В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Григорий Выгон: Экспортные пошлины на нефть и на нефтепродукты имеют совершенно разную природу / Export duties for crude and oil products are of different origin Назад
Григорий Выгон: Экспортные пошлины на нефть и на нефтепродукты имеют совершенно разную природу / Export duties for crude and oil products are of different origin
Григорий Вадимович, правительство на осенней сессии Госдумы будет настаивать на отмене или переносе срока введения в действие принципа предельной экспортной пошли на нефтепродукты, которая не должна превышать 90% от экспортных пошлин на сырую нефть. И Кудрин, и Греф признают этот принцип правильным. Насколько возрастет риск увеличения внутренних цен на нефтепродукты в случае введения такой меры в ближайшее время?

Не думаю, что это как-то скажется на внутренних ценах, поскольку особенного увеличения экспортных пошли на нефтепродукты не предвидится. Я согласен с той точкой зрения, что экспортные пошлины на нефть и на нефтепродукты имеют совершенно разную природу. Пошлины на нефть - это, прежде всего, меры фискального характера, то есть, это изъятие дополнительного рентного дохода. А пошлина на нефтепродукты в значительно большей степени регулирует баланс спроса и предложения. И если фиксировать ставку пошлины на нефтепродукты как процентную долю от пошлины на нефть, то правительство автоматически лишается механизма регулирования баланса спроса и предложения на нефтепродукты и тогда, действительно, трудно сказать, как это скажется на внутренних ценах на бензин, например. Цены на нефть двигаются непредсказуемо, а нам нужно сглаживать сезонные колебания спроса, которые у разных нефтепродуктов могут находиться в противофазе. Кроме того, введение единой ставки на все виды нефтепродуктов неразумно, поскольку на мировом рынке они ценятся по-разному. Так что эта поправка, которую депутаты незаметно протащили в Государственной Думе, неэффективна. Ее следует отменить.
Понятно, почему нефтяники лоббировали эту поправку. Потому что они хотят большей предсказуемости и ограничения максимальной налоговой нагрузки. Шкала пошлины на нефть уже законодательно установлена, и правительство не может ее менять по своему усмотрению, как это было раньше. Это действительно хорошо с точки зрения предсказуемости, с точки зрения ведения бизнеса. То же самое хотели сделать для нефтепродуктов, но государство все-таки должно оставить за собой какие-то рычаги влияния. С моей точки зрения, пошлина - это экономический более разумный метод регулирования экспорта, чем, скажем, балансовые задания на НПЗ или какие-то физические ограничения по экспорту.

То есть пошлины на экспорт нефтепродуктов быть все равно должны?

Безусловно. Но они должны быть различны на мазут, дизтопливо, бензин, потому что, во-первых, это разные продукты, а во-вторых, в разное время внутри страны может быть разная потребность в каком-то продукте. Летом, например, нет смысла сдерживать экспорт мазута. Если же в это время пошлины велики из-за высоких цен на нефть двумя месяцами раньше, то экспорт мазута будет экономически невыгоден, возникнет затоваривание. В то же время, спрос на дизтопливо и бензин летом выше и экспорт этих нефтепродуктов может быть ограничен более высокими пошлинами. Поэтому, устанавливать единую ставку на нефтепродукты неправильно.
Другой вопрос, как все это будет формально сделано, потому что, как справедливо было замечено, нельзя отменять закон, который еще не вступил в силу. С первого июля, по-моему, начала действовать эта поправка и какое-то время страна, очевидно, будет жить по этим ставкам.

А каковы будут последствия этого?

Не думаю, что будут какие-то серьезные последствия. Просто это будет не очень удобно с точки зрения правительства - оно лишается определенных рычагов влияния. Понимаете, цены на нефтепродукты все равно будут контролироваться нефтяными компаниями. Конечно, отчасти они будут зависеть от баланса спроса и предложения, внешней конъюнктуры. Если опять будут какие-то физические ограничения на экспорт, если внутренний рынок будет залит, то упадут цены на нефть, оптовые и отпускные цены на нефтепродукты. Но на заправках цены меняться практически не будут. В течение короткого периода эта поправка не окажет заметное влияние на внутренние цены в силу монополизированности нашего рынка.

3 июля 2002
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=26112



Док. 308161
Перв. публик.: 23.07.02
Последн. ред.: 23.05.07
Число обращений: 213

  • Выгон Григорий Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``