В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Ведев: Экономический рост и бюджетная логика Назад
Алексей Ведев: Экономический рост и бюджетная логика
Алексей Леонидович, правительство во вторник рассмотрело и одобрило исполнение бюджета за первое полугодие текущего года. По данным правительства профицит федерального бюджета в первом полугодии вырос в три раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, и составил 252,4 млрд. руб. или 3,4% ВВП. Но по данным Госкомстата в первом полугодии профицит составил 354,1 млрд. руб., то есть, на миллиард больше, Разница весьма существенна. В чем причина столь отличающихся данных - это разница в методиках, это попытка дезориентировать людей?

Во-первых, есть статистические особенности, есть кассовое исполнение, есть некассовое, и так далее. Поэтому подсчеты могут различаться. Легко заметить, что статистика по исполнению бюджета дается не по месяцам, а с нарастающим итогом. А здесь могут быть различные расхождения, связанные с прохождением средств, как в бюджет, так и из бюджета. И достаточно сложно точно зафиксировать его на определенную дату, скажем, на 1 июля 2004. Я более чем на 100% уверен, что речь не идет о дезинформации общественности.

По исполнению бюджета можно сказать, что в этом году проводится чрезвычайно жесткая бюджетная политика, связанная с тем, что доходы возрастают даже в относительном измерении, относительно ВВП. А расходы, особенно непроцентные расходы, снижаются. Что можно прокомментировать как стремление "любой ценой и максимально успешно" исполнить бюджет. Почему кавычки? Потому что достижение еще большего профицита не является успехом. Кроме этого, есть проблема борьбы с инфляцией. Сейчас галопируют цены на бензин, наблюдается незначительный, но рост обменного курса рубля, который выполнял существенные антиинфляционные функции. Фактически Минфин за счет ограничения бюджетных расходов пытается максимально ограничить инфляцию. Это традиционный вопрос, лежащий между борьбой с инфляцией и стимулированием экономического роста, он вновь становится актуальным. Лично моя позиция состоит в том, что экономический рост всегда сопровождается незначительным инфляционным фоном, и я считаю, что это стратегический выбор, но это неверный стратегический выбор в пользу ограничения инфляции за счет ограничения внутреннего спроса, и, соответственно, депрессивного воздействия на экономику.

Учитывая такой огромный рост профицита можно вспомнить, что в следующем году бюджет должен, вроде бы, по заявлениям правительства, строиться по принципу бюджетирования, ориентированного на результат. Возможен ли безболезненный и органичный переход к новым принципам построения бюджета? Справится ли с этим правительство?

Это действительно важный, и действительно открытый вопрос. У меня, конечно, есть определенные опасения, что этого не произойдет. Однако во втором полугодии я ожидаю смягчения бюджетной политики с точки зрения решения проблем поддержания роста и увеличения непроцентных расходов. Более того, и с точки зрения предложения денег в экономике это было бы крайне важно. И, может быть, это смягчение позволит смягчить переход к несколько иной модели построения бюджета.

3 сентября 2004
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=51254

Док. 306607
Перв. публик.: 21.09.04
Последн. ред.: 21.05.07
Число обращений: 362

  • Ведев Алексей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``