В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Ведев: Ключевой вопрос - это разработка параметров экономической политики в рамках негативных сценариев Назад
Алексей Ведев: Ключевой вопрос - это разработка параметров экономической политики в рамках негативных сценариев
Алексей Леонидович, глава ЦБ Сергей Игнатьев считает, что падение цены на нефть до $25-30 за баррель не приведет к кризису экономики. Более того, по его словам, не пострадают даже нефтяники, поскольку их чистый доход сократится незначительно. Единственное, что он отметил, что при падении цен на нефть профицит бюджета исчезнет, и может даже перерасти в дефицит, и сократятся темпы прироста золотовалютных резервов. Но все это, по мнению Игнатьева, не страшно. Однако многие эксперты постоянно указывают, что падение цен на нефть является главным фактором риска для экономики России. Какова Ваша точка зрения, кто в данном случае прав?

Конечно, тема воздействия внешних импульсов на экономику России очень важна, и, на мой взгляд, недостаточно проработана. Мы в своих исследованиях всегда рассматриваем очень пессимистичный и очень оптимистичный варианты для того, чтобы оценить какие-то крайние точки, которые могут воздействовать на российскую экономику и посмотреть, к каким результатам это приведет. В частности, мы рассматриваем пессимистичный сценарий цен на нефть, где цены на нефть опускаются до $35 в 2006 г., и до $30 в 2007-2008 гг.. Согласно нашим расчетам, темпы роста снизятся, пессимистичный сценарий показывает на темпы роста 4% ВВП, и в районе 3,2%-3,3% темпы промышленного производства. Я согласен с тем, что это все равно положительные темпы роста и нельзя сказать, что экономика будет в кризисе. Но утверждать, что сейчас Россия не зависит от нефтяных цен, конечно, неправильно. Действительно, начиная с 2003-2004 гг. мы перешли на несколько другие факторы, обеспечивающие экономический рост, это, прежде всего, рост инвестиций и внутренний спрос. Эти два фактора обеспечивают положительные темпы роста производства. Но так или иначе, все равно внутренний спрос формируется под воздействием нефтяных доходов.

Конечно же, падение цен на нефть - это негативно для нашей экономики. Я согласен с Игнатьевым в том, что пострадает бюджет, который, скорее всего, станет дефицитным. Более того, в рамках разрабатываемого сейчас среднесрочного бюджетного плана, предусматривается некоторое увеличение непроцентных расходов, причем, увеличение в номинальном выражении, тогда как закладывается в расчете бюджета, что и рост ВВП будет более высоким, нежели при низких ценах на нефть. Это означает, что если темпы роста ВВП снизятся, а непроцентные расходы будут зафиксированы на этом уровне в номинальном выражении, то будет резкое повышение бюджетных расходов. Это означает, что государство берет на себя обязательства в условиях хорошей конъюнктуры, и вопрос о том, как оно будет эти обязательства выполнять в рамках худшей конъюнктуры, является одним из ключевых. Таким образом, при падении цен на нефть мы имеем возрастающие расходы бюджета, которые будут стимулировать инфляцию. Вполне возможно ожидать стабилизации в виде снижения темпов роста валютных резервов, я думаю, что возможно ожидать снижения курса рубля, это создаст определенную фору для отечественных товаропроизводителей. Мы имеем достаточно противоречивую картину при таком внешнем негативе. Несомненно, результаты будут зависеть еще и от проводимой экономической политики, поэтому просто и однозначно сказать, что экономика России настолько диверсифицирована сейчас, что ей не страшно падение цен на сырье на внешних рынках, нельзя. Скорее всего, мы придем к некоей другой модели развития, где определяющими будут основные параметры бюджета и денежной политики, о чем, насколько я понимаю, председатель ЦБ умолчал. А на мой взгляд это является ключевым вопросом - это разработка параметров и экономической политики и стратегии в рамках негативных сценариев. Согласен, что затронут крайне интересный вопрос, но мне кажется совершенно неправомерным однозначно его оценивать.

В случае падения цен на нефть с тем, что будет происходить с бюджетом, с золотовалютными резервами все понятно. Но ведь есть еще фактор тех инвестиций, которые сейчас приходят в Россию. И в случае изменения внешней конъюнктуры вполне возможно, что иностранные инвесторы начнут спешно выводить средства из России.

Здесь речь должна идти о прямых и портфельных инвестициях. Я думаю, что портфельные инвестиции резко снизятся или будут сокращаться, их будут резко выводить, потому что наиболее вероятным представляется снижение курса рубля или ожидание его нестабильности. Цены на нефть определяют и фундаментальные экономические показатели России, которые ухудшатся, и это будет сигналом для вывода портфельных инвестиций. А прямые инвестиции, их значительная часть направляется в сырьевые отрасли, и понятно, что привлекательность сырьевых отраслей резко снизится, снизится и приток инвестиций.

А вывод инвестиций из России не станет кризисным фактором?

Без сомнения, станет элементом нестабильности. Потому что, для того, чтобы ответить на вопрос - станет ли он фактором кризиса, хорошо было бы определить, что такое кризис? Что мы рассматриваем - локальный кризис, элементы нестабильности?

Кризис у нас был в 1997-1998 гг.

Но там был рукотворный кризис, потому что любой дефолт - это рукотворный кризис. И ясно, что сейчас у нас дефолт по государственным обязательствам невозможен, потому что объем государственных обязательств незначителен. Но, так или иначе, нестабильность в области курса национальной валюты, процентных ставок и платежного баланса, возможна. Вероятно, так и будет.

Кризис можно определять двумя способами - говорить о чисто экономическом кризисе, который существенно не сказывается на жизни граждан.

Как было в мае, когда резкое падение фондовых индексов сопровождалось резким ростом промышленного производства и доходов населения.

А может быть кризис, когда сильно пострадает население, упадет уровень жизни.

Во всех случаях ускорение инфляции негативно скажется на уровне жизни населения. И падение доходов в экономике - то же самое. При изменении цен на нефть, и бюджетная политика не настолько гибко реагирует на изменения, и конечно, сократятся доходы населения по цепочке. Но тем не менее, во всех случаях говорить о кризисе сложно, а вот об элементах нестабильности и об изменениях темпов экономического развития, я думаю, вполне правомерно.

6 июля 2006

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=61158

Док. 307483
Перв. публик.: 22.05.06
Последн. ред.: 22.05.07
Число обращений: 315

  • Ведев Алексей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``