В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Григорий Выгон: СРП: повторения смутных 90-х годов уже не будет / PSA: no repetition of fussy 90s is expected Назад
Григорий Выгон: СРП: повторения смутных 90-х годов уже не будет / PSA: no repetition of fussy 90s is expected
Григорий Вадимович, вице-премьер российского правительства В. Христенко заявил, что объемы инвестиций, вкладываемых в месторождения, разрабатываемые на условиях СРП, увеличатся. При этом он не исключил, что число проектов СРП снизится (причины - налоговое законодательство, скептическое отношение к СРП российских нефтяников). В чем причины столь скептического отношения к СРП? Почему, в таком случае, Христенко считает, что инвестировать в СРП станут больше?

Инвестировать в СРП станут больше, просто потому, что действующие проекты наконец выходят на стадию конкретной реализации. До сих пор осуществлялся в основном этап разведки, уточнения запасов, лишь проект Сахалин-2 вышел на этап добычи нефти. Сейчас подошла очередь Сахалина-1, Харьяги, а Сахалин-2 уже вступает в следующую стадию. Что касается других проектов, то я не очень понимаю, почему Христенко говорит о сокращении их числа, поскольку они вообще не подписаны, т.е. их как бы и нет вовсе.

Насколько велик сейчас интерес российских нефтяников к СРП?

Интерес российских нефтяных компаний к СРП, естественно, упал. Дело в том, что раньше СРП рассматривался ими как альтернатива действующей системе недропользования. При этом компании рассчитывали на то, что переведут часть разрабатываемых месторождений под режим СРП, пропишут в текстах соглашения выгодные для себя условия так, что будут меньше налогов платить, меньше общаться с чиновниками из различных министерств и ведомств. Не случайно законодательно закрепленная норма по разработке не более 30% учтенных разведанных запасов нефти в рамках СРП была практически целиком выбрана. После того, как правительство всерьез заинтересовалось реализацией СРП, были назначены государственные управляющие компании, инвестору стало трудно рассчитывать на то, что он сможет пробить выгодные для себя условия соглашений. Во всяком случае, повторения смутных 90-х годов уже, наверное, не будет.
Далее, на сегодня российским компаниям нет смысла заниматься СРП, потому что они обеспечены доказанными запасами нефти на 30 лет вперед. Это значит, что у них и так более чем достаточно месторождений, которые нужно осваивать. А СРП нужно, прежде всего, для того, чтобы искать и разрабатывать новые месторождения, реализовывать крупные, дорогостоящие проекты. Наши компании могут с относительно небольшими затратами резко увеличить добычу за счет имеющейся ресурсной базы, без участия в дорогих и рискованных проектах в рамках СРП.

А кто же тогда будет в эти проекты ввязываться?

СРП в России нужно на сегодняшний день западным инвесторам, в особенности, американским компаниям, у которых обеспеченность запасами в 2,5 раза меньше, и потребителям в США и в Азии. И еще СРП необходимо отечественным подрядчикам, которые сегодня как бы неприкаянные, особенно никому не нужны, но, тем не менее, хотят выжить и пытаются за счет соглашений о разделе продукции поправить свое финансовое положение.
СРП у нас до сих пор потому толком и не реализовывается, что ни государству, ни нефтяным компаниям это уже не очень интересно. Подрядчиков можно в расчет не брать, они деньги в разработку не вкладывают. Лет через 5-10, возможно интерес появится, а сейчас время не пришло.

А как бы Вы, в таком случае, прокомментировали 70-процентную квоту на участие российских компаний в СРП?

Эта квота абсолютно абсурдна.
Во-первых, 70%-я норма нереализуема. Она появилась лишь в редакции закона от 1999 г., через 4 года после вступления в действия Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции". Так что к действующим соглашениям она неприменима. Далее, многие наши отечественные предприятия не удовлетворяют необходимым требованиям, предъявляемым инвесторами к подрядчикам. Чтобы выиграть тендер, нужно иметь кредитную историю, устойчивое финансовое положение, нужно не только выполнить работу в заданные сроки, но и обеспечить сервисное обслуживание. Есть еще международные стандарты, которым продукция многих наших компаний не соответствует. Так что часто наши подрядчики объективно не готовы к выполнению заказов по СРП, особенно, если речь идет о высоких технологиях, необходимых при разработке месторождений в тяжелых условиях глубоководного шельфа.
Далее, часто бывает так, что для рентабельности проекта необходимо привлекать средства под очень низкие процентные ставки. Это возможно при получении обеспеченного или связанного кредита.
Связанный кредит - это кредит под закупки западного оборудования, он стимулирует иностранного производителя. Возможность привлечения связанных кредитов не позволяет реализовать 70%-ю норму.
Наконец, в законе о СРП не говорится, в течение какого срока нужно достигнуть этих 70%. То ли это каждый год должно быть, то ли в течение другого периода... В принципе, инвесторы могут растягивать выполнение этого требования до бесконечности.
Во-вторых 70%-я норма экономически абсурдна. Откуда эта цифра вообще взялась, кто ее сел-подсчитал? Почему 70, а не 60, не 80%?..В законе речь идет о том, чтобы просто обеспечить 70% всех заказов юридическим лицам, зарегистрированные в РФ. Фактически под это определение подпадает не только "родная" отечественная компания, но российский филиал иностранной компании и СП. Кроме того, при выполнении подрядов, часто нанимают субподрядчиков, которые тоже могут быть российскими или зарубежными компаниями. Реальная доля отечественных производителей всегда будет гораздо ниже 70%.
Кроме того, важна ведь не валовая стоимость контракта, а добавленная или прибыль. Известен случай, когда российская компания выиграла конкурс, получила заказ западного инвестора на 35 млн долл., а потом купила сырье в Японии на 30 млн долл. Так что добавленная стоимость, а тем более прибыль российских производителей вообще копеечная.
Получается, что в этой 70%-й норме нет никакого смысла. Она не гарантирует интереса российских подрядчиков, не обеспечивает развитие внутреннего производства Возможно, она будет исключена при вступлении России в ВТО. Это было бы разумно во всех отношениях.

2 августа 2002

http://www.opec.ru/point_doc.asp?d_no=27378

Док. 308113
Перв. публик.: 23.05.03
Последн. ред.: 23.05.07
Число обращений: 213

  • Выгон Григорий Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``