В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Ведев: Проблема у нас в прямых налогах, а косвенные трогать не надо Назад
Алексей Ведев: Проблема у нас в прямых налогах, а косвенные трогать не надо
Алексей Леонидович, глава экспертного управления администрации Президента Аркадий Дворкович на днях заявил, что управление "будет настаивать" на замене НДС на налог с продаж в размере 10%. Получается, что Фрадков, собирается снижать НДС до 13%, Кудрин выступает активно против этого, а администрация Президента вообще предлагает вводить другой налог. Каков Ваш взгляд на эту проблему, какой вариант предпочтителен?

Здесь необходимо вспомнить, что в советской экономике в переходный период действовал как раз налог с продаж. Как раз правительство Гайдара, проведя реформы, отменило налог с продаж и ввела НДС.

Существует два принципиальных вида налогов: это косвенные налоги и прямые налоги. К прямым налогам относятся такие налоги, как налог на прибыль, подоходный налог. К косвенным налогам, помимо экспортных пошлин, импортных пошлин, относится, конечно, НДС, налог на добавленную стоимость. В свое время рекомендации правительства Гайдара, кстати, это были рекомендации международных финансовых организаций, состояли в том, что косвенные налоги собираются проще, что они более прозрачны. Поэтому имеет смысл, конечно же, вводить один из самых просто собираемых налогов - налог на добавленную стоимость. Я лично с этим полностью согласен. Я не считаю, что налог на добавленную стоимость является основным препятствием для экономического роста. И, конечно, на мой взгляд, проблема заключается в прямых налогах, это единый социальный налог и налог на прибыль. Поэтому я бы вел дискуссию скорее в данном контексте: насколько и каким образом снижать прямые или косвенные налоги. Я не знаю основных доводов экспертного экономического управления аппарата Президента, но предложение о замене одного косвенного налога на другой мне представляется спорным. Более того, с учетом многочисленных ПБОЮЛов, которые у нас есть, так или иначе, у меня нет цифр под рукой, но я думаю, что существенная часть налога с продаж должна поступать с рынков и мелких торговых точек. Большие сомнения вызывает, что это даст эффективный результат. И мне кажется, что с учетом структуры нашей торговли налог с продаж будет представлять большие проблемы, тогда как, еще раз повторюсь, что НДС - достаточно простой налог и достаточно легко проследить цепочку субъектов хозяйственной деятельности, кто дает добавленную стоимость, соответственно, с кого и сколько взымать.

То есть на самом деле можно сделать вывод, что российская налоговая система и, прежде всего, система налогового администрирования недостаточно созрели для того, чтобы вводить более сложный налог?

Да. И не только администрирование, но и сама по себе структура розничной торговли. Потому что более-менее добились той ситуации, что ПБОЮЛы нам выдают кассовые чеки, хотя вряд ли можно ответить на вопрос - у них один или два кассовых аппарата? И какой кассовый аппарат предоставляется налоговому инспектору и, вообще, какое количество должно быть налоговых инспекторов, чтобы эффективно осуществлять сбор налогов со всех этих маленьких ларьков и магазинов - большой вопрос. Насколько я знаю, общая мировая практика состоит в том, что если есть такая структура розничной торговли, то, как правило, мелкие магазины, кафе, рестораны платят вмененный налог, просто за то, что они есть, тогда как более крупные налогоплательщики платят косвенный налог.

Я считаю, что да, дискуссия эта не праздная, а достаточно важная, но выход подсказать трудно. Сходу могу сказать, что замена одного налога, на мой взгляд, более простого, более сложным - бесполезна.

26 февраля 2006

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=59776

Док. 307453
Перв. публик.: 22.05.06
Последн. ред.: 22.05.07
Число обращений: 365

  • Ведев Алексей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``