В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Ведев: Ответ на вопрос `Снизится ли инфляция?` все тот же - `А что изменилось?` Назад
Алексей Ведев: Ответ на вопрос `Снизится ли инфляция?` все тот же - `А что изменилось?`
Алексей Леонидович, рост инфляции за январь - февраль составил 4,1%. В связи с этим денежные власти уже критиковал Президент, а вчера с резкой критикой на них обрушился Фрадков, который пообещал увольнять министров за профнепригодность, если они не могут справиться с инфляцией. Все это очень похоже на неконтролируемую истерику, поскольку многие эксперты неоднократно уже говорили о том, что в современной ситуации высокие темпы инфляции - это объективная реальность, которая не зависит от личностей. Какова Ваша оценка происходящего?

Вполне понятно беспокойство премьер-министра, связанное с высоким уровнем инфляции, действительно, год только начался, прошло два месяца, а уже понятно, что уровень инфляции в этом году будет примерно такой же, в лучшем случае, как и в 2005 году. Вопрос состоит в том, стоит ли бороться с инфляцией или это объективная реальность? Ответ, на мой взгляд, однозначен - конечно, стоит бороться, конечно, стоит что-то делать. На протяжении пяти лет уровень инфляции находится в двузначной области, в районе 10%-12%, и как вы помните из наших бесед за последние годы, достаточно популярным ответом на вопрос "Снизится ли инфляция?", является "А что изменилось?". И действительно, российская экономика находится в рамках позитивного внешнего шока, связанного с высокими ценами на нефть и прочие сырьевые товары. При этом каких-то изменений в финансовой сфере не происходит, таких изменений, которые позволили бы каким-то образом аккумулировать поступающие средства, за исключением, конечно, позитивного фактора - это создание Стабфонда, и каким-то образом конструктивно бороться с инфляцией. Поэтому я думаю, что отчасти недовольство персонами, составляющими экономический блок, понятно, потому что вряд ли положительный результат удастся быстро достичь, но так или иначе надо делать что-то постоянно. И здесь я разделяю мнение премьер-министра в том, что делается недостаточно. По-прежнему, все болячки, о которых мы говорим постоянно - это слабая банковская система, неразвитые финансовые рынки, реально отрицательные процентные ставки - конечно, способствуют тому, что сохраняется достаточно высокий уровень инфляции. Более того, на мой взгляд, намечается еще одна опасная тенденция, связанная с тем, что обменный курс рубля стабилизирован или даже номинальный курс укрепляется в расчете на то, что это каким-то образом сдержит инфляцию. Но вклад обменного курса в снижении инфляции достаточно мал и снижается, тогда как стабильный обменный курс стимулирует приток внешних денег, что перегревает и без того слабые финансовые рынки, и так же способствует притоку внешних средств и новому витку инфляции. То есть, получается как раз обратный эффект. Но во всех случаях что-то делать надо, и инфляция, как показывает мировой опыт, не есть непобедимое явление, но для этого нужно что-то делать не только в монетарной области, я согласен - здесь вина не только ЦБ, но и в прочих экономических ведомствах. Речь идет о вкладе немонетарных факторов, прежде всего, о росте цен на услуги, на сельхозпродукцию и на бензин.

К вопросу об инфляции правительство вернется уже в следующий четверг, и, видимо, министрам-экономистам надо будет что-то предлагать. А что они могут предложить сейчас?

Я думаю, что они могут сейчас предложить очередной комплекс антиинфляционных мер, рассчитанный на кратко- и среднесрочную перспективу. На мой взгляд, очевидно, что не стоит надеяться, что загадку они разгадают за неделю, и представят план, и мы победим инфляцию в этом году. Все равно, речь идет о кропотливой, ежедневной работе, рассчитанную на краткосрочную (в рамках года) и на среднесрочную (несколько лет) перспективу. И я думаю, что от перестановки министров вряд ли что-то изменится, вопрос стоит в том, что все равно надо что-то делать. И это должна быть понятная программа с понятными действиями.

То есть, обещания Фрадкова относительно увольнения - это, скорее, политическая акция?

Я думаю, да. Так или иначе, это попытка жесткого стимулирования разработки какой-то действенной программой по борьбе с инфляцией.

А тот экономический блок в правительстве, который сейчас есть, способен к планомерной работе по борьбе с инфляцией, потому что уже много лет у нас высокая инфляция, и этот экономический блок ничего не смог сделать.

Инфляция у нас снижается, и я считаю, что, прежде всего, политика ЦБ достаточно взвешенная и осторожная. И в рамках все того же внешнего шока ЦБ старается избегать резких движений. Но действия в области реформирования естественных монополий, в области контроля над ценами естественных монополий, мне кажется, что здесь усилий недостаточно. Хотя понятно, что это - взгляд независимого эксперта со стороны, я думаю, что в действительности картина может быть гораздо сложнее.

10 марта 2006
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=59960

Док. 307475
Перв. публик.: 22.05.06
Последн. ред.: 22.05.07
Число обращений: 296

  • Ведев Алексей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``