В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО Губернатора Челябинской области Сумина П.И. на VIII Южно-Уральском экономическом форуме Назад
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО Губернатора Челябинской области Сумина П.И. на VIII Южно-Уральском экономическом форуме
Уважаемые участники VIII-го Южно-Уральского экономического форума!

Уважаемые друзья!

Рад приветствовать вас на нашем традиционном и столь важном для Челябинской области мероприятии, пожелать плодотворной работы, хороших деловых контактов и договоренностей!

Год от года растет число участников и гостей нашего форума. Сегодня в зале - руководители промышленных предприятий и банков, предприниматели и экономисты, представители федеральных и региональных органов власти, главы городов и районов, представители общественных организаций и фондов.

К нам на форум приехали гости из Москвы, Республики Башкортостан, Свердловской, Курганской и других областей Федерального округа. Такое представительное собрание еще раз показывает, насколько значителен авторитет форума, какую важную роль он играет в экономической жизни.

Поздравляю вас с началом работы и объявляю VIII-й Южно-Уральский экономический форум открытым.

Год назад мы вместе приступали к реализации Национальных проектов. И уже ощутимы перемены в жилищном строительстве и сельском хозяйстве, образовании и здравоохранении. Эта работа будет продолжаться. Национальные проекты в ближайшие несколько лет остаются основными приоритетами в социальной и экономической политике.

Но мы должны заглянуть даже не на три, и не на пять лет вперед. А определить стратегию социально-экономического развития Челябинской области больше, чем на десятилетие - до 2020 года!

Разработка долгосрочной стратегии - это свидетельство нарастающей экономической мощи, социальной стабильности, развития государственных и общественных институтов. Это свидетельство, что мы не ошиблись в выборе главного направления - достичь через эффективность экономики нового качества жизни. Наконец, стратегия - это и наша солидарная ответственность перед будущими поколениями.

Разработка столь важного для нас документа шла не на пустом месте. У нас принята среднесрочная стратегия развития до 2010 года. В целом она успешно реализуется. Но области стало тесно в среднесрочной перспективе.

Это обусловлено разными причинами. Заглянуть в будущее, попытаться просчитать его заставили многие факторы. Прежде всего - желание закрепить, сохранить достигнутое. А это устойчивый экономический рост, динамичное развитие реального сектора, устойчивая финансовая система, благоприятный инвестиционный климат. За пять лет инвестиции превысили 400 млрд. рублей.

Во-вторых, - производить то, что востребовано. Область научилась жить и работать в условиях рынка. В среднем на 7 процентов в год увеличивается ВРП и торговый оборот. Прошлый год показал внушительный рост производства - 10,4 процента. За январь-февраль рост уже составляет 13,6 процента.

Но мы же понимаем, что так будет не всегда. Зависимость от текущей конъюнктуры - фактор зыбкий. Благоприятные условия не вечны.

Новая стратегия вырастает не столько из успехов, сколько из проблем. А их немало:
- продолжается рост цен на энергоносители;
- сохраняется достаточно высокий уровень инфляции;
- многим предприятиям не хватает оборотных средств;
- в некоторых отраслях остается высокой степень износа производственных мощностей;
- все ощутимее и недостаток квалифицированных трудовых ресурсов.

Конечно, эти негативные факторы не сравнимы с тем, что было в конце 1990-х годов. Но и не принимать их в расчет мы не можем.

Сложным испытанием станет и присоединение к ВТО. Соответственно, будут сокращены протекционистские меры государства, станут жестче рыночные условия. Поэтому нужно осваивать новые возможности для развития.

Прежде всего, необходимо использовать с максимальной отдачей знакомые всем нам механизмы. Это техническое перевооружение и модернизация предприятий; использование новых технологий и освоение новой продукции; активное привлечение инвестиций и механизмы государственной поддержки; повышение производительности труда и управление качеством.

Особую ставку мы делаем на инновационную деятельность. Уже образован первый технопарк "ЮУрГУ-Полет", который объединил 22 предприятия. Создаются инновационные площадки в Магнитогорске и Снежинске. Активно сотрудничает по инновационным технологиям с фирмой "Эмерсон" ООО "Прибор". Совместно с японскими специалистами в области будет создаваться инжиниринговый центр.

Важнейшим направлением остается диверсификация экономики. В области накоплен значительный опыт поддержки и развития агропромышленного комплекса, малого и среднего бизнеса. Начинает активно развиваться индустрия туризма и отдыха - рост услуг в прошлом году здесь составил 40 процентов.

Принципиально важным оказался опыт инвестиций в стройиндустрию. Новые строительные предприятия, с одной стороны, стали выходом для проблемных территорий - например, шахтерских. С другой, обеспечили хороший задел для увеличения объемов капитального строительства, в том числе и жилищного. Нынешний темп реально позволит выйти на 2 млн. кв. метров к 2010-му году и на 4 млн. - к 2020-му.

Предстоящее десятилетие должно стать не только временем новых производств и высоких технологий, которые, в соответствии с разработанной Стратегией должны увеличить долю инновационной продукции с 7,7 процента до 15-17. Оно в полной мере должно стать ИНФРАСТРУКТУРНЫМ ДЕСЯТИЛЕТИЕМ.

Здесь выделю лишь основные задачи, которые стоят перед областью.

Первое - развитие энергетической инфраструктуры. Не секрет, область испытывает серьезную нехватку электроэнергии. Необходимо строительство новых генерирующих мощностей. Область подписала Соглашение с РАО ЕЭС и разработала План развития электроэнергетики до 2015 года. В ближайшие шесть лет в энергетику области будет инвестирован 61 млрд. рублей. В планах строительство 3-го энергоблока на Челябинской ТЭЦ-3, 10-го - на Троицкой ГРЭС, реконструкция сетей.

Продолжится строительство газотурбинных станций на промышленных предприятиях. В Плане развития электроэнергетики предусмотрена поддержка угольной отрасли - путем увеличения доли угля в топливном балансе области.

С другой стороны, не обойтись без внедрения энергосберегающих технологий, новой культуры потребления электроэнергии.

Второе - развитие транспортной инфраструктуры. Крайне расточительно - разбрасываться своим уникальным геополитическим положением! Поэтому как минимум в два раза необходимо увеличить пропускную способность федеральных трасс, продолжить активное строительство и реконструкцию областных дорог, развивать скоростные виды транспорта. Также развивать логистику, которая соответствует современным требованиям обслуживания грузопотоков, хранения, торговли.

Третье - развитие экономической инфраструктуры муниципальных территорий. Здесь ставка делается на развитие их конкурентных преимуществ, эффективное управление тем, что уже есть, на создание благоприятного климата для развития бизнеса. Там, где это целесообразно, задействуем принцип особых экономических зон.

В любом случае, первым шагом к долгосрочной стратегии станет четкий анализ социально-экономического потенциала территорий.

Четвертое - развитие бытовой и социальной инфраструктуры. Спектр вопросов здесь широк. Это и масштабная реконструкция инженерных сетей, коммунального хозяйства. Это обеспечение людей связью, пассажирским сообщением, информацией, доступными медицинскими и образовательными услугами, нормальным отдыхом. Иными словами, нужно создать новое качество повседневной жизни.

Человек должен нормально жить, трудиться, зарабатывать, а не быть заложником многочисленных житейских и социальных неурядиц.

Конечно, важных задач, которые ставит новая стратегия, много больше. Они будут подробно обозначены и в докладе, и на сессиях. Уверен также в конструктивном, плодотворном диалоге при обсуждении стратегии. На основе рекомендаций форума, как и прежде, будет уточнен и план работы Правительства области.

От нашего сотрудничества зависит, какими путями будет развиваться экономика области, что это даст южноуральцам, как изменится их жизнь.

Желаю всем Вам, участникам форума, новых идей, конструктивной и яркой работы!


03.04.2007
http://www.gubernator74.ru/default.aspx?c_id=4&method=EventFullText&templateName=FullText2&s_id=59&m_id=9&eventId=2652


Док. 306990
Перв. публик.: 03.04.07
Последн. ред.: 21.05.07
Число обращений: 770

  • Сумин Петр Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``