В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Ведев: В новой категории возникнут и новые проблемы Назад
Алексей Ведев: В новой категории возникнут и новые проблемы

Алексей Леонидович, окажет ли присвоение России инвестиционного рейтинга агентством S&P благотворное воздействие на российскую экономику?

Решение международного агентства S&P о присвоении России инвестиционного рейтинга было давно ожидаемым, но несколько запоздалым - в первую очередь, с точки зрения реакции российского финансового рынка. Первым мировым рейтинговым агентством, присвоившим России инвестиционный рейтинг, было агентство Moody"s - и его решение было достаточно существенно "отыграно" на финансовых рынках, тогда как присвоение рейтинга агентствами Fitch и S&P оказало более умеренное воздействие на национальные финансовые рынки. Запоздалость решения S&P присвоить инвестиционный рейтинг России была еще нивелирована тем, что, в частности, Lehman Brothers уже изменил расчетный индекс для собственных рекомендациям по инвестициям в рынки развивающихся стран. Будучи наиболее консервативным агентством S&P наконец-то подтвердило России инвестиционный рейтинг, хотя воздействие данного события непосредственно на российские финансовые рынки было минимальным. Это выразилось в мгновенной реакции операторов рынка, которая была видна на российском рынке акций и рынке долговых обязательств - и это были те рыночные сигналы, реакция на которые видна сразу. Интересы же России с точки зрения присвоения кредитных рейтингов более широки.

Прежде всего, речь идет о притоке внешних портфельных и прямых инвестиций. Под портфельными инвестициями имеются в виду инвестиции в российские долговые ценные бумаги, которые не носят спекулятивный характер, а являются скорее инвестициями стратегических инвесторов. После присвоения России инвестиционного рейтинга по версии S&P вполне возможно ожидать их увеличения. Прямые же инвестиции не имеют такой же краткосрочной реакции на изменение суверенного кредитного рейтинга, как портфельные инвестиции. У меня создается впечатление, что S&P последовало "общей моде", хотя, будучи наиболее консервативным агентством, оно настаивало на том, что в России по-прежнему сохраняются высокие политические риски и недостаточный уровень проведения структурных реформ. Эти утверждения были озвучены на протяжении последних лет, но, на мой взгляд, существенных изменений в этой области не произошло. Уровень политических рисков остается достаточно высоким. Я могу сослаться на то же S&P, которое оценивает политический риск по двум ключевым моментам. Первый - дело ЮКОСа и противостояние бизнеса и власти. Второе - аккумуляция политической власти в рамках одной фигуры - Президента Путина, тогда как остальные политические институты остаются достаточно слаборазвитыми либо неразвитыми вообще.

С точки зрения структурных реформ и создания равных условий или конкурентной среды не произошло особенных изменений. Поэтому присвоение России инвестиционного рейтинга S&P является скорее "следованием общей тенденции", отражающей некие формальные внешние показатели: отношению валютных резервов РФ к внешнему долгу и способность России отвечать по суверенным долговым обязательствам, нежели какие-то конкретные политические и структурные реформы.

С точки зрения присвоения РФ инвестиционного рейтинга как новостного события - уже все это было отыграно и именно поэтому реакция национальных финансовых рынков была позитивной, но недостаточно бурной, как это могло бы быть.

Однако Россия и, в частности, ее финансовые рынки, встретятся теперь с другими проблемами. Россия переходит в другую категорию развивающихся рынков - это развивающиеся рынки с инвестиционным рейтингом. В новой категории возникнут и новые проблемы. Российские финансовые рынки в существенно большей степени будут зависеть от колебаний внешней конъюнктуры. В первую очередь, имеются в виду мировые валютные рынки и фондовые рынки развитых стран, а также уровень процентных ставок в развитых странах. Это означает, что, с одной стороны, инвестиционный климат по формальным показателям в России улучшился, но и зависимость от внешних рынков существенно возросла. И речь будет идти не только о нефти, газе и цветных металлах, но и о процентных ставках. С учетом некоего депрессивного состояния или неразвитости российских финансовых рынков это выступит в качестве очередной проблемы и риском для российских финансовых рынков.

Рост суверенного рейтинга по версии S&P (хотя это и было ожидаемым событием в любом прогнозе относительно состояния финансовой сферы, банковской системы и финансовых рынков) состоялся. В результате чего: а) это не отыгралось моментально с точки зрения формальных показателей состояния российского финансового рынка - доходности или цен на долговом рынке и индекса РТС на фондовом рынке; б) породило другую проблему - прямые инвестиции (портфельные, долгосрочные, стратегические) еще не поступили и пока трудно сказать, насколько они увеличатся, а новые проблемы уже возникли.

В общем случае, в рамках отдельной страны обладание инвестиционным рейтингом является однозначно позитивным фактором. То есть, абстрактно, инвестиционный рейтинг - это хорошо. Инвестиционный рейтинг лучше, чем рискованный рейтинг. Но, с другой стороны, и это наиболее важно, к инвестиционному рейтингу, повышению суверенного рейтинга России готовятся не только рейтинговые агентства, не только внешние инвесторы, но и страна, которая принимает эти инвестиции. Мы этого ожидали, но нельзя же ждать, что после того, как все три мировых агентства присвоили нам инвестиционный рейтинг, польется "инвестиционный дождь", а мы просто будем сидеть и принимать деньги?! Возникает второй и основной вопрос: а что с этими деньгами делать, каким образом мы будем их осваивать, каким образом мы их направим на ускорение экономического роста, на улучшение экономической и рыночной инфраструктуры и т.д.? На основной вопрос, - что же изменилось? - следует ответ, - ничего не изменилось! Было бы наивно ожидать изменений в ключевых вопросах (которых не произошло). Продвижение вперед зависит от России, прежде всего, от монетарных властей или от экономического блока правительства, которое, согласно формальным требованиям того же S&P, должно было много чего сделать, но не сделало этого. Агентство S&P, в конечном итоге, подтвердило устойчивость макроэкономического положения России. В результате следует ожидать возобновления финансового интереса к России со стороны мировых инвесторов - благодаря высоким ценам на нефть и располагаемым ресурсам. И данный шанс "открывает двери" для России в области проведения рыночных реформ - с целью улучшения инвестиционного климата и ускорения экономического развития. Использование внешней конъюнктуры - прямая задача правительства РФ - в целях обеспечения экономического роста. Но, в результате, Россия вновь столкнулась с позитивным внешним шоком - и оказалась не готовой использовать все его преимущества (и нейтрализовать его недостатки). А для того, чтобы использовать инвестиционный рейтинг на благо экономики, эта готовность необходима.

7 февраля 2005
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=55260

Док. 306922
Перв. публик.: 21.05.05
Последн. ред.: 21.05.07
Число обращений: 327

  • Ведев Алексей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``