В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Ведев: Отсюда рукой подать до нестабильности налоговых условий, а это - хуже всего! Назад
Алексей Ведев: Отсюда рукой подать до нестабильности налоговых условий, а это - хуже всего!
Алексей Леонидович, министр финансов Алексей Кудрин в письменной форме отказал Фрадкову в снижении НДС до 13%, и вообще в снижения каких бы то ни было налогов. Получается, что он занимает охранительную позицию, которая вступает в противоречие с предполагаемой промышленной политикой. То есть, в нынешних условиях, когда необходим толчок для дальнейшего развития российской экономики на новых принципах, когда надо развивать перерабатывающую промышленность, такая позиция Минфина и МЭРТа излишне консервативна. Какова Ваша точка зрения - почему возник этот конфликт, и допустим ли этот конфликт, учитывая стоящие перед правительством задачи?

Конечно, данная дискуссия укладывается в общий смысл реформы налогов, и вопрос, действительно, актуален. Актуален в связи с тем, что на самом высоком уровне поставлена задача удвоения ВВП, ее можно даже сформулировать как задачу поддержки устойчивых и высоких темпов роста экономики, и преимущественно - поддержка перерабатывающих отраслей. Моя позиция состоит в том, что НДС сейчас не настолько высок, как кажется, это показывает и сопоставление с другими странами. Более того, на мой взгляд, НДС - это наиболее легко собираемый налог, и при поддержке обрабатывающих отраслей нельзя забывать о бюджете. Естественно, что министр финансов должен занимать более консервативную, ведомственную позицию, и заботиться, прежде всего, о бюджете. И, наверное, на втором месте уже стоит поддержка темпов экономического роста и расширения налогооблагаемой базы. Тем не менее, кардинальное снижение НДС мне кажется неправомерным, и я придерживаюсь мнения, что если НДС и снизить, то не более, чем до 15% - 16%. Это связано с тем, что этот налог наиболее легко собираем, его администрирование достаточно просто.

Есть другие налоги, например, налог на прибыль и ЕСН, груз которых гораздо более весом. И вокруг этих налогов существует гораздо больше проблем. Если коснуться единого социального налога, то в первую очередь здесь стоит задача перехода на "белые" или официальные зарплаты. Потому что сейчас налоговая нагрузка на фонд заработной платы достаточно высока. И мне кажется, что снижение данного налога было бы более действенным. А что касается налога на прибыль, то более разумно было бы сделать налоговые льготы на те средства, которые идут на инвестиционные нужды. Понятно, что это спор не только умозрительный, он подлежит какому-то моделированию, цена которого тоже относительна. Мы пытаемся прогнозировать реакцию производителей на изменение налогов. Наши расчеты и лично мое мнение состоит в том, что снижение НДС до 13% не сильно увеличит инвестиционную активность. Это не те деньги, освобождение от которых повлечет за собой инвестиции. И мне кажется, что более инвестиционные деньги лежат в налоге на прибыль.

Но странно, что члены правительства резко поменялись местами. У нас Кудрин и Греф считаются либералами, а Фрадков, наоборот, до какого-то момента считался консерватором. Сейчас получается зеркальная ситуация.

Все это условности. Я думаю, что данная позиция, может быть, связана с неустойчивостью концепции и с высокой вероятность расхождения ожидаемых результатов с реальной действительностью. Я тоже отношу себя к либеральным экономистам, но в любой либеральной экономике существует государство, существует бюджет, который надо наполнять налоговыми поступлениями, и этот бюджет должен выполнять, в том числе, и социальные функции. И я считаю, что НДС - это основной налог, он наиболее легко собирается, его администрирование понятно и прозрачно, хотя и нуждается в некотором улучшении. И я считаю, что его надо оставить. Сохранение ставки НДС на умеренном уровне совершенно не противоречит либеральной экономике. А самый плохой вариант - мы снижаем НДС, у нас падают поступления в бюджет, и не происходит ничего. Отсюда рукой подать до нестабильности налоговых условий, а это - хуже всего!

Если расчеты затруднены или вероятность успеха данного мероприятия не очень высока, то ничто не мешает не принимать радикальных мер. Я считаю, что здесь они не нужны и вредны. Нужно делать постепенно. Снижайте НДС на 1%-2% и смотрите реакцию экономики, реального сектора на данные изменения. И если это увеличит инвестиционную активность, активность именно за счет снижения налога, а не за счет других факторов, тогда продолжайте этот процесс.

Но в любом случае можно сказать, что налоговую нагрузку в экономике снижать надо?

Без сомнения, надо. Но я думаю, что это надо делать постепенно и разумно. Это не та сфера, где надо предпринимать какие-то радикальные шаги.

2 марта 2005
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=55593

Док. 307195
Перв. публик.: 22.05.05
Последн. ред.: 22.05.07
Число обращений: 319

  • Ведев Алексей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``