В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Григорий Выгон: Помню, г-н Ходорковский в прошлом году утверждал, что, если правительство примет какие-то `непопулярные` решения, то цены на бензин вырастут до 2 долларов за литр Назад
Григорий Выгон: Помню, г-н Ходорковский в прошлом году утверждал, что, если правительство примет какие-то `непопулярные` решения, то цены на бензин вырастут до 2 долларов за литр
Григорий Вадимович, после длительного периода снижения цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, в апреле текущего года Госкомстат зафиксировал их рост в 1%. Но уже за минувшую неделю мая только в Москве бензин подорожал на 30 - 40 копеек, и рост продолжается. Почему это произошло, ведь в начале года шли активные разговоры про то, что на внутреннем рынке происходит затоваривание?

Российские власти на сегодняшний день сняли ограничение на экспорт нефти, еще раньше сняли ограничение на экспорт нефтепродуктов, а тот излишек нефти, который был на рынке, он ликвидировался. Поэтому и выросли внутренние цены на нефть.
Для начала, если по данным Petroleum Argus посмотреть, сейчас у нас тонна стоит свыше 3000 рублей, хотя она еще в январе-феврале опускалась до 900 рублей, то есть фактически цены вернулись на прошлогодний уровень, на свои $100 за тонну.
Цены на нефтепродукты тоже растут, они определяются политикой вертикально-интегрированных компаний (ВИНК), которые владеют всеми крупными НПЗ, которые имеются в нашей стране. Кроме того, снятие ограничений на экспорт нефтепродуктов тоже, конечно, подталкивает цены вверх. Так что все закономерно. Время от времени цены все равно должны пересматриваться, поскольку инфляция не стоит на месте, а держать 9 рублей/литр за 95-ый бензин, наверное, бесконечно нельзя.
Но, с другой стороны, такое скачкообразное изменение цен, это, конечно, совершенно четкое свидетельство в пользу того, что у нас есть сговор на рынке нефтепродуктов. Например, московский рынок нефтепродуктов сегодня контролируется шестью компаниями, как они решат, такие ценники и будут на заправках. Доходило до того, что в пределах столичной МКАД в прошлом году колебания, я помню, редко превышали 10 копеек, только BP выставлял цены повыше других, но, в общем, все заправки: 9.20, 9.30 довольно четко держали. И сейчас все эти наши ВИНКи решили поднять цену, это нормальный процесс при той структуре отрасли, которая сложилась в России.

Как высоко могут подняться цены на нефтепродукты на внутреннем рынке?

Я думаю, что здесь есть совершенно жесткое ограничение со стороны спроса.
Вот помню, г-н Ходорковский еще в прошлом году утверждал, что, если правительство примет какое-то очередное непопулярное среди "олигархов" решение, связанное с налогами или еще с чем-то, то цены на бензин вырастут до 2 долларов за литр.
С точки зрения экономики такого типа утверждения совершенно абсурдны, просто потому что спрос имеет ограничение. Понятно, что "простой крестьянин" просто не будет покупать бензин по такой цене, я сам не буду из принципа.
Вообще, я думаю, что для нашей страны цена 30 центов за литр - это, мягко говоря, завышенная цена, потому что страна экспортирует 2/3 добываемой нефти и является вторым крупнейшим экспортером. Возьмем к примеру США, которая имеет гораздо более высокий средний уровень благосостояния населения, является крупнейшим импортером нефти и где очень высокие налоги и акцизы. В этой стране цены на высокооктановый бензин составляют всего порядка 45 центов за литр. Понятно, что это абсурдная ситуация, то есть даже сейчас цены для России очень высокие, я думаю, что и доллар за литр - такая цена не удержится. Просто народ перестанет ездить, сядет на метро или на работу не выйдет и все.

Нынешнее повышение цен на топливо отразится на других ценах на потребительском рынке?

Конечно, отразится.
Всегда повышение цен на топливо приводит к повышению транспортных расходов. Это подтолкнет инфляцию, особенно в тех отраслях, где транспортные издержки составляют существенную долю себестоимости. Нынешнее повышение не критическое, цены на бензин поднялись копеек на двадцать, на сорок. Вообще это в порядке вещей при сложившейся структуре производства в России. Просто слишком долго цены держались на одном уровне. А инфляционный эффект сгладится, поскольку в экономических процессах есть определенная инерция.

Когда может наступить стабилизация цен на российском рынке нефтепродуктов, с чем она может быть связана?

У нас стабилизации в рублевом выражении, конечно, никогда не будет, поскольку есть инфляция, девальвация номинального курса рубля относительно доллара, а наши нефтяные компании смотрят именно на долларовые цены.
Стабилизация фактически и так есть - эти 30 центов за литр уже на протяжение последних нескольких лет после кризиса держатся. К такой цене приучили потребителя, считается, что это более-менее нормально, когда нищие россияне платят за бензин ненамного больше богатых американцев. Так что можно сказать, стабилизация у нас уже давно наступила.
Конечно, производители будут стараться и дальше повышать цену, но я думаю, что рано или поздно они просто упрутся в спрос, посмотрят - народ перестал ездить на заправки, тогда, конечно, они ценники опустят, никуда не денутся. На бензоколонках рынок еще может себя проявить.

То есть, бензиновый кризис России не грозит?

А с чего он возникнет? У нас сейчас столько всего производится...
Только если появится возможность вообще весь бензин гнать на экспорт. Но бензин как раз у нас практически не экспортируется, он такого качества, что никому не нужен, европейские машины сразу остановятся. Как известно, экспортируется в основном дизтопливо и мазут, а бензина у нас в России навалом. Поэтому, в принципе, с ростом производства цены на бензин у нас должны падать.

Но нефтяники говорят, что цены на внутреннем рынке на бензин уже на уровне рентабельности находились в последнее время...

Какие цены смотреть - оптовые или розничные?
Розничная цена составляет на высокоактановый бензин порядка 14 тыс. рублей. Легко посчитать, что при цене за тонну нефти - 3 тыс. рублей и себестоимости переработки одной тонны нефти двести-триста рублей, НПЗ после уплаты всех налогов и продаже по оптовой цене 9 тыс. рублей, будет далеко не в убытке. Если же посчитать более аккуратно, учесть выход с тонны нефти всех видов нефтепродуктов, то окажется, что действительно НПЗ работают на гране рентабельности.
Однако если по каким-то причинам завод продает оптом нефтепродукты по низким ценам - это политика ВИНК, они могут продавать своим аффилированным компаниям по заниженным ценам и потом говорить о том, что, мол, нерентабельное производство у нас в перерабатывающих отраслях. На самом деле, все нормально. Основная прибыль делается на бензоколонках, в рамках вертикально-интегрированной структуры выделять звенья производственной цепочки не имеет смысла. Ценовая политика внутри компании построена на том, чтобы минимизировать налоги, перенести прибыль на бензоколонки, заплатить поменьше налогов, сказать, что налогообложение ужасное, НПЗ и нефтедобывающие компании еле живут, но при этом получать колоссальные деньги.
Рентабельность ЮКОСа на уровне Microsoft, это же нонсенс. 30-40% для нефтяных компаний - это нереальая рентабельность!
Так что у ВИНК все сейчас нормально, мировые цены высокие, внутренние цены приемлемые, налогообложение тоже приемлемое, тем более есть схемы, позволяющие минимизировать эти налоги.
С другой стороны, действительно налогообложение нефтеперерабатывающих заводов не очень удачное, хотя раньше еще хуже было. Вопрос о том, кто должен платить акциз на продукты нефтепереработки действительно имеет место быть. Потому что по идее акциз должны платить на бензоколонках, раз они продают товар конечному потребителю, а платить акциз на НПЗ - это совершенно неправильно. Просто с бензоколонок акциз не собрать. В результате с заводов вывозят отдельные фракции, прямогонный и технический бензины, а нам в машины заливают черти что.
Если устранить эти перекосы и все другие, существующие при налогообложении нефтеперерабатывающих производств, тогда и прибыль будет.
А в принципе, никто не говорил, что НПЗ - это очень рентабельный бизнес, это везде так, особенно, если есть высокая конкуренция. В Европе, в Америке основная прибыль делается на скважине, а нефтеперерабатывающие заводы получают с барреля доллар-полтора маржи.
Это не так много. И к этому следует начинать потихоньку привыкать.

24 мая 2002

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=24419

Док. 308129
Перв. публик.: 23.06.02
Последн. ред.: 23.05.07
Число обращений: 220

  • Выгон Григорий Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``