В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Ведев: Деривативы российский рынок не спасут Назад
Алексей Ведев: Деривативы российский рынок не спасут
Алексей Леонидович, является ли необходимым условием для дальнейшего развития российского фондового рынка появление на нем таких инструментов, как деривативы?

В настоящее время российский рынок акций является узким и высоко спекулятивным сегментом, который в крайне незначительной степени связан как с фундаментальными экономическими показателями, так и непосредственно с экономическими результатами отдельных предприятий, чьи акции обращаются на рынке. Можно сказать, что рынок производных инструментов является дополнительным условием для того, чтобы рынок акций каким-то образом развивался, выполнял функции, изначально для него предназначенные. Но это не является в данной ситуации необходимым условием.

Сразу возникает несколько аналогий, которые в данном контексте уместно вспомнить. Рынок производных инструментов в России достаточно интенсивно развивался с 1993 года и фактически закончил свое существование в августе 1998 года. Напомним, что с середины 1996 года на рынок государственного внутреннего долга - на рынок ГКО и ОФЗ - был открыт доступ нерезидентам. Первоначально ЦБ осуществлял страховку вкладов в виде форвардных контрактов для инвесторов, после этого рынок производных инструментов был либерализован, а внешним инвесторам была предоставлена возможность заключать форвардные сделки с российскими банками. Будучи законопослушными инвесторами, уделяя огромное внимание управлению рисками, внешние инвесторы шли на траты, связанные с заключением форвардных сделок и страховали свои вклады. В рамках существовавшего тогда валютного коридора для российских участников это были легкие деньги, поэтому они с радостью заключали форвардные контракты на поставку иностранной валюты внешним инвесторам, которые страховались не в рамках валютного коридора, а страховались от девальвации. А когда эта девальвация наступила, все российские банки радостно признали это форс-мажорным обстоятельством и отказались выполнять свои обязательства по форвардным контрактам.

Давайте предположим, что все инвесторы - российские и внешние - покупают акции ЮКОСа и за счет производных инструментов страхуют свои вклады. После ареста Ходорковского, который был бы признан форс-мажорным обстоятельством, контрагенты на рынке производных инструментов отказались бы выполнять свои обязательства. Этот пример кажется более уместным. Какова же тогда цена деривативов - производных инструментов, если они не выполняют основной своей функции?! Деривативы изначально являются производными инструментами, призванными страховать вклады стратегических и консервативных инвесторов. И получается, что к крайне узкому и спекулятивному рынку добавляется еще более узкий, еще более спекулятивный рынок. Можно ли рассчитывать, что два этих спекулятивных рынка должны как-то вместе развиваться и осуществлять такие функции, как перераспределение капитала между секторами экономики и предоставление инвестиций реальному сектору? Я в этом сомневаюсь. Понятно, что хуже от этого не будет, хотя с учетом приведенного примера 1997-1998 гг. это тоже не совсем очевидно. Понятно, что если развивать рынок производных инструментов, то он должен развиваться и строиться, исходя из совершенно других требований к выполнению обязательств и совершенно другой законодательной базы. Возможно, что хуже от этого не будет, но в том, что развитие этого рынка достаточно быстро изменит рынок акций и придаст ему некое другое наполнение, я очень сильно сомневаюсь. Российский фондовый рынок и вообще российские финансовые рынки не готовы к этому. Сейчас действуют совершенно другие тенденции.

Развитие национального фондового рынка в значительной степени определяется внутренними рисками,- преимущественно корпоративными. Даже рост курса рубля по отношению к основным мировым валютам, увеличение мировых цен на экспортируемое сырье, устойчивый рост золотовалютных резервов страны, благоприятная конъюнктура внешнего рынка российских облигаций и прочее пока не в состоянии нивелировать существующие риски на российском фондовом рынке. Риски, связанные с правами собственности в РФ и госрегулированием крупного бизнеса оказывают давление не только на показатели финансового рынка, но и общеэкономическое развитие страны. Прогнозы российских и западных аналитиков по итогам 2004 г. уже скорректированы в сторону ухудшения: годовой прогноз экономического роста в 6.9% МЭРТ является самым оптимистичным. Так можно ли в таких условиях рассчитывать, что рынок производных финансовых инструментов спасет положение?

06 декабря 2004
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=53822


Док. 306785
Перв. публик.: 21.05.05
Последн. ред.: 21.05.07
Число обращений: 358

  • Ведев Алексей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``