситуации победа останется за ЮКОСом и ЛУКОЙЛом?

Скорее всего, в данном случае в судебном порядке доказать сговор не удастся. Ситуация может быть урегулирована "по понятиям", как это бывало и раньше. Т.е. это может быть политическим решением, компромиссом между государством и компаниями, а в рамках действующего законодательства серьезных последствий, по-моему, компании могут не опасаться.
Наше законодательство, к сожалению, не определяет такого понятия как "региональный монополизм". У нас есть естественные монополии в масштабах страны - Транснефть, Газпром и так далее, а региональных монополистов вроде как и нет. Поэтому все, что происходит на региональных рынках, по сути, происходит в рамках закона. И на сегодняшний день не понятно, как с этим бороться, а единичные демарши территориальных управлений МАП ситуации не переломят. Тут нужно изменение законодательства, изменение политики государства в отношении региональных монополий.
В Америке такая ситуация невозможна в принципе. Там доля одной компании в любом штате не может превышать 30% с учетом долей конкурентов. За этим внимательно следят, рассчитывают индексы конкуренции. И при слиянии или поглощении компаний, при любом переделе собственности, компании просто вынуждают продавать бизнес, если возникает угроза уменьшения конкуренции в регионах. Иначе сделку заблокируют.
У нас компании тоже получают разрешение от антимонопольного министерства, но это происходит слишком формально, потому мы наблюдаем многие громкие слияния и поглощения, подобные тем, что происходили в алюминиевой и в нефтяной отраслях. Уменьшение конкуренции до сих пор не являлось поводом для того, чтобы запретить какую-нибудь крупную сделку. Да и изменения уровня конкуренции на региональных уровнях практически не происходило - один региональный монополист поглощал другого. Государство сегодня фактически отстранилось от этого процесса, и все идет к укрупнению компаний в отрасли и уменьшению конкуренции в стране.

15 июля 2002
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=26554

Док. 308208
Перв. публик.: 23.07.02
Последн. ред.: 23.05.07
Число обращений: 190

  • Выгон Григорий Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``