В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александра Водовозова: ПИФы и УК - честно, открыто, прозрачно Назад
Александра Водовозова: ПИФы и УК - честно, открыто, прозрачно
Александра Юрьевна, Управляющая компания "УРАЛСИБ" отмечает свой первый значимый юбилей - 10 лет на рынке коллективных инвестиций. Что было на этом пути, какие сложности, успехи, как изменялась динамика, стоимость пая?

История развития УК "УРАЛСИБ" - это пример успешного вхождения на новый рынок ценных бумаг, становления компании в процессе формирования рынка, завоевания и удержания лидирующих позиций на рынке.

С самого начала работы УК "УРАЛСИБ" предложила своим инвесторам высокое качество управления, надежность и доступность. За это время сформированы и успешно работают пять фондов с различными инвестиционными стратегиями, ориентированные на широкий круг инвесторов: "ЛУКОЙЛ Фонд Первый", "ЛУКОЙЛ Фонд Отраслевых инвестиций", "ЛУКОЙЛ Фонд Перспективных вложений", "ЛУКОЙЛ Фонд Профессиональный", "ЛУКОЙЛ Фонд Консервативный". Их активы превышают 30 миллиардов рублей, что составляет около трети российского рынка открытых и интервальных ПИФов. Доходность инвестиционных стратегий компании стабильно находится на высоком уровне. Кроме того, под управлением УК "УРАЛСИБ" находятся пенсионные резервы крупнейших негосударственных пенсионных фондов России.

За истекшее десятилетие наша компания стала одним из лидеров на рынке коллективных инвестиций. Высокий уровень управления, качество работы и профессионализм подтвержден ведущими рейтинговыми агентствами, присвоившими УК "УРАЛСИБ" самые высокие рейтинги ААА (Рейтинговое агентство "НАУФОР") и А++ (Рейтинговое агентство "Эксперт").

Успешное развитие УК обусловлено развитой инфраструктурой, высококвалифицированным персоналом, одной из лучших на рынке профессиональных команд управляющих. УК "УРАЛСИБ" удалось внедрить высокие стандарты качества управления активами и обслуживания клиентов. Продажа паев фондов осуществляется в 350 точках по всей территории России, кроме того, паи обращаются на биржах РТС, ММВБ и вторичном рынке. В то же время компания зарекомендовала себя не только как надежный партнер, но и новатор, который предложил рынку ряд инновационных продуктов.

Начинался же наш путь немного нестандартно, нежели чем у других управляющих компаний - с первого на финансовом рынке проекта преобразования чекового инвестиционного фонда в паевые фонды. И управляющая компания была создана именно под этот проект. Когда чековые фонды показали свою нежизнеспособность, нужно было принять меры, чтобы сделать более ликвидными средства частных инвесторов. Хотя в то время (1996 г.) еще не было нормативной базы, но нам было уже понятно, что и как необходимо преобразовывать. Окончательно нормативная база была сформирована к 1998 году, и в этот, самый сложный год финансового рынка, мы начали проект преобразования. У нас было 100 тысяч человек клиентов, которых мы переводили из чекового фонда в паевые. Представляете, какая это тогда была работа - в самый сложный год опрашивать 100 тыс. человек, оформлять бумаги и так далее, и делать это первыми на рынке.

Чековый фонд был в то время у вас одним из самых больших?

Да, он был пятый по размеру в стране и один из самых крупных по количеству акционеров. В конце 1999 г. преобразование окончательно завершилось, было создано 3 паевых инвестиционных фонда, и в 2000 г. они вышли на рынок. Люди впервые с 1993 г. получили возможность (а сначала они вложили в ЧИФ свой ваучер) как-то реализовать эти инвестиции, этот инвестиционный доход.

Тогда, в 2000 году, мы посчитали, что заработали нашим клиентам с 1993 г. по 2000 г. по 30% годовых в валюте (считая кризис 1998 г.). То есть, мы начинали с очень сложного проекта, который делали в интересах клиентов, чтобы сохранить их средства, а самое главное - вернуть им преумноженные средства. И это - лейтмотив, который проходит через всю 10-летнюю историю.

В 2001 г. мы открыли еще два новых паевых фонда, потом начали активно работать с институциональными инвесторами, с негосударственными пенсионными фондами. Когда вышел закон об инвестфондах, мы построили сеть продаж на базе вторичного обращения, вывели одними из первых свои паи на биржу в 2003 г., то есть целенаправленно шли вместе с рынком вперед.

На сегодняшний день управляющая компания УРАЛСИБ делает ставку на массового частного инвестора. Мы всегда считали, что паевые фонды - это замечательный инструмент именно для этого класса инвесторов. Честно говоря, несмотря на то, что паевые фонды специально создавались для этой категории инвесторов, точки продаж в основном у всех управляющих компаний были в Москве. Никто всерьез не задумывался о сети распространения для регионов и так далее. Но на сегодняшний день наша задача - ритэйл, построение сети сбыта, взаимодействие с банковскими структурами.

ПИФы зарекомендовали себя как замечательный инструмент, а Управляющие компании показали, что они работают честно, открыто, прозрачно. Теперь нужно сделать этот инструмент доступным, потому что все равно возможности у жителей Москвы и возможности у жителей Хабаровска немного разные в отношении выбора той или иной управляющей компании, того или иного паевого фонда. Мы считаем, что на сегодняшний день основная задача - сделать этот инструмент действительно массовым. Мы приближаемся к 1% населения, который будет владеть паями.

Мы приближаемся по общей сумме, если взять все УК?

Да, еще чуть-чуть - и у нас, у всех УК в России, будет 500 тыс. клиентов в паевых фондах. Соответственно, мы надеемся скоро перейти за этот 1% и уже тогда можно говорить о некоем массовом интересе. Поэтому, начав свою историю нестандартно, мы дальше двигались и развивались вместе с рынком и всегда ориентировались, прежде всего, на интересы наших клиентов.

У вас было 100 тыс. клиентов, когда были чековые инвестиционные фонды, а сейчас цифра какая?

Сейчас 90 тыс. В период преобразования из ЧИФа в ПИФы пайщиками стали порядка 80 тыс. человек, потом кто-то потихоньку продавал, но все равно около 60% клиентов остались с нами, держат свои сбережения, паи, уже абсолютно сознательно. Если говорить в цифрах, то раньше паи стоили 11 рублей за пай, а сейчас - больше 9 тыс. рублей за пай. То есть видно какой уровень доходности. Клиенты это увидели и оценили.

Пик доходности в ПИФах был в прошлом году?

В принципе прошлый год был замечательным, но и этот год - тоже неплохой. Все, конечно, зависит от того, в какой момент "заходил" инвестор, когда он покупал паи, в каких именно паевых фондах - они же разные, с разной доходностью, с разным уровнем риска.

А есть ли какие-то цифры - кто остается на первичном рынке, кто уже работает на вторичном рынке?

Сложно сказать, потому что это зависит от доступности. Если у человека в городе, где он живет, рядом пункт, где занимаются вторичкой, скорее всего, он и будет покупать на вторичном рынке.

Если рядом с местом жительства или местом работы человека находится управляющая компания, и он может приобрести паи на первичном рынке, то, скорее всего, он возьмет этот инструмент. Хотя думаю, что дальнейшее развитие систем сбыта за электронными каналами, за дистанционными возможностями работы на рынке.

Какова роль сектора коллективных инвестиций в стратегии развития финансового рынка. Какие проблемы и перспективы на этом пути?

Эта роль - очень значительная. Инвестиции физических лиц через нормальный цивилизованный путь инвестируются в нашу промышленность, через цивилизованные формы попадают в российскую экономику.

С этой точки зрения, конечно, объем рынка коллективных инвестиций начинает иметь все большее и большее значение - и в плане устойчивости российского фондового рынка, в том числе. Но, прежде всего, хотелось бы все-таки сказать об изменении менталитета, о восприятии финансовых инструментов с точки зрения нормального, обычного человека. Потому что все потихоньку приходят к тому, что нужно делать сбережения, нужно их сберегать от инфляции, защищать, а лучше всего - получать какой-то доход. Но этому не учат ни в школе, ни в институте, нет семейной традиции, нет опыта, который передается от родителей детям. Мы только в самом начале пути цивилизованного рынка.

И коллективные инвестиции - это один из самых цивилизованных инструментов, когда человек на практике, с минимальными издержками обучается этому инвестиционному процессу. Мы недавно были на бирже ММВБ, отмечали у них появление 2000-го клиента - частного брокера, то есть, человека, который торгует через Интернет-систему на бирже. И мы сказали о том, что паевые фонды - это первая ступенька, школа, из которой потом вырастают нормальные цивилизованные частные инвесторы. И оказалось, что 2000-й инвестор - это человек, который сначала покупал паи в ПИФах, а потом он пришел к тому, что он уже может самостоятельно торговать на бирже через брокера.

Это - некий цивилизованный путь, когда мы проходим школу, которой были лишены в силу объективных причин. С этой точки зрения значение коллективных инвестиций трудно переоценить. Паевые фонды - это главный популяризатор, первый шаг, первое знакомство с рынком ценных бумаг.

То есть, менее рискованный?

Да, менее рискованный. Управляющие компании и другие структуры, продающие паи ПИФов, привыкли работать с неискушенным инвестором. Они знают, что сначала надо объяснить какие первые шаги сделать, может быть, даже помогут удержаться от каких-то ошибочных действий. Интерес к ПИФам большой, прирост рынка только за этот год в два раза больше, чем за всю предыдущую историю. В этом году в ПИФы пришло в два раза больше людей, чем за предыдущие шесть лет. Вот какой скачкообразный интерес к этим накопительным инструментам!

А возможно банкротство или исчезновение управляющих компаний?

Исчезновение управляющих компаний просто невозможно, а процедуры банкротства, если это приходится делать по ряду причин, происходит абсолютно цивилизовано. Существует целый механизм.

В чем прелесть института паевых фондов? В том, что на все случаи жизни есть нормативные акты, и, прежде всего, наиболее полное количество нормативных актов на тему защиты прав инвесторов. Что происходит, если вдруг управляющая компания стоит на грани банкротства? Деньги паевого фонда отделены от денег управляющей компании, они лежат на специальных счетах в специализированном депозитарии. И, если что-то происходит с управляющей компанией, депозитарий замораживает эти средства, выставляет их на конкурс и подыскивает новую управляющую компанию. Деньги не исчезнут, так как есть тройной механизм (хранения, проверки и контроля) их защиты.

Конечно, за это время какие-то управляющие компании возникали, какие-то закрывались, но почему не было скандалов? Именно потому, что есть механизм защиты прав инвесторов, абсолютно цивилизованный, прозрачный, понятный и очень четкий.

Ваша УК работает, в основном, через БАНК УРАЛСИБ?

Не только, с другими банками мы тоже работаем. Мы больше ориентированы на механизм вторичного рынка, потому что считаем, что там больше возможностей у инвесторов. Мы считаем, что надо относиться к паям как к нормальной ценной бумаге, такой же, как и акции, что их можно покупать и через биржу, и через систему Интернет-трейдинга.

Что нового к 10-летию УК УРАЛСИБ Вы подготовили?

У нас есть хорошая новость. Мы собираемся преобразовать два интервальных фонда - "ЛУКОЙЛ фонд Первый" и "ЛУКОЙЛ фонд Профессиональный" - в открытые. В результате, наша компания получит стандартный набор открытых фондов - акций ("ЛУКОЙЛ фонд Первый"), облигаций ("ЛУКОЙЛ Консервативный"), смешанных инвестиций ("ЛУКОЙЛ фонд Профессиональный").

Это будет самым масштабным проектом подобного рода на рынке коллективных инвестиций. В результате преобразования наших ПИФов на рынке открытых фондов появится новый лидер. Так стоимость чистых активов ПИФа "ЛУКОЙЛ Фонд Первый" составляет 19,7 млрд. рублей, а у крупнейшего открытого фонда на сегодняшний "Тройка Диалог-Добрыня Никитич" - 15,6 млрд. рублей.

А зачем нужно это преобразование? Ведь паи Ваших фондов можно покупать каждый день через банки.

Все это делается в интересах инвесторов. У инвесторов по предпочтению вложений в паевые фонды, после доходности и надежности, на третьем месте стоит показатель ликвидности, т.е. возможность оперативно купить или продать паи фонда. И при равенстве первых показателей пайщик для инвестирования всегда будет выбирать открытый фонд. Поток средств пайщиков в интервальные фонды неравномерен. Это приводит к росту нагрузки на клиентские службы управляющей компании во время открытия интервалов, очередям в агентских пунктах. Кроме того, желание купить пай у клиента возникает спонтанно и время входа на рынок не всегда совпадает с открытием интервала. Да, есть возможность приобрести паи на вторичном рынке (через сеть банковских отделений). Однако предложение паев на вторичном рынке ограничено и при пиковом спросе его удовлетворить сложно.

Так что мы выполняем нашу главную задачу - сделать ПИФы более доступным инструментом.

23 ноября 2006
http://www.opec.ru


Док. 307784
Опублик.: 22.05.07
Число обращений: 365

  • Водовозова Александра Юрьевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``