В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Григорий Выгон: Сегодня проблема энергетической зависимости перед Россией не стоит / Russia not to face power dependence today Назад
Григорий Выгон: Сегодня проблема энергетической зависимости перед Россией не стоит / Russia not to face power dependence today
Григорий Вадимович, вчера правительство рассматривало энергетическую стратегию России. Стратегию одобрили, но решили, что ее следует дорабатывать. В чем заключается энергетическая стратегия государства, какие положения она должна содержать?

Как и любая стратегия, это должен быть какой-то план развития, то, что раньше было в плановой экономике у нас в Советском Союзе, только на более длительный срок, и в основе всего должен лежать экономический расчет. В соответствии с этим расчетом государство должно иметь перед собой картину того, как будет развиваться в данном случае энергетическая отрасль, сколько будет производиться энергии, сколько будет потребляться, сколько от этого получит государство. То есть в конечном итоге государство должно получить численную картину динамики благосостояния своих граждан. Имея на руках конкретные цифры, государство может выбирать ту или иную модель развития, в которую вносятся коррективы по мере изменения внешней конъюнктуры.
Ясно, что на сегодня проблема энергетической зависимости перед Россией не стоит, мы производим энергии гораздо больше, чем достаточно, даже не смотря на очень высокую энергоемкость производства. В этом плане мы самодостаточны и сейчас и в долгосрочной перспективе.
С другой стороны, у государства есть проблема с пополнением доходной части бюджета. Государство не собирает тех налогов, которые могло бы собирать с прибыльных отраслей, типа нефтедобычи. В принципе, здесь позиция могла быть более жесткой, потому что денег, которые остаются у нефтяных компаний, достаточно и для того, чтобы сами компании нормально развивались, и для того, чтобы поделиться с государством.
Государство должно просчитывать, что будет в будущем. Если планируется развивать международные отношения, поставлять энергоресурсы в Европу, США, другим потребителям, в Азию, то государство опять же должно считать, сколько оно с этого получит. Не какие-то компании, которые, в принципе, уже не являются российскими, потому что как только компания становится акционерным обществом, его акции покупают и зарубежные инвесторы. Государство должно все-таки учитывать свои интересы в первую очередь, при этом, конечно, должно происходить определенное развитие именно российских производств.
То, что мы увидели во вчерашнем документе - это, конечно, не стратегия, это некий абстрактный документ, в котором перечислены, причем далеко не все, проблемы, которые стоят в энергетической отрасли, более того некоторые проблемы, на мой взгляд, надуманы. Кроме того, там представлены некие пожелания того, как можно эти проблемы решить, никаких конкретных цифр, никаких четких мер в этой, так называемой, концепции, конечно, нет. То есть это такой аморфный достаточно документ, его ценность, на мой взгляд, не велика.

Говоря о доходах, которое государство могло бы получать, но не получает, Вы имели доход от рентного налога?

С нефтедобычи рентный налог, но есть же налоги и с продукции переработки с более высокой добавленной стоимостью, с нефтепродуктов, то есть налоги со всех этапов производственной цепочки. Надо учиться собирать налоги с АЗС.

В последнее время очень много говорилось о необходимости повышения рентного налога на нефтедобывающие компании, этот вопрос не нашел своего рассмотрения в стратегии?

По словам авторов этого документа или источников близких к Минэнерго, они утверждают, что одной из целей составления этого документа было увеличение нагрузки на нефтедобывающие компании, увеличение рентных платежей. В стратегии это как-то отмечено в форме пожелания. На самом деле, не только в этом должна быть цель, не только в увеличении нагрузки. Подход должен быть дифференцированным, налоги должны быть, прежде всего, разумны. У нас же с этим возникают постоянные проблемы, то, что предлагает государство, выглядит всегда как-то криво. Этот налог на добычу, который сейчас действует, будет действовать и дальше, конечно, не тот налог, который нужен и государству, и нефтедобывающим компаниям. Должны быть дифференцированные ставки, скользящие шкалы, в общем, все то позитивное, что сегодня используется в мире для увеличения эффективности производства и потребления энергии. Россия должна максимально использовать мировой опыт налогообложения добывающих отраслей. Без этого у нас все время получается какая-то ерунда. Пока не видно ни одного разумного предложения в этом направлении. Простое увеличение каких-то ставок или замена трех налогов одним не эффективно, только мешает производству и не дает реальной отдачи государству.

29 мая 2002
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=24570


Док. 308131
Перв. публик.: 23.06.02
Последн. ред.: 23.05.07
Число обращений: 263

  • Выгон Григорий Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``