В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Григорий Выгон: Через несколько лет экспорт окончательно упрется в пропускную способность нефтепроводов, и отступать будет некуда Назад
Григорий Выгон: Через несколько лет экспорт окончательно упрется в пропускную способность нефтепроводов, и отступать будет некуда
Григорий Вадимович, компания "Транснефть" озаботилась повышением своей капитализации, так как нуждается в серьезных инвестициях, и в связи с этим готовится к выходу на западный фондовый рынок и выпуску еврооблигаций и АДР. Крупные инвестбанки уже рекомендуют акции "Транснефти" своим клиентам, однако не все аналитики верят, что "Транснефти" удастся раскрутить себя до уровня полноценной "голубой фишки", мотивируя это закрытостью компании и тем, что она никогда не будет приватизирована, поскольку нужна государству для контроля над нефтяной отраслью. Насколько реализуемы намерения компании?

О какой капитализации идет речь? Государственная компания "Транснефть" собирается выпускать АДР на привилегированные акции. Говорить о рыночной капитализации компании по привилегированным акциям в принципе некорректно, если только эти акции не будут конвертированы в обыкновенные. А о приватизации "Транснефти" пока ничего не слышно.
Инвестиционные банки могут рекомендовать те или иные ценные бумаги к покупке по трем причинам. Во-первых, им всегда выгодно, чтобы приходили новые инвесторы и что-то покупали - тогда их бизнес будет расширяться. Во-вторых, они могут рекомендовать бумаги своих клиентов, в этом случае имеет место конфликт интересов. Наконец, это могут быть действительно привлекательные бумаги.
Для успешного выпуска евробондов вполне достаточно иметь высокий кредитный рейтинг, другие факторы не столь важны. У "Транснефти" рейтинг B+ соответствует суверенному кредитному рейтингу Российской Федерации и на сегодняшний день является наивысшей оценкой кредитоспособности среди всех российских заемщиков. Учитывая небольшую величину долгосрочных займов и кредитов, проблем с размещением облигаций на сумму от 500 млн. до 1 млрд. долл. у компании не будет.
Что касается привилегированных акций "Транснефти", то их преимущества перед обыкновенными или привилегированными акциями других эмитентов довольно спорны. Привилегированные акции по своей сути являются чем-то средним между обыкновенными акциями и облигациями. Поскольку инвестор не имеет права голоса, то, купив эти акции, он может рассчитывать лишь на дивиденды. Поэтому, в частности, опасения относительно того, что "Транснефть" закрытая компания и никогда не будет (или нескоро будет) приватизирована, на мой взгляд, должны мало влиять на рынок привилегированных акций, в отличие от обыкновенных - лишь бы дивиденды платила. Дивиденды по привилегированным акциям, в свою очередь, зависят в основном от прибыли. Конечно, "Транснефть" сегодня - высокорентабельная компания (рентабельность продаж около 36% в 2001 г.), причем ее доходы довольно слабо зависят от колебаний цен на нефть. Однако, поскольку тарифы устанавливаются государством, прибыль компании сильно зависит от государственной политики - не будет повышения тарифов, прибыль будет сокращаться. В 2001 году на выплату дивидендов было направлено около 5% чистой прибыли (по РСБУ), что даже по меркам российских компаний (10-15%) является довольно низким показателем. Правда, дивидендная доходность составила около 8%, что выше традиционных 3% по обыкновенным акциям и где-то на уровне доходности по еврооблигациям российских компаний. Это означает, что потенциал роста стоимости привилегированных акций "Транснефти" действительно существует. Однако учитывая низкую ликвидность бумаг и зависимость прибыли от политики государства, фундаментальных факторов для обеспечения долгосрочного роста стоимости привилегированных акций "Транснефти" сегодня нет. И ни до какой "голубой фишки" "Транснефть", скорее всего, не раскрутится. Да и большую сумму от размещения АДР также вряд ли удастся привлечь - их сегодняшняя стоимость составляет всего около 550 млн. долл. Вряд ли "Транснефть" разместит АДР на более чем 50% выпущенных привилегированных акций, т.е. на 225 млн. долл. Так что выпуск евробондов представляется более предпочтительным, чем размещение АДР.

Возможна ли в дальнейшем приватизация "Транснефти"?

Вот это вопрос достаточно интересный. Дело в том, что многие проблемы, связанные с ограничением пропускной способности нашей транспортной системы, как раз имеют отношение к тому, что "Транснефть" является государственной компанией и т.н. "естественной" монополией. У этой компании собственных средств на финансирование проектов сегодня не хватает и никогда хватать не будет. Те тарифы, которые устанавливаются государством с учетом интересов нефтяных компаний, не способны обеспечить финансирование всех инвестиционных проектов, необходимых для того, чтобы обеспечить увеличение добычи, и, соответственно, экспорта нашего сырья на мировые рынки. А любые дополнительные, т.н. инвестиционные тарифы, как было в случае БТС, на самом деле незаконны.
Возьмем, например, какой-нибудь проект нефтедобычи в некоем отдаленном регионе с неразвитой инфраструктурой. Отсутствие инфраструктуры, в первую очередь трубопровода - основная причина, которая ограничивает освоение месторождений этого региона. Строительство трубопровода может осуществляться за счет средств компании, которая хочет развивать этот регион, а может за счет "Транснефти". Но магистральными трубопроводами может по закону владеть только "Транснефть". Компании не могут самостоятельно строить магистральные трубопроводы, или, точнее, строить-то они могут, но, как только они их построят, то эти трубопроводы моментально переходят в собственность "Транснефти", что, конечно, не способствует инвестиционной привлекательности проектов в нефтедобыче. Даже КТК, в той части, где труба проходит по территории России, "Транснефть" пыталась подмять под себя. А любые альтернативные маршруты транспортировки в обход "Транснефти" также встречаются компанией в штыки.
Само понятие естественной монополии, и то, что "Транснефть" находится в собственности государства, конечно, является сдерживающим фактором развития нефтяной отрасли. Вот в Америке, например, нет транспортных монополий, трубопроводами владеют частные компании. Так что вопрос о том, что "Транснефть" является естественной монополией, является, мягко говоря, спорным. Мне кажется, что когда-нибудь, в отдаленном будущем, конечно, государство придет к тому, что "Транснефть" надо будет приватизировать. Я думаю, что это может произойти в ближайшие 5-10 лет, когда экспорт окончательно упрется в пропускную способность нефтепроводов, когда отступать будет некуда и монополия "Транснефти" будет самым реальным тормозом для развития нефтедобычи в России.

12 июля 2002

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=26504

Док. 308205
Перв. публик.: 23.07.02
Последн. ред.: 23.05.07
Число обращений: 235

  • Выгон Григорий Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``