В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Ведев: Какие цели преследует экономическая политика? Назад
Алексей Ведев: Какие цели преследует экономическая политика?
Алексей Леонидович, министр финансов Алексей Кудрин в своем интервью газете КоммерсантЪ от 15 августа высказался в том ключе, что главная причина инфляции в стране - это чрезмерное предложение денег в экономике. При этом правительство само себя лишило инструментов борьбы с инфляцией. Кудрин имел в виду повышение цены отсечения по нефти для Стабфонда. При этом аналогичная идея содержится и в МЭРТовском прогнозе социально-экономического развития до 2009 года. Там говорится, что для снижения темпов роста инфляции необходимо замедление роста денежного предложения и снижение скорости обращения денег в экономике. Кроме того, Кудрин отмечает, что в 2007 г. неблагоприятным фактором будет повышение непроцентных расходов на 13%-14% по сравнению с 2006 г.
Однако, многие эксперты неоднократно отмечали, что инфляция у нас носит не монетарный характер, следовательно, и бороться с ней требуется как-то иначе. Какова Ваша точка зрения, прав ли Кудрин?

Я считаю, что Кудрин неправ. Здесь, прежде всего, отметим целеполагание - какие цели преследует экономическая политика? Основной целью является экономический рост и связанное с ним повышение уровня жизни населения. Соответственно, инструментами для решения этой проблемы являются взвешенная бюджетная политика, денежная политика, структурные преобразования, связанные с отходом от доминирования сырьевой направленности и так далее, - все эти меры известны. И борьба с инфляцией, снижение темпов роста инфляции, является одним из инструментов поддержки экономического роста. Прежде всего, предполагается, что снижение инфляции обеспечит рост реальных доходов населения, а так же увеличение инвестиционной активности, которая, в свою очередь, будет способствовать росту производительности труда и вообще - росту валового выпуска. С этой точки зрения инфляция - достаточно важная угроза для экономического роста и бороться с ней надо.

С другой стороны, вопрос, который сейчас ставит, в частности, Кудрин, входит в противоречие с другими факторами, которые так же обеспечивают экономический рост. Прежде всего, это непроцентные бюджетные расходы. В рамках благоприятной экономической конъюнктуры государство просто обязано поддержать социально необеспеченные слои населения, равно как и бюджетную сферу. Более того, рост непроцентных расходов увеличивает в совокупности рост совокупного внутреннего спроса в экономике, а это является одним из важнейших, наряду с инвестиционной активностью, факторов экономического роста. Поэтому здесь, на мой взгляд, надо держаться середины, то есть, мне кажется, что в районе 10% инфляция - это объективная реальность, которая будет наблюдаться в России в течение следующих трех лет. И точно так же, как немонетарный характер, например, вопрос реформы ЖКХ, несоответствие внутренних цен на продукты естественных монополий внешним ценам и их выравнивание - это действительно некое структурное преобразование, изменение ценовой структуры экономики, которое Россия должна пройти. Естественно, это будет сопровождаться умеренным инфляционным фоном.

И еще хотелось бы добавить, что как мы и прогнозировали, никакой дефляции летом не наблюдается, наблюдается умеренная инфляция, и как показывает эмпирический опыт, вклад обменного курса рубля (укрепление курса рубля) в борьбу с инфляцией, оказался ничтожным. Это можно считать ответом на заявления Ренессанс-капитала. Они публиковали отчет, в котором предрекалось дальнейшее резкое укрепление номинального курса вплоть до 25 рублей за доллар. Итоги последних месяцев показали, что укрепление курса рубля, помимо перегрева на финансовых рынках не вносит свою достойную лепту в борьбу с инфляцией. И использовать только обменный курс как инструмент борьбы с инфляцией - неправильно.

А что произойдет, если в ближайшие годы будет реализовываться тот сценарий, который предлагает Минэкономразвития и за который ратует Кудрин, проведение жесткой бюджетной политики, недопущение роста непроцентных расходов, ограничение денежного предложения?

С непроцентными расходами, на самом деле, особого роста не наблюдается, так или иначе, пропорционально объем непроцентных расходов по отношению к ВВП находится на стабильном уровне. И основной риск состоит в том, что государство берет на себя обязательства в абсолютных цифрах, в млрд. рублей, и это, при соотнесении ВВП с прогнозом выглядит нормальной ровной линией. Если темпы роста ВВП замедлятся, то тогда произойдет относительный рост непроцентных расходов. Но с другой стороны, если рост ВВП ускорится, то непроцентные расходы в процентах к ВВП сократятся. Понятно, что здесь есть определенные риски, потому что Минфин берет на себя обязательства в абсолютных цифрах, но относительные размеры сейчас не выглядят существенным ростом непроцентных расходов на трехлетний период. Поэтому мне кажется, преждевременно говорить о том, что бюджетные непроцентные расходы раздуваются и стимулируют инфляцию. Это все в рамках соответствия экономическому росту.

А по поводу проведения жесткой денежно-кредитной политики?

Действительно, проблема состоит в том, что ЦБ борется с приливом нефтедолларов в страну, это объективная реальность, и платой за это является удержание номинального курса рубля на более-менее постоянном уровне для поддержки конкурентоспособности российской обрабатывающей промышленности. Ужесточение политики, мне кажется, неправомерно рассматривать, надо вносить различные другие меры. Если рассуждать в терминах либо жесткая, либо мягкая политика, то она должна меняться, ЦБ должен активно работать и с банками по их рефинансированию, равно как и должен расширяться спектр инструментов, обращающихся на финансовом рынке, ЦБ не обязательно должен предлагать, то или то, но он должен максимально содействовать тому, чтобы финансовый рынок развивался, чтобы возрастала норма сбережений, что позволит сдержать горячие деньги и давление на инфляционные процессы ослабнет.

15 августа 2006

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=61341

Док. 307519
Перв. публик.: 22.09.06
Последн. ред.: 22.05.07
Число обращений: 316

  • Ведев Алексей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``