Михаил Мунтян: Современные конфликты и проблемы их урегулирования. Программа учебного курсаНазад
Михаил Мунтян: Современные конфликты и проблемы их урегулирования. Программа учебного курса
Программа разработана в соответствии с государственными образовательными стандартами
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА "СОВРЕМЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ И ПРОБЛЕМЫ ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЯ"
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. Цель курса
Цель курса - дать студентам знания и навыки, необходимые для поиска подходов к пониманию происходящих социальных и политических процессов. Основная посылка - конфликт есть нормальное явление общественной жизни, а выявление причин, типологии конфликта, форм его развития, а также сути и механизмов процесса управления конфликтами - необходимый аспект деятельности субъекта политики любого уровня. Следует подчеркнуть, что изучение проблем курса - как теоретических, так и лежащих в практической области, - предоставляет возможность обеспечить переход от политики конфронтационного типа к политике, основанной на диалоге, ненасилии, переговорном процессе. Знание сущности конфликта, закономерностей его развития, путей его управления - часть новой политической культуры XXI века - культуры консенсуса.
2. Задачи курса
Студента по окончании курса должен:
знать
- основные концепции теории конфликта как основоположников конфликтологии, так и современных ученых;
- подходы к пониманию происходящих социальных и политических процессов и типологию конфликтов;
- теоретические подходы к процессу управления политического конфликта:
- стадии политического конфликта: методы, способы управления конфликтами;
- соотношение конфликтов и консенсусов;
уметь
- определить тип конфликта, его стороны, их позиции;
- выбрать подход, стиль и способ управления конфликтом;
- использовать информационное состязание как метод регулирования конфликтом;
- определить механизма оптимального выбора подходов, способов и стилей поведения участников конфликта;
- определить стадии эффективного управления конфликтом;
- выбрать методы оптимизации конфликта;
владеть -
- знаниями теории конфликта;
- умением использовать теоретические знания для использования в процессе управления конфликта;
- методиками управления конфликта;
- навыками работы с противоборствующими сторонами конфликта;
- методами информационного обеспечения процесса работы с конфликтом.
3. Место курса в социогуманитарном образовании
Конфликт - норма общественной и политической жизни. Выявление причин проявления конфликтов, типов, форм их развития, а также разработка механизмов управления ими как аспект деятельности субъекта политики связывает учебный курс с политологией, социологией, теорией и историей международных отношений, кибернетикой, психологией и многими другими дисциплинами гуманитарного цикла.