В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Сарычев - Реформа местного самоуправления: отступать нельзя. Назад
Александр Сарычев - Реформа местного самоуправления: отступать нельзя.
С 1 января 2006 года вступает в силу 131-й закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Реформа местного самоуправления предполагает двухуровневую модель устройства: первый уровень - городские и сельские поселения. Второй - муниципальные районы. Согласно закону статус самостоятельных муниципальных образований получают населенные пункты с численностью населения свыше одной тысячи человек. Отныне у каждого муниципального образования, а их уже в стране 25 тысяч, появится свой бюджет и свои полномочия. Однако уже сегодня звучат опасения: не повторит ли реформа местного самоуправления судьбу закона о монетизации льгот? И как считает член комитета по местному самоуправлению Госдумы РФ Александр Сарычев , основания для таких опасений пока сохраняются.

- Уже сегодня некоторые ваши коллеги предлагают отложить реформу местного самоуправления в силу ее неподготовленности. Вы разделяете эту точку зрения?

- Не могу сказать, что никаких опасений по поводу реформы местного самоуправления я не испытываю. Реформа сама по себе необходима, но к ней надо тщательно готовиться, чтобы не повторить неудачный старт монетизации льгот. Идея реформы замечательна - приблизить власть к народу. Сегодня мы возмущаемся, что все налоги уходят в федеральный бюджет, а нам не на что улицы отремонтировать или школу новую построить. Разве не жители поселка должны сами решать, что им делать: то ли крышу клуба чинить, то ли дорогу отремонтировать? Схема должна быть проще: у вас есть свой бюджет, свои финансовые возможности, и вы определяете свои проблемы и решаете их.

- Как бы вы оценили степень подготовки реформы на сегодняшний день?

- Мы, как говорится, еще в процессе. В этом году наш комитет проводил немало совещаний, выездных заседаний, встреч с руководителями муниципальных образований. Мы знаем о тех проблемах, которые выявил закон 131. В частности, депутаты опасаются, что в ходе реализации закона о местном самоуправлении могут возникнуть проблемы при перекройке границ муниципальных образований и разграничении имущества между существующими и вновь образованными муниципалитетами. Не будем скрывать, что существует некоторый конфликт интересов разных уровней власти: одной из проблем на пути общероссийской реализации закона может стать нежелание региональных и федеральных властей делиться с муниципалитетами властными полномочиями, а также перераспределять в их пользу финансовые потоки. При проведении реформы мы должны избежать противопоставления субъектов Федерации и органов местного самоуправления. В конечном счете у всех органов власти общие цели - достойная жизнь граждан, развитие экономики, укрепление российской государственности и гражданского общества.

Тем не менее тревогу вызывает тот факт, что правительство до сих пор не подготовило несколько десятков необходимых для реализации закона нормативных документов. Без них реформу местного самоуправления запускать нельзя.

- И все же в двух регионах - Новосибирской области и Ставропольском крае - реформа стартовала.

- Да, в этих субъектах Федерации идет эксперимент. Он позволит учесть ошибки, выявить подводные камни. Недавно я был в Ставрополье и могу сказать: реформа местного самоуправления в этом регионе проходит вполне успешно. Но там ее проводят уже несколько лет. Региональному законодательному собранию пришлось принимать только 72 законодательных акта на уровне субъекта Федерации. Потому что сразу же столкнулись с целым рядом проблем: как передавать имущество с одного уровня власти на другой, как решать земельные отношения? Меняется форма собственности - надо подготовить новые документы, печать, в конце концов. На какие средства? Между прочим, только в 2005 году на подготовительные работы по реализации закона о мест-ном самоуправлении стране требуется 12 млрд рублей.

- Финансы - как всегда, крае-угольный камень любой реформы. Известно, что наполняемость местных бюджетов за последние годы сократилась и составляет процентов 30. Без денег - власть не власть.

- Именно поэтому мы предлагали правительству оставлять часть налогов, тот же налог на прибыль, в местных бюджетах. Кроме того, необходимо учиться правильно распределять бюджетные средства. Неслучайно закон предусматривает фонды бюджетного выравнивания. Для тех муниципальных образований, где доходы не достаточны, в законе прописаны дотации на уровне субъектов Федерации и районов. Конечно, труднее придется дотационным регионам. А такие субъекты Федерации, как Ханты-Мансийский округ, уже проделали большую подготовительную работу. В округе, в частности, определились с границами муниципальных образований, идут бюджетные согласования. Вместо 22-х в Югре будет более 100 муниципальных образований.

- Не менее важно найти и подготовить кадры для вновь образованных муниципальных образований. На недавно состоявшихся парламентских слушаниях, посвященных реформе местного самоуправления, было сказано, что 30% муниципальных служащих не имеют соответствующего образования, 50% не представляют своих обязанностей.

- По информации министра регионального развития Владимира Яковлева, из почти 500 000 муниципальных служащих прошли курс обучения только 56 000. Дело в том, что учить муниципальных служащих приходится за счет средств субъектов Федерации. В том же Ставропольском крае были разработаны специальные программы, созданы центры обучения глав вновь образованных муниципальных образований, бухгатеров, финансистов. На парламентских слушаниях, кстати, говорилось, что федеральный центр на обучение кадров денег не выделит.

- При каких обстоятельствах реализация реформы местного самоуправления может быть отложена?

- Если правительство к 1 августа не представит необходимые нормативные документы, а их не один десяток. Пока мы не определимся с земельными, имущественными отношениями, было бы опрометчиво заявлять о старте реформы местного самоуправления с 1 января 2006 года. Но и медлить нельзя. Часть работы уже сделана, в регионах готовятся к выборам в органы местного самоуправления. Между прочим, если мы решимся отложить реформу, то придется в спешном порядке принимать около 200 подзаконных актов в части приостановки закона.

Москва.



Новости Югры, Город: Ханты-Мансийск
Дата: 7 Июля 2005

Док. 306816
Перв. публик.: 07.07.05
Последн. ред.: 21.05.07
Число обращений: 288

  • Сарычев Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``