В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
КОМПЛЕКСНЫЙ ДОКЛАД Губернатора Челябинской области П.И. Сумина на заседании Законодательного собрания Назад
КОМПЛЕКСНЫЙ ДОКЛАД Губернатора Челябинской области П.И. Сумина на заседании Законодательного собрания
Уважаемые депутаты Законодательного собрания!
Уважаемые участники заседания!

Мы прошли сложный, но, безусловно, успешный 2006 год. В полной мере проявились позитивные тенденции в социально-экономической политике, проводимой Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным. Ускоренными темпами росла экономика. Реальным содержанием наполнилась борьба с бедностью - за повышение уровня жизни. Велась каждодневная работа по реализации Национальных проектов.

Итоги года продемонстрировали эффективность расширяющегося диалога между федеральным центром и регионами, между субъектами и муниципальными образованиями, между властью и бизнесом, институтами гражданского общества. Чрезвычайно плодотворным было и наше с вами сотрудничество. Принято за год 88 областных законов, 6 целевых программ с серьезным финансовым наполнением. Сохранился взвешенный и вместе с тем гибкий подход к формированию бюджета области.

Я благодарен вам, уважаемые депутаты, за это движение навстречу, за напряженную, результативную работу!

Минувший год показал нарастающую мощь Челябинской области как одного из ведущих регионов Российской Федерации. Рост промышленного производства составил 10,4 процента к предыдущему году. Промышленной продукции произведено на 580 млрд. рублей. На 8,5 процента вырос валовой региональный продукт. Объем продукции сельского хозяйства составил без малого 45 млрд. рублей и вырос 14,3 процента: по УрФО это лучший показатель. Успешно развивались металлургия, машиностроение, энергетика, сфера услуг, транспорт и связь.

Безусловно, в этом огромная заслуга всей области, трудовых коллективов, руководителей предприятий и организаций, большого и малого бизнеса, муниципальных образований, областных и федеральных органов власти.

Напряженный труд во всех секторах экономики непосредственным образом сказался на росте налогооблагаемой базы и доходов консолидированного бюджета. Его объем составил почти 67 млрд. рублей. В истекшем году базовые характеристики экономического роста в Челябинской области практически по всем показателям превысили общероссийские. По темпам роста промышленного производства - на 6,5 процента (этот показатель лучший и в УрФО), по темпам роста ВВП - на 1,8, розничного товарооборота - на 8,2 процента.

За счет чего обеспечен этот серьезный и впечатляющий рост? По каким направлениям строить работу в наступившем году?

Всесторонний анализ показывает, что в итогах 2006 года мы имеем наглядный результат последовательной реализации сразу нескольких ключевых программных документов. В их числе План мероприятий по выполнению Послания Президента России и Концепция социально-экономического развития Челябинской области. Свои позитивные результаты принесла взвешенная промышленная политика и, наконец, успешно сработали, я бы сказал - "выстрелили" многие наши долгосрочные начинания прошлых лет.

Важнейшими факторами роста были и остаются модернизация предприятий, внедрение наукоемких технологий, обновление основных фондов. Среднегодовой объем инвестиций за последние десять лет вырос на порядок, составив суммарно 388,6 млрд. рублей. Только в прошлом году введено в строй 111 значимых промышленных объектов. Бесспорным лидером здесь является Магнитогорский металлургический комбинат. На ММК разработана стратегия развития до 2015 года, центральным звеном которой является наращивание производственных мощностей. Более 26 млрд. рублей направляется на строительство уникального толстолистового стана "5000". Вы знаете, 5 лет назад многие предприятия хотели построить этот стан, даже котлованы копали, но они сегодня залиты водой. А Магнитка этот стан построит, и его продукция будет востребована для производства труб большого диаметра и мосто-судового машиностроения. Проект предусматривает также строительство 4-го конвертора, машины непрерывного литья заготовок, коксовой батареи, цехов по производству оцинкованного листа для автомобилестроения.

Многое в лучшую сторону меняется на Челябинском металлургическом комбинате. С пуском новой печи завершен основной этап экологических мероприятий и реконструкции "Карабашмеди". С 1999 года здесь возведено 7 экологически безопасных и высокотехнологичных объектов на общую сумму 3,6 млрд. рублей. В экологическом плане сегодня г.Карабаш совершенно другой город, и в этом личная заслуга депутата Законодательного собрания А.И.Вольхина. Серьезная работа по модернизации и росту объемов производства ведется на Челябинских цинковом и трубопрокатном заводах, Кыштымском медеэлектролитном, Ашинском металлургическом заводах и на других предприятиях области.

Оправдывает себя работа по привлечению иностранных инвестиций. Они выросли на 75 процентов и составили 1 млрд. 463 млн. долларов. Часть инвестиций направлена на развитие областной строительной индустрии. Введены в действие или начали строиться предприятия стройиндустрии в Челябинске, Агаповском и Сосновском районах, в Копейске, поселке Роза. До июля текущего года планируется завершить разработку целевой программы развития стройиндустрии области до 2010 года и предоставить ее на рассмотрение Законодательному собранию.

Приоритетными направлениями промышленной политики остаются диверсификация производственной сферы и опережающее развитие машиностроительного комплекса. В машиностроении положительные тенденции наметились три года назад, а минувший год подтвердил их устойчивый характер. Заметно повышается спрос на автомобили "Урал", на технику и оборудование "ЧТЗ-Уралтрак", на продукцию, выпускаемую Миасским машиностроительным, Усть-Катавским вагоностроительным заводами, НПО "Электромашина", Каслинским заводом "Радий". Наращиваются объемы производства на предприятиях ОПК, где заработная плата подросла на 18 процентов и стабилизировалась, наконец, численность работников.

Главным критерием эффективной работы экономики является финансовая устойчивость предприятий. В минувшем году прибыль предприятий выросла на треть и составила более 84 млрд. рублей. В тоже время не удалось до конца решить проблему убыточных и "больных" предприятий. Предстоит уточнить комплекс мер, который бы помог руководителям и собственникам выделить более эффективный бизнес в самостоятельные звенья, освободиться от непрофильных видов деятельности, провести полноценное финансовое оздоровление. В каждом случае здесь надо подходить индивидуально.

Экономическая активность повлияла на развитие энергетики. Впервые за пореформенные годы реализован масштабный проект по сооружению второго энергоблока на Челябинской ТЭЦ-3 мощностью 180 мегаватт. Вдвое увеличено производство тепловой энергии. Высокие темпы роста производства привели к тому, что энергопотребление выросло на 7 процентов, вместо прогнозных - 2,6 процента. Область подписала Соглашение с РАО ЕЭС и разработала План развития электроэнергетики до 2015 года. В ближайшие шесть лет в энергетику области будет инвестирован 61 млрд. рублей, в том числе в модернизацию сетевого хозяйства и генерирующих мощностей Южно-Уральской и Троицкой ГРЭС, в строительство 3 блока ТЭЦ-3. Это объективно приведет и к повышению доли угля в топливном балансе области. Здесь у нас остаются проблемы по реализации угля, и их надо решать.

В тоже время ключевой задачей должна стать на предстоящие годы работа по снижению энергоемкости производства и социальной сферы на основе технического перевооружения и инноваций, внедрению ресурсосберегающих технологий.

Область сделала серьезный шаг к созданию и развитию инновационной системы. Образован первый инновационный технопарк "ЮУрГУ-Полет", в котором создано 22 предприятия. Они занимаются разработкой аэротехнологий, оборудования для нефтедобывающей отрасли, медицины, строительства, легкой промышленности, производством кристаллов для оптоэлектроники и нано-технологиями.

Помочь начинающим инновационным предприятиям в первый год их работы призваны бизнес-инкубаторы. На конкурсной основе выделены гранты на создание таких площадок в Озерске и Магнитогорске. Предстоит расширить их сеть, организовать региональный центр подготовки кадров в инновационной сфере и в текущем году довести долю инновационной продукции в общем объеме товаров и услуг до 8 процентов (в 2006 году она составила 7,6 процента, а по России - 5,4).

Это еще и наш "пропуск" в ВТО. Как будут развиваться различные сектора экономики области? Что будет в "плюсе", что в "минусе"? Мы это должны прогнозировать заранее. Правительством области готовится пакет дополнительных мер по адаптации экономики области к требованиям Всемирной торговой организации.

К такой же адаптации должен готовиться и малый бизнес. Его доля в структуре ВРП составила в прошлом году 17,2 процента, а налоговые поступления в консолидированный бюджет - 12 процентов, превысив 5 млрд. рублей. Создано 13 тыс. новых рабочих мест. В рамках областной целевой программы поддержки малого предпринимательства особая роль отведена муниципальным образованиям, а приоритетное право финансовой поддержки получили предприниматели в депрессивных территориях.

Главные задачи текущего года - усилить внимание к развитию молодежной предпринимательской инициативы. Помогать малому бизнесу осваивать новые виды деятельности, в том числе в сфере высоких технологий.

Область многого добилась в создании устойчивого имиджа ведущего российского региона. Ее кредитоспособность и инвестиционная привлекательность подтверждена рейтингом уровня Аа1 ru. (более высокий рейтинг имеют только Москва и Санкт-Петербург). Проведено 34 международных мероприятия, приняты делегации из Австрии, Венгрии, Чехии, Армении, Японии, Германии. Это способствовало росту объемов внешнеторгового оборота на 7,2 процента - до 6,7 млрд. долларов США. Причем доля экспорта устойчиво составляет не менее 75 процентов. Мы остаемся сильным игроком и на внутрироссийском рынке.

Область принимает активное участие в подготовке к реализации масштабного проекта "Урал полярный - Урал промышленный". Это позволит не только получить дополнительные заказы на производство машин, оборудования, строительных материалов и другой продукции. Главное - появится возможность выйти к стратегическим запасам железных, хромитовых, молибденовых, марганцевых и других руд, коксующих углей. Общая потребность только в железных рудах составляет 20 млн. тонн в год.

Истекший год показал в экономическом развитии области и немало проблем. В целях их комплексного решения разработана и получила одобрение в Минрегионразвития РФ "Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года". В январе на расширенном заседании Правительства с участием Полномочного представителя Президента П.М.Латышева и председателя Законодательного собрания В.В.Мякуша принят План первоочередных мер на текущий год.
В главном и в основном меры направлены на диверсификацию и модернизацию производства, энергосбережение, рост конкурентоспособности продукции, обеспечение безопасных условий труда.

Ключевые задачи на текущий год:
- достичь роста объемов производства не менее чем на 7 процентов, роста ВРП - на 7,4 процента;
- привлечь в экономику области не менее 90 млрд. рублей отечественных и свыше миллиарда долларов иностранных инвестиций;
- внедрить в реальном секторе экономики, включая АПК, строительный комплекс, транспорт и связь, систему управления качеством продукции, которая должна отвечать международным стандартам;
- для удовлетворения нарастающих темпов промышленного и гражданского строительства, а также развития машиностроения увеличить территориальный заказ на металлопродукцию и цемент в 1,5 раза.

Таковы в общих чертах основные итоги прошлого года и задачи развития экономики на текущий год.
Но любые достижения мы должны измерять одной мерой: что это дало жителям Челябинской области? Как изменилось качество их жизни?

В целом экономический рост положительно сказался на денежных доходах населения. Они выросли на 30,9 процента, а среднемесячная зарплата увеличилась на 24,1 процента и составила в декабре 12 тыс. 25 рублей. Число граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, уменьшилось с 15 процентов до 12,7.

До 1,7 процента снизился уровень безработицы, создано 29 тыс. новых рабочих мест. В структуре потребления сократилась доля продовольственных товаров. Южноуральцы стали больше тратить на жилье, на отдых и образование, брать потребительские кредиты, возросли и банковские вклады населения.

Вместе с этим почти 450 тысяч человек живут по-прежнему трудно, тяжело. Сохраняется серьезная диспропорция в доходах у разных категорий граждан. Низкий уровень заработной платы на многих предприятиях и в сельскохозяйственных организациях, небольшая пенсия, рост цен и тарифов - удерживают немало людей в постоянном психо-эмоциональном стрессе. Более 10 процентов - уровень безработицы в Нязепетровском, Кусинском, Катав-Ивановском, Нагайбакском районах.

Одна из коренных задач на предстоящие годы - реально способствовать сокращению уровня бедности. В минувшем году область жила и работала по формуле "От тактики выживания - к стратегии развития!" Сегодня необходимо ОТ ЭФФЕКТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ добиваться НОВОГО КАЧЕСТВА ЖИЗНИ! Это должно стать основой работы всех ветвей и уровней власти, всех хозяйствующих субъектов.

Задача текущего года состоит в том, чтобы снизить число граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума до 10-11 процентов, обеспечить рост доходов на душу населения на 25 процентов, создать 22 тыс. новых рабочих мест. На 15 процентов вырастут зарплата у работников бюджетной сферы и пенсии. Предусмотрено повышение заработной платы на предприятиях, в малом бизнесе.

Реальную возможность изменить ситуацию в пользу большинства населения несут в себе и приоритетные Национальные проекты. Они привели страну в движение. Позволили использовать растущий потенциал экономики для перемен в аграрном секторе, в жилищной сфере, в здравоохранении и образовании. В прошлом году финансирование этих направлений бюджета увеличилось на 20 процентов - с 25 до 30 млрд. рублей, а из всех источников составило 57 млрд. На реализацию целевых программ дополнительно направлено 4 млрд. рублей.

Начну с села. Область десять лет проводит целенаправленную политику поддержки АПК. Национальный проект во многом лег на подготовленную почву. В рамках проекта приобретено более 6 тысяч 900 голов племенного скота, создано 12 потребительских, кредитных и снабженческо-сбытовых кооперативов, закуплено 504 единицы различной техники. Субсидирование части процентной ставки, увеличение сроков погашения до 8 лет обеспечило получение более 2,9 млрд. рублей кредитов.

Все это наряду с другими мерами поддержки в значительной степени повлияло на результаты сельскохозяйственного года. Собрано 2 млн. 229 тыс. тонн зерна. Область впервые вышла на уровень надоев в 3200 кг на корову. Еще буквально 7 лет назад доили 1100 - 1700 килограммов. Коза больше давала молока! На этот год планируем 3600, а вообще надо выходить на 4000 килограммов. В прошлом году производство мяса птицы достигло 73-х тысяч тонн, а еще десять лет назад производилось 12 тысяч тонн. Приостановлен спад численности поголовья рогатого скота, в то время как в целом по стране это пока не удалось сделать.

Актуальной проблемой становится сбыт сельхозпродукции, особенно в индивидуальном секторе. Наша задача - восстановить систему потребкооперации, обеспечить прямой доступ крестьян со своей продукцией на рынки, продумать и механизм поддержки переработчиков, чтобы стимулировать их интерес к частному крестьянскому сектору.

В текущем году на реализацию Национального проекта "Развитие АПК" область дополнительно выделяет 500 млн. рублей. Половина средств уйдет на приобретение сельхозтехники, а другая - на модернизацию животноводческих комплексов, выплату субсидий по привлеченным кредитам, на строительство жилья. Валовой сбор зерна в текущем году должен превысить 2 млн. тонн. Надои молока на одну корову возрастут до 3600 кг, а производство мяса птицы увеличится до 90 тыс. тонн, а скоро будем ставить задачу и 100 тысяч тонн. Создадим еще 12 кредитных, заготовительных и снабженческо-сбытовых кооперативов.
Из Национальных проектов самым востребованным, но и сложным является проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Он всколыхнул все общество в буквальном смысле этого слова. В нашей области в благоустроенном жилье остро нуждается более 70 тыс. семей, и не менее 100 тыс. семей хотело бы улучшить жилищные условия.

В прошлом году темпы роста строительства жилья опережали общероссийские и окружные показатели (три года подряд идет прирост по 200 тыс. кв. м). Построено 1 млн. 234 тыс. кв. метров жилья, или на 21,2 процента больше, чем в 2005 году. Ликвидировано 65 тыс. кв. м. ветхого жилья. Уставный капитал областного ипотечного агентства вырос со 108 млн. рублей до 1,5 млрд. рублей. В два раза больше выдано ипотечных кредитов - на 10 млрд. рублей. С участием бюджетных субсидий улучшили жилищные условия более четырех тысяч семей.

В то же время обнажилась и главная проблема - непомерно высокая стоимость квадратного метра жилья. Причин здесь много - значительное превышение спроса над предложением, не всегда прозрачные механизмы землеотводов, необоснованно высокий уровень рентабельности и другие.

Какие меры предстоит осуществить по повышению доступности жилья для большинства?

Во-первых, и, безусловно, - увеличить предложение на рынке готового жилья и построить к концу года не менее 1 млн. 400 тыс. кв. м. А в 2008 году надо выйти на ввод 1 млн. 600 тыс. - 1 млн. 700 тыс. кв. м. То есть превысить годовой ввод жилья в советское время. А вообще мы должны выйти на 2 миллиона квадратных метров в год.

В текущем году необходимо выдать свыше 15 тыс. ипотечных кредитов. Оказать бюджетную поддержку в приобретении квартир не менее 4 тыс. бюджетникам, молодым семьям и специалистам. Расселить не менее 60 тыс. кв. м. ветхого жилья.

Во-вторых, необходимо до 3-х месяцев сократить сроки оформления документации под строительство жилья, инженерные сооружения, а продажу застройщикам инфраструктурно подготовленной площадки осуществлять на обязательных условиях определенного ценового уровня стоимости квартир.
В-третьих, выработать механизм использования средств от продажи земельных участков для строительства жилья, предоставляемого по договорам социального найма, и подготовки инфраструктуры. Стимулировать малоэтажное строительство по каркасно-модульному методу, а также из местных материалов и сборных конструкций, в том числе изготовленных лесхозами области (есть возможность в этом году поставить 350 срубов).

В-четвертых, расширить с участием большого и малого бизнеса строительство корпоративного жилья. Область, Законодательное собрание, Правительство помогают бюджетникам приобрести жилье, а работодатели должны позаботиться о своих работниках.

Национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" касается не только квадратных метров. Речь идет о коренных изменениях самой среды обитания, в том числе ЖКХ. Объемы затрат здесь огромны. В 2006 году на модернизацию выделено областью свыше миллиарда рублей. Рынок жилищно-коммунальных услуг активно формируется, создаются товарищества собственников жилья, управляющие компании. Но и к ним, и к властям всех уровней у населения очень много справедливых претензий.
Эффективность работы жилищно-коммунальной сферы предстоит поставить под более жесткий контроль, увеличить организационную и финансовую поддержку мероприятий по модернизации и ремонту объектов ЖКХ, субсидированию жилищно-коммунальных платежей малообеспеченным слоям населения. На эти цели в областном бюджете запланирован 1 млрд. рублей.

Область завершила важный этап газификации - голубое топливо пришло во все районы и города. За десять лет природный газ подключен к 270 тысячам квартир и домов, благодаря чему улучшили бытовые условия почти 800 тыс. наших земляков. Уровень газификации вырос на 30 процентов и составил 76,7 процента. Четыре тысячи многодетных семей, ветеранов и инвалидов в прошлом году получили на установку газового оборудования бюджетные субсидии. В текущем году из областного бюджета направляется на газификацию 885 млн. рублей, 370 млн. рублей составят инвестиции Газпрома. Природный газ придет в 68 тыс. квартир и домов. Такой масштабной задачи по раздаче природного газа мы еще не ставили. Но это великая потребность наших людей. Такой масштабной задачи по раздаче природного газа мы еще не ставили, но это великая потребность наших людей.

С вашего одобрения, уважаемые депутаты, удвоится и количество субсидий на подключение к газу. Но министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства совместно с главами муниципальных образований надо жестко пресекать немотивированный рост цен на установку газового оборудования. Я дал поручение провести экспертизу реальной стоимости этих работ, подготовить конкретные предложения по их снижению.

В прошлом году направлено свыше 4,6 млрд. рублей на дорожное строительство. Построено 3 моста и 56 км дорог, 149 км отремонтировано. На строительство и реконструкцию внутригородских дорог направлено около миллиарда рублей.

В текущем году намечен ввод 4-х мостов и 3-х путепроводов, строительство и реконструкция 64 км автодорог и ремонт 94 км. Введем в эксплуатацию дороги Куса-Златоуст, Катав-Ивановск-Верхний Катав. Продолжим строительство объездной дороги вокруг Челябинска и завершим дорогу вокруг Магнитогорска. Продолжим также реконструкцию автодороги Челябинск-Магнитогорск и работу с федеральным центром по реконструкции дороги Уфа-Челябинск.

Важным условием качества жизни, социального оптимизма является комплексное развитие, высокий уровень образования и здравоохранения. Материально-техническое обеспечение этих социальных сфер укрепляется. В текущем году будет продолжено строительство 4-х объектов здравоохранения и 4-х школ. Обеспечим ввод новой школы в Миассе и пристроя к школе в Хомутинино, 5 объектов здравоохранения в Челябинске, Каслях, Октябрьском и Аргаяшском районах.

На мероприятия целевой программы "Образование" дополнительно направлено 1 млрд. 325 млн. рублей. Это позволило повысить престиж отрасли, несколько исправить положение в оплате труда. В прошлом году вознаграждение учителей-классных руководителей увеличилось на 52 процента. Сохранены 25-процентная надбавка к зарплате для сельских учителей, 40-процентная надбавка молодым учителям и "подъемные" молодым специалистам.

В рамках проекта создано 50 межрегиональных методических центров, удалось полностью завершить компьютеризацию школ, подключить более 80 процентов к Интернет-ресурсам. В планах на этот год - 100-процентное подключение. Начата работа по созданию единой автоматизированной системы управления образованием. Подобных аналогов в Уральском федеральном округе нет.

Важно сейчас разобраться в экономике знаний, определить перспективные направления. Главная проблема обозначилась жестко - острый дефицит квалифицированных рабочих кадров. Потребность в них выросла в два раза, дефицит квалифицированных кадров испытывает более трети работодателей.

В прошлом году на базе 11 профессиональных училищ и лицеев созданы ресурсные центры по профессиям. Совместно с объединением работодателей "ПромАСС" разработаны мероприятия в сфере образовательного заказа, начата работа по переоснащению материальной базы училищ. Это хороший задел для нынешнего года, который объявлен годом профессионально-технического образования.

В первом полугодии будет внесена на рассмотрение Законодательного собрания целевая программа развития профтехобразования. На реализацию Национального проекта "Образование" предполагается дополнительно направить 500 млн. рублей для создания еще 10 ресурсных центров, предметных лабораторий, замены устаревших компьютеров.

Надо решать и другие актуальные задачи: оптимизация сети образовательных школ, повышение эффективности бюджетных расходов на основе подушевого финансирования учреждений; разработка и внедрение отраслевой системы оплаты труда педагогов; привлечение гражданских институтов контроля за образовательной сферой.

Особая роль в процессах модернизации экономики и социальной сферы области, бесспорно, принадлежит нашим вузам. Они достаточно динамично развивались в последние десять лет, прежде всего, благодаря своим ректорам, руководителям и во многом обеспечивали потребность в высококвалифицированных кадрах. В нынешних условиях важно активизировать научные разработки для развития вузовского образования и науки.

Масштабные задачи предстоит решить в рамках Национального проекта "Здоровье". Реализация мероприятий проекта в прошлом году принесла первые результаты. Зарплата участковых врачей увеличилась в 2,4 раза и составляет 19 тыс. рублей, у медсестер участкового звена - около 11 тыс. рублей. Количество врачей-терапевтов, участковых педиатров, врачей общей практики увеличилось на 670 человек, но не достигла установленной нормы.

Проведен ремонт фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий. Поставлены 581 единица медицинской техники, 194 машины "Скорой помощи", создано 12 новых пунктов скорой медицинской помощи, 5 межрайонных травматологических и 5 токсикологических центров. Разработан и реализуется проект развития телемедицины.

Тем не менее, ситуация в здравоохранении остается по-прежнему острой и вызывает серьезные нарекания у многих жителей области. Необходимо вслед за техническим обновлением и растущей финансовой поддержкой существенно поднять качество и доступность медицинских услуг. Сегодня есть проблема, и вы ее знаете, - многие льготники не обеспечиваются в срок лекарствами. Очередь составляет 35 тысяч рецептов. Мы приняли решение выделить из областного бюджета 150 млн. рублей на "отоваривание" рецептов.

Национальный проект "Здоровье" перерос свою первоначальную идею, он стал частью более глубокой, более масштабной проблемы России - демографической. Президент в Послании Федеральному Собранию РФ обозначил в ее решении три ключевые задачи - повышение рождаемости, снижение смертности, эффективная миграционная политика.

В прошлом году реконструировано и отремонтировано более 80 детских медицинских учреждений, построено 4 новых роддома. И результат тоже есть - детишек родилось на тысячу больше, чем в 2005 году. Младенческую смертность удалось снизить с 10,8 до 9,1 случаев на 1000 родившихся. Хотя и этот показатель высокий, и над ним надо серьезно работать.

В текущем году продолжим реконструкцию и ремонт медицинских учреждений. Завершим строительство детской областной больницы, детского онко-гематологического центра. Реализуем механизмы компенсации затрат на детское дошкольное воспитание. В области высокий охват детей дошкольными учреждениями - 75 процентов. Это на 16 процентов выше общероссийских показателей. Однако и у нас почти 30 тыс. семей не имеют возможности устроить ребенка в детский сад. В текущем году планируется создать 6,4 тыс. дополнительных мест.

Актуальной была и остается проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей. В банке данных 16 тыс. 824 ребенка, нуждающихся в особом внимании. Около 5 тыс. детей находятся в домах ребенка, в детских домах и социальных приютах. До 2010 года нам надо, по меньшей мере, вдвое сократить число детей, находящихся вне семьи.

За прошлый год под опеку и попечительство определено 2700 детей - на 30 процентов больше, чем в 2005 году. Почти 500 детей-сирот получили благоустроенное жилье за счет средств областного бюджета. Позитивный опыт работы с детьми из трудных семей, по развитию попечительства и опекунства накоплен в Сатке. Мы намерены активно использовать его в рамках целевой программы "Семьи группы риска".

Для решения этих проблем государство, область создают серьезные предпосылки. С этого года выплаты на содержание ребенка в семье опекуна увеличиваются до 4 тыс. рублей, а в приемной семье - до 6 тыс. 930 рублей в месяц. До 3 тыс. 700 рублей увеличена оплата труда приемного родителя.

Вторая задача по решению демографической проблемы - снижение смертности. Мы по-прежнему слишком много теряем людей! В прошлом году умерло почти 55 тыс. южноуральцев.

Более половины преждевременных смертей приходится на сердечно-сосудистые заболевания. В области делается 1500 операций на сердце и на сосуды, а реальная потребность - почти в 4 раза выше. Поэтому принципиальное значение имеет строительство в Челябинске федерального центра сердечно-сосудистой хирургии. На условиях софинансирования, где доля области может быть около миллиарда рублей, мы надеемся создать мощный автономный больничный комплекс. В год в нем может проводиться до 10 тыс. операций.

Правительственная комиссия под руководством Д.А. Медведева приняла решение в пользу Челябинской области. Принимаем меры по ускорению положительного решения Правительством РФ.

Еще одна острая проблема Урала - онкологические заболевания. С участием руководства Росатома, Снежинского Федерального ядерного центра в эти дни мы стараемся включить в федеральную инвестиционную программу на будущий год строительство в Челябинске центра позитронно-эмиссионной томографии для диагностики на ранних стадиях заболеваний. Также мы рассчитываем на положительное решение, потому что пошли на условия софинансирования.

До 1 июля т.г. на ваше рассмотрение, уважаемые депутаты, будет представлена областная целевая программа по улучшению демографической ситуации и народосбережению.

Повышение качества жизни невозможно без решения вопросов охраны окружающей среды, обеспечения личной безопасности граждан, предупреждения чрезвычайных происшествий. В целом сделано немало. Объемы сверхнормативных выбросов в атмосферу снизились более чем на 30 процентов, или на 42 тыс. тонн. Совместно с Росатомом начата масштабная работа по переселению жителей села Муслюмово.
В текущем году предстоит усилить работу по предупреждению загрязнения водоемов, рек, решению проблемы свалок бытовых отходов.

На 12 процентов удалось снизить смертность населения от неестественных причин, но она по-прежнему занимает вторую позицию. Невосполнимые потери область несет в результате тяжких преступлений и ДТП, люди гибнут на воде, в огне, на производстве, от злоупотребления алкоголем (по этим причинам 7700 человек потеряли в 2006 году).

Правительство области, правоохранительные органы и МЧС принимают дополнительные меры по усилению защищенности людей, но ответственность за это должны разделить и все структуры нашего общества и, конечно, сами граждане.

Уважаемые депутаты!

В повышении качества жизни и социальной защищенности, прежде всего, нуждаются ветераны войны и труда, инвалиды, малообеспеченные семьи, молодежь. В прошлом году на социальную защиту этих категорий населения выделено 7,3 млрд. рублей. В текущем году расходы на социальную защиту возрастут. Только на реализацию Закона "О ветеранах" выделяется 2 млрд. рублей. Будет усилена поддержка молодежных и студенческих инициатив, работников культуры и искусства.

Главным культурным событием прошлого года, безусловно, стало открытие областного Краеведческого музея. Историческое наследие Южного Урала огромно - от Игнатиевской пещеры с ее удивительными доисторическими рисунками, от Аркаима и Острова Веры до знаменитых горных заводов. Они составляют историческую гордость России, а теперь достойно и комплексно будут представлены в музее!

Область является инициатором движения за здоровый образ жизни. Мы находимся в первой десятке субъектов Российской Федерации по физкультурно-оздоровительной работе. Построено несколько крупных спортивных объектов, в том числе Ледовый дворец "Арена-Металлург" на 7,5 тыс. мест в Магнитогорске, спортивный комплекс "Метар-спорт" в Челябинске, плавательные бассейны в Копейске и Еманжелинске, стадион в селе Чесма.

В текущем году будут построены физкультурно-спортивные комплексы в Сатке, Пласте, поселке Красногорский, плавательные бассейны в Златоусте, Миассе, Кунашакском районе. Завершим строительство крытых круглогодичных ледовых площадок. С помощью "Единой России" они строятся в Троицке, Магнитогорске, Снежинске, Чебаркуле и поселке Первомайском. Планируем в марте начать строительство Ледового хоккейного дворца в Челябинске на 7,5 тыс. мест.

Одного желания повысить качество жизни недостаточно. Требуется эффективное политическое, организационное и финансовое управление всеми процессами, которые происходят в области. В этом плане истекший год прошел под знаком передачи из федерального уровня 59 полномочий по 10-ти отраслевым направлениям. Предстоит до конца нынешнего года нормативно отрегулировать еще 81 функцию по 56-ти полномочиям.

Год также стал серьезным испытанием для органов местного самоуправления. 131-й Федеральный закон вступил в полную силу, и все 317 муниципальных образований работают с собственными бюджетами. При этом "легких задач" у местного самоуправления не было и не будет. Задумано сложное и новое дело в государственном устройстве России. Ее мобилизующую формулу можно обозначить словами: "Деньги надо зарабатывать, а полномочия отрабатывать!"

Важно и дальше развивать институты гражданского общества, сотрудничать с партиями и общественными организациями, национально-культурными центрами. Можно с удовлетворением отметить полезную работу областной общественной палаты.

Конструктивная работа со всеми структурами общества тем более важна и необходима накануне и во время проведения предвыборной кампании в Государственную Думу РФ.

Искренне благодарю Законодательное собрание за мощную поддержку, за масштабную и конструктивную работу.

Планы на текущий год очень ответственные, но вместе мы их сможем реализовать во благо Челябинской области и ее жителей, во благо России!

Спасибо за внимание!




    
г. Челябинск, 22 февраля 2007 года
http://www.gubernator74.ru/default.aspx?p_id=139&c_id=4&method=EventFullText&templateName=Print&m_id=9&eventId=2299

Док. 306992
Перв. публик.: 22.02.07
Последн. ред.: 21.05.07
Число обращений: 784

  • Сумин Петр Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``