В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Мунтян: История дипломатии. Программа учебного курса Назад
Михаил Мунтян: История дипломатии. Программа учебного курса
Программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом


ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "ИСТОРИЯ ДИПЛОМАТИИ"
Автор-составитель: д.и.н., профессор М.А. Мунтян


I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. Цель курса.
Данный курс представляет собой рассмотрение истории международных отношений как "широкой теории" под углом зрения:
- дипломатии - науки и искусства "применения ума и такта к ведению официальных сношений между правительствами независимых государств" (Э. Сатоу);
- "науки о внешних сношениях или иностранных делах государства, а в более узком смысле - науки или искусства переговоров" (Г. Мартенс);
- "науки о взаимных интересах и отношениях государств или искусстве взаимно согласовывать интересы народов, а в более точном смысле - науки или искусства переговоров" (Гарден).
На основании широкого круга исторических источников в курсе раскрывается процесс превращения дипломатии:
- в средство осуществления внешней политики государства, представляющее собой совокупность невоенных практических мероприятий, приемов и методов, применяемых с учетом конкретных условий и характера решаемых задач;
- в официальную деятельность глав государств и правительств, министров иностранных дело, дипломатических представительств за рубежом, делегаций на международных конференциях по осуществлению целей и задач внешней политики государства, защите прав и интересов государства, его учреждений и граждан за границей;
- в народную дипломатию, когда в поиск согласия в море человеческих разногласий включаются негосударственные общественные организации и движения, вовлекающие в дело отстаивания мира, безопасности и сотрудничества все более широкие народные массы;
- в искусство ведения переговоров в целях предотвращения или урегулирования международных конфликтов, поисков компромиссов и взаимоприемлемых решений, а также расширения и углубления международного сотрудничества.
Учебные цели данного курса в этой связи могут быть представлены, как:
- введение студентов - международников в проблематику наиболее важных и влиятельных внешнеполитических доктрин, дипломатической теории и практики, относящихся к различным социокультурным традициям и историческим периодам;
- изучение курса даст возможность студентам познакомиться с основными направлениями дипломатического мышления - от древнейших его образцов и до современной дипломатии;
- преподавание курса позволит обратить особое внимание на генезис внешнеполитических и дипломатических концепций, их историко-культурные основания и соотношение с существовавшей политической практикой, эволюцию локальных межгосударственных отношений в глобальную систему международных и постмеждународных отношений;
- освоение истории дипломатии позволяет обнаружить в ней общую систему знаний о межгосударственных и международных отношениях, в которых отражены преемственность идей и взаимовлияния политической культуры различных государств и народов, относящихся к разным цивилизациям;
- ознакомление с историей дипломатии позволяет студентам освоить особый понятийный аппарат данной науки с его собственной терминологией и теоретическим уровнем рассмотрения тех или иных проблемных категорий, в частности, связанных с происхождением государства, его внешнеполитическими функциями, задачами по реализации национальных интересов и т.д.
Проблемное восприятие данной науки позволяет:
- типологизировать отдельные учения о внешнеполитической и дипломатической деятельности;
- выявить их общие и особенные черты, характерные для определенных эпох в некоторых странах или отдельных регионах;
- проследить основные пути и этапы эволюции отдельных локальных дипломатических практик и их складывание в науку мирного разрешения противоречий и конфликтов в международной жизни, в том числе на разных ее уровнях - локальном, региональном, глобальном;
- показать связь теоретических представлений о дипломатической деятельности с их историко-культурным фундаментом, продемонстрировать в каждом конкретном случае соотношение с внешнеполитической практикой.

2. Задачи курса
Программой курса предусматривается изучение, понимание и знание студентами самого феномена и функций дипломатии, особенно того нового, что вносит в них мировое развитие в эпоху глобализации, выстраивая современную систему дипломатических приоритетов:
во-первых, это искусство и техника убеждения необходимости и возможности реализации национальных интересов;
во-вторых, это техника принуждения, когда в ходе дипломатического "торга" грань между убеждением и принуждением стирается, и оба подхода нередко переходят один в другой;
в-третьих, это процедура дипломатического урегулирования, когда субъекты международных отношений изменяют свои позиции по спорным вопросам, взаимно приспособляя их, чтобы достичь стабильных взаимоотношений;
в-четвертых, это техника достижения письменных соглашений, поскольку только они являются наиболее надежными свидетельствами международных обязательств;
в-пятых, это знание важнейших этапов исторического развития феномена дипломатии;
в-шестых, это выработка мировоззренческих основ дипломатического мышления;
в-седьмых, это умение обнаруживать взаимосвязи наиболее влиятельных политических и дипломатических доктрин с международной практикой.

3. Место курса в системе социогуманитарного образования
Структура учебного курса составлена таким образом, что предполагает возможность глубокого освоения материала с использованием историко-сравнительных методик, позволяющих наиболее вероятно проследить процесс преемственности внешнеполитической мысли с учетом накопленного и освоенного материала, составляющего основную базу дипломатического менталитета в целом. Расположение тем подчинено историко-хронологическому и логическому изложению истории дипломатии.

viperson.ru

Док. 306713
Перв. публик.: 21.05.07
Последн. ред.: 28.12.10
Число обращений: 1108

  • Мунтян Михаил Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``