В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Ведев: Это серьезный шаг с точки зрения интеграции России в мировую финансовую систему, вот только несколько преждевременный Назад
Алексей Ведев: Это серьезный шаг с точки зрения интеграции России в мировую финансовую систему, вот только несколько преждевременный
Алексей Леонидович, министр финансов Кудрин заявил, что с 1 января 2007 года Россия снимает все ограничения на движение капитала. Соответствующие решения уже приняты, а у правительства и ЦБ есть необходимые полномочия для того, чтобы осуществить этот переход даже раньше намеченного срока - уже в 2006 г. Кудрин говорит, что это и станет переходом к полной конвертируемости рубля. А станет ли рубль "валютой расчетов" - это уже вопрос второй. Но что даст России такая конвертируемость, и возможны ли какие-то негативные последствия?

Если состоится либерализация капитальных операций, то это фактически означает полную конвертируемость рубля, конвертируемость по капитальным операциям. Это серьезный шаг с точки зрения интеграции России в мировую финансовую систему. Я неоднократно говорил, что это, на мой взгляд, не является целью какой-то конкретной отдельно взятой экономики, а это некий результат экономического развития, как реального сектора, так и финансовой сферы. На мой взгляд, это достаточно поспешное решение, поскольку на протяжении 15 лет мы были свидетелями достаточно слабой финансовой системы, в первую очередь, слабых банков, и неразвитых финансовых рынков. И, соответственно, на протяжении 15 лет мы были свидетелями как интенсивного притока портфельных инвестиций вплоть до 98 г., прямо начиная с 95 г., после чего в России последовал дефолт, так и сейчас притока экспортной выручки вследствие высоких цен на нефть. Соответственно, это приводит к определенной финансовой нестабильности, в частности, эффект высокой инфляции. Текущая проблема для денежных властей, одна из очевидных проблем, это каким образом нейтрализовать поток нефтедолларов, который обрушился на российскую экономику. Дополнительно, сейчас ситуация на валютном рынке такова, что предложение иностранной валюты объективно превышает спрос, и обменный курс фактически определяется состоянием внешнеторгового баланса и полностью подконтролен Центральному банку России. И Центральный банк России поставлен перед объективным выбором контроля обменного курса рубля, где, с одной стороны, лежит его укрепление, потеря конкурентоспособности российских предприятий, а с другой стороны, высокие темпы инфляции. И по результатам 2005 г., по предварительной оценке Россия встретилась с чистым притоком капитала, т.е. несмотря на то, что отток капитала из России был достаточно значительным, приток был еще выше. И это сформировало еще дополнительные проблемы для денежного регулирования в России. История 2005 г. показала объективность проблемы контроля над потоками капитала. Поэтому, с точки зрения финансовой стабильности, а не интересов России, конечно же, увеличение оттока капитала сняло бы ряд проблем по регулированию финансовой стабильности, но объективно для экономики это плохо. То есть так или иначе мы возвращаемся к проблеме, что ни реальный сектор, ни финансовая сфера России, сейчас не способны аккумулировать приток денежных средств, который поступает в Россию. А еще и либерализация этих потоков выбивает из рук денежных властей дополнительный инструмент регулирования.

Главное в данном вопросе - то, что денежные власти устраняются от регулирования этой проблемы. И мне кажется, что это как раз тот самый случай, когда при неразвитости российской экономической системы рынок ничего не расставит на свои места, а если и расставит, то, возможно, совсем на противоположные от стратегических интересов России.

То есть после 1 января 2007 г. мы можем ожидать разбалансировки валютной политики?

Во всяком случае, государство выпускает из рук эффективные средства контроля. А других средств в виде, например, развитого рынка федеральных облигаций или активного рефинансирования коммерческих банков и управления процентными ставками нет. Мы упускаем один рычаг регулирования, при этом не разработав никаких других.

С Вашей точки зрения, это приведет к кризису?

С моей точки зрения, это увеличивает вероятность кризиса. А приведет ли это к кризису или нет - трудно сказать. Во всяком случае, к кризису это вряд ли может привести в условиях высоких цен на нефть и притока нефтедолларов. Это может привести к неким элементам нестабильности, а вот при резком падении цен на нефть, конечно, это может привести к кризису. В этом случае может измениться направление капитальных потоков. Но при всем при этом тогда направление и объем этих потоков будут определяться рыночными механизмами уже без участия российских денежных властей.

Если предположить, что цены на нефть упадут, приток валюты в страну прекратится, а отток наоборот увеличится, то на этот случай у нас все-таки есть Стабфонд...

Стабфонд какое-то время сможет поддержать стабильность, но у денег есть одно свойство - они заканчиваются гораздо быстрее, чем хотелось бы. Но проблема в другом, в том, что рыночные механизмы еще не созданы для денежного регулирования, а от административных мы отказываемся.

15 февраля 2006
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=59662


Док. 307452
Перв. публик.: 22.05.06
Последн. ред.: 22.05.07
Число обращений: 362

  • Ведев Алексей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``