ВЫСТУПЛЕНИЕ Губернатора Челябинской области П.И. Сумина на коллегии ГУВД Челябинской области по итогам работы в 2006 годуНазад
ВЫСТУПЛЕНИЕ Губернатора Челябинской области П.И. Сумина на коллегии ГУВД Челябинской области по итогам работы в 2006 году
Уважаемые товарищи!
Наши Коллегии давно стали традиционными. Здесь идет серьезный, ответственный и нужный разговор. Мы не только подводим итоги ушедшего года, но определяем стратегию дальнейшей работы.
В минувшем году правоохранительными органами области, личным составом ГУВД сделано немало. Благодарю вас за трудную, порой опасную службу. Но год показал, что многие проблемы так и не решены. Месяц назад состоялся жесткий, предметный разговор на координационном совещании с участием полномочного представителя Президента в Уральском федеральном округе. Достаточно ясно, и не раз о новых задачах по борьбе с преступностью, коррупцией высказывался Президент России.
Суть одна - преступность становится серьезным сдерживающим фактором в социально-экономическом развитии страны в целом, и Челябинской области, в частности.
В области сохраняется устойчивый экономический рост, развивается предпринимательство, растут инвестиции, увеличиваются реальные доходы граждан. Область занимает лидирующие позиции по многим социально-экономическим показателям. Шаг за шагом повышается уровень и качество жизни. Отдавать эти достижения на откуп криминалу, подставлять человека под нож преступника мы не имеем права!
Нужно признать: в 2006 году не удалось сделать главное - остановить рост преступности. 109 с лишним тысяч преступлений! Почти четверть всех преступлений в федеральном округе!
Такое "лидерство", такие "рекорды" Челябинской области не нужны!
Правда, есть снижение по ряду тяжелых позиций. Снизилось количество особо тяжких преступлений, изнасилований, убийств, отдельных видов краж. Раскрываемость в области в среднем несколько выше, чем по округу.
К сожалению, это тоже не повод бить в литавры. Нам нужно детально разобраться в причинах роста преступности, в причинах слабой эффективности наших усилий. Нужно отделить причины от отговорок.
Нередко говорят, что невозможно остановить за один год рост преступности, которая на протяжении 5 лет устойчиво движется вверх (с 63,4 тыс. в 2002 г. до 109,1 тыс. преступлений в 2006 г.). Почему невозможно? В 2002 году (в сравнении с 2001) удалось сократить число преступлений на 20 тысяч.
Значит, у нашей милиции есть силы, есть возможность, есть опыт и профессионализм.
Много можно говорить о преступности как о "социальной болезни переходного периода". Болезнь реальная. Но не хроническая. Прошлый год показал это. Стали создавать систему социальной адаптации людей, вышедших на свободу, - добились снижения рецидива на 3 процента. Усилили работу по профилактике безнадзорности - за год количество беспризорников снизилось с 2400 до 1556 человек.
Убежден, свои положительные результаты принесет и целевая программа "Семья группы риска". В Сатке, например, в рамках такой программы уже накоплен уникальный опыт, который надо внедрять везде.
Что делают в Сатке? Общественность, предприятия и организации вместе с ОВД создали банк данных о семьях риска, и в зависимости от причин принимают решение об оказании материальной, психологической или другой помощи родителям и детям.
В городе решили, что немудрено лишить родительских прав, взваливать попечение детей на казенные плечи. Важно другое - помочь родителям реабилитироваться.
И результат впечатляет! В банке было 720 неблагополучных семей, в которых без надзора росли 1500 детей. За два года банк "похудел" на 73 семьи! 10-ти родительским парам вернули права, на 38 процентов снизилось количество детей, определяемых в детские дома.
Прошло и то время, когда рост преступности можно было списать на слабую материально-техническую базу правоохранительных органов.
За последние 3 года финансовая помощь выросла более чем на 40 процентов. Дополнительно выделено 600 млн. рублей. Ежегодный объем финансирования превышает 1,5 млрд. рублей. И что, не в коня корм?
По технической оснащенности подразделения ГУВД за последние 10 лет поднялись на порядок. Получили современную компьютерную технику, криминалистическое оборудование. Обновляется транспортный парк. Строятся новые здания городских и районных управлений. В областном центре сдан многоквартирный дом для милиционеров и их семей.
Продолжается строительство 250-ти квартирного дома в Челябинске. Есть планы на условиях софинансирования построить жилые дома в Миассе, Златоусте, Магнитогорске.
Это реальный вклад в укрепление органов правопорядка, в повышение статуса сотрудников милиции.
На совещании в ноябре прошлого года в Москве Президент России В.В. Путин говорил, что государственные затраты требуют серьезной отдачи. Но пока эта отдача в Челябинской области не слишком заметна.
В первую очередь мешает дефицит управления, дефицит ответственности! Тема больная и неприятная, но именно ее необходимо поставить во главу угла.
Как бы не старались отдельные руководители районных и городских отделов внутренних дел приукрасить статистикой работу своих подразделений, она все равно отражает истинное положение дел.
Два сельских района - Брединский и Варненский. Территория, население, экономическая инфраструктура примерно одинаковы. В Брединском уровень преступности снизился (это плюс) - а количество нераскрытых тяжких преступлений выросло в два раза (это минус). В Варне преступность подскочила "аж" на 20 процентов, как Мамай прошел. А раскрываемость особо тяжких преступлений улучшилась на 11 процентов.
То есть, несмотря на одинаковые условия, результаты работы крайне полярны, нелогичны и противоречивы.
В Магнитогорске в Ленинском районе рост преступности минимизирован, а в Правобережном плюс 26,5! Или в Ленинском районе жизнь другая, или все преступники переселились в Правобережный район? Где лукавство статистики, а где подлинная оценка ситуации?
По областному центру тоже не все ясно: в Советском районе "криминальная погода" минус 3,6 - хотя здесь и вокзал, и парк Пушкина, промзоны, множество неблагополучных поселков. А в Курчатовском - рост 16,3 процента.
В 12-ти территориях области произошло снижение преступности, в остальных рост! В Миассе - 25. В Чебаркуле - 26. В Златоусте - 36 процентов!
Может, дело не в территориях, а в руководителях? В одном случае - в их неспособности работать профессионально, тем самым поощрять преступную вольницу. В другом случае - в умении манипулировать цифрами в угоду начальству?
Нужно разобраться хорошенько здесь и проанализировать. Если кто-то не справляется с ситуацией, или ее приукрашивает, или груз ответственности не по плечу - пусть хорошо, хорошо подумает.
Мы не вправе как скрывать провалы в работе, так и смотреть сквозь пальцы на обвальный рост правонарушений. Земляки требуют от нас одного - защещенности!
За состояние криминогенной ситуации мы жестко спросим и с глав муниципальных образований.
В том же Миассе программа профилактики правонарушений и усиления борьбы с преступностью принята только в сентябре прошлого года. И денег "не пожалели" - 310 тысяч рублей! По смете и результаты. Ситуацию по Златоусту предметно рассмотрим на ближайшем заседании областной межведомственной комиссии.
За всеми этими недоработками, за всеми мнимыми и подлинными процентами стоят реальные человеческие трагедии. И никуда мы от этой ответственности не уйдем.
Павел Васильевич в докладе обозначил конкретные задачи на текущий год. Дополню их рядом важнейших направлений, которые следуют из анализа сложившейся ситуации.
Первое. В текущем году надо добиться реального перелома ситуации с преступлениями по линии милиции общественной безопасности. Здесь рост превысил 15 процентов (71 тыс. 354). Каждое шестое преступление относится к категории "уличных".
Это самое слабое место, и на него нужно обратить особое внимание. Надо пересмотреть порядок патрулирования. Вспомнить прежние хорошие наработки - например, принципы единой дислокации. Использовать поддержку граждан, народных дружин. Главное - восстановить жесткий спрос "за улицу".
Информация о возможных в стране диверсионно-террористических актах, которая получена вчера, требует максимального внимания к местам массового скопления людей, особенно на транспорте.
Второе. Мы принимаем программы по поддержке службы участковых, но только каждый десятый житель знает номер телефона участкового, не говоря уже о его фамилии. Информация о местонахождении участков, контактные телефоны и службы доверия, "тревожные кнопки" должны быть доведены до уровня кварталов и жилых домов.
Третье. Надо резко усилить работу по обеспечению экономической безопасности области, борьбу с коррупцией, с поборами в медицинских и образовательных учреждениях, с мошенничеством, с незаконным оборотом наркотиков, оружия.
Четвертое. В минувшем году область столкнулась с массовыми отравлениями спиртосодержащими жидкостями. Пострадали сотни людей, многие умерли. Не берусь сейчас обсуждать моральный облик потребителей "Трои" и "Можжевелки". Но грязный бизнес нужно пресекать. Там, где органы милиции совместно с другими службами плотно поработали с такими вот "бутлегерами", эту мутную волну удалось реально остановить. Но проблема пока осталась.
Пятое. В конце концов, надо в корне изменить ситуацию с дорожно-транспортными происшествиями. Это прямое поручение Президента, и с контроля его никто не снимал. В прошлом году удалось снизить число жертв на 8 процентов, но 711 жизней все равно не вернуть!
Мы подписали соглашение с МВД Российской Федерации о софинансировании федеральной программы по безопасности дорожного движения. Кроме того, за последние три года подразделениям ГИБДД выделена серьезная материальная и финансовая помощь. Принципиально поставлен вопрос о реконструкции федеральных трасс. Многое делается на этом направлении.
Но отдачи мало.
О дорожной инфраструктуре в крупных городах нужен особый разговор. Собирать штрафы приятнее, чем стоять на перекрестке, где не работает светофор. Кое-кто забыл, что такое дорожная разметка. Даже в областном центре улицы с разметкой можно по пальцам сосчитать! Приведите разметку в порядок, и вы получите снижение количества мелких ДТП как минимум на четверть.
Еще раз надеюсь, что сегодня состоится серьезный и полезный разговор о ситуации с правонарушениями и борьбе с ними. Выводы по итогам сегодняшней коллегии надо положить в основу дальнейшей работы. В первую очередь, это нужно сделать тем, кто непосредственно отвечает за организацию работы по предупреждению и противодействию преступности.