В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление М.Касьянова и И.Хакамада на съезде РНДС Назад
Выступление М.Касьянова и И.Хакамада на съезде РНДС
Доклад Председателя Движения М.М.Касьянова на съезде РНДС:



Дорогие друзья!

Сегодня мы вновь собрались с вами, чтобы обменяться оценками происходящих в России событий, совместно определить стратегию и тактику наших действий на ближайшую перспективу, на будущее.

А ситуация в нашей стране продолжает меняться и меняется гораздо быстрее, чем раньше. К сожалению, те негативные процессы и тенденции, которые мы с вами обсуждали в апреле, развиваются и в ряде случаев приобретают принципиально иное качество.

Общая тональность была четко задана в майском Послании Президента Федеральному Собранию. В послании-2006 с его четко различимыми стержневыми мотивами популизма и изоляционизма, было лишний раз подтверждено, что нынешний политический и экономический курс несмотря ни на что не признается руководством страны ошибочным и будет продолжен.

Неудивительно, что постоянно буксуют так называемые "национальные проекты", обострившие и без того непростую ситуацию в педагогической и врачебной среде, а также ничуть не остановившие процесс резкого сокращения доступности жилья в столице и регионах. Нет сомнений в одном - что выделенные средства будут успешно освоены. Совсем не нужно быть пророком, чтобы предсказать судьбу вновь объявленной программы повышения рождаемости - опыт других стран наглядно свидетельствует, что любые денежные стимулы в этой сфере в лучшем случае имеют нейтральный эффект.

Это иллюзия, что "монетизацией", безудержными денежными вливаниями можно решить любые проблемы. Финансовые вливания в социальный сектор, практически не изменившийся со времен СССР, и безнадежно устаревшую армейскую организацию способны лишь на время отдалить неизбежный острый кризис существующих систем.

Между тем политика последних лет по безудержному наращиванию неэффективных госрасходов уже переходит за все границы разумного. На фоне рекордных нефтяных цен подготовка первого за многие годы фактически уже дефицитного бюджета на 2007 год - это не только отражение популистских тенденций в политике, это мина замедленного действия, заложенная под будущую экономическую стабильность, под первоочередные социальные обязательства государства. Остается только догадываться, какой будет предвыборная бюджетная кампания властей следующего года, но ожидать от нее умеренности в расходах нет никаких оснований. Эти политические эффекты, безусловно, разгоняют инфляционные ожидания, транслируя импульсы роста цен в будущее.

Сегодня власти нам говорят, что все социальные проблемы и политические пороки России объясняются главным образом многочисленными ошибками периода становления новой российской государственности. Бесспорно, в 90-е годы российскими властями было допущено множество тяжелых политических и экономических ошибок, часть из них по сегодняшний день действительно еще не исправлена.

Однако неужели вывих лечится ампутацией? Неужели единственной альтернативой региональному самоуправству служит восстановление обкомовской системы? Неужели возвращение в XXI веке кондовой советской пропаганды представляет собой достойную альтернативу свободе средств массовой информации? Неужели представительные органы власти, где совершенно без обсуждения, по звонку из Кремля штампуются законы и кадровые назначения, могут быть эффективнее парламента, где сталкиваются мнения различных политических сил?

Теперь обозначен и другой источник наших бед - это некие "темные силы" за рубежом. В послании, пожалуй, впервые с советских времен четко прозвучали совершенно новые ноты - противопоставления России остальному миру и неомилитаризма. Убежден, что это глубочайшая ошибка - никто сегодня не угрожает нам так, как мы угрожаем себе сами. И активизация "странных игр" буквально со всеми изгоями мирового сообщества, как и прежде, не принесет России ничего, кроме острого политического похмелья.

Поиск "темных сил", конечно же, не может ограничиваться зарубежьем и в результате активизируется кампания против внутренних врагов, которые на сегодняшний момент предстают в облике "экстремистов". Недавнее письмо 12 губернаторов-членов "Единой России", поразившее своим мракобесным тоном даже видавших виды комментаторов, открывает новый сезон "охоты на ведьм". И сразу же из рукава "партии власти" был извлечен закон о противодействии экстремизму, который очень скоро даст возможность объявлять экстремистами любых несогласных, всех, кто выступает против произвола властей, - не только оппозиционных политиков и правозащитников, но и обманутых дольщиков, экологов, солдатских матерей и авторов критических материалов в СМИ.

Вот еще несколько знаковых событий последнего времени.

После двухлетнего табу наконец-то зазвучала тема борьбы с коррупцией, но избирательность и бессистемность этой борьбы заставляет скорее думать об открытии нового фронта борьбы политической.

Примитивному перевешиванию вывесок в рамках так называемой "административной реформы" пришла на смену хорошо известная по советскому опыту циклическая ротация несменяемой несмотря на любые провалы номенклатуры.

Продолжается триумфальный марш экспансии госчиновничества в экономике. Отмечается сокращение числа зарегистрированных предпринимателей, не выдерживающих инфляции, коррупционного и налогового пресса и прочих видов государственной заботы. Одновременно становится очевидным, что насильственное отчуждение частного бизнеса, манипуляции с газовым вентилем и открытые угрозы всему миру не остались без внимания - теперь любая совместная с российским бизнесом деятельность рассматривается иностранными партнерами под углом вполне вероятного неуклюжего государственного вмешательства и связанных с этим рисков.

Почти незаметно прошла отмена налоговых требований, на основании которых не так давно был отчужден "Юганскнефтегаз". Между тем ЮКОС, еще совсем недавно крупнейшая нефтяная компания страны, поступательно движется к банкротству, что не так давно практически исключал президент России.

Куда ведет пренебрежение к правам частной собственности, не понаслышке знают теперь уже очень многие средние и малые предприниматели, в том числе те, кто поначалу одобрял разгром ЮКОСа. Теперь же, на примере истории в Бутово, где насильно, с применением спецсредств лишают имущества уже не ненавистных олигархов, а обычных людей, нам лишний раз демонстрируют, что показательный процесс не бывает единичным, что беззаконие не может ограничиваться каким-то одним или несколькими случаями. Оно очень быстро входит в привычку, в систему и применяется тотально.

В свете всех этих событий вовсе не удивительно, что все чаще и все громче звучат голоса, что Россия недостойна членства в "восьмерке". Через две недели Президент впервые будет принимать глав других государств "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге как председатель этого влиятельнейшего клуба, но ожидания, которые связаны с данным важнейшим событием, не триумфальные, а самые тревожные. Сами власти не скрывают, что отсутствие скандала будет оптимальным исходом саммита. Грустный итог таков: нам сегодня нечего предъявить остальному миру.

И в этом огромная вина нынешних властей, что мы подошли к текущему моменту без понимания миссии нашей страны, ее места и перспектив в современном мире, без видения того, на основе каких принципов будет развиваться наша страна в будущем, к каким целям наше общество будет стремиться в XXI веке, какие идеи мы сможем предложить.

Все что до сих пор было предложено - это рассматривать Россию как суверенную или управляемую демократию и энергетическую супердержаву. Однако цели данной доктрины незамысловаты и вполне очевидны - концентрация и удержание политической власти и собственности. Все последствия воплощения этой доктрины в жизнь также видны уже сегодня - продолжается планомерное разрушение государственных и деградация общественных институтов, Россия все дальше отходит от принципов законности, демократии и современной рыночной экономики, оказывается все в большей изоляции на международной арене. Я уже говорил, но повторю: это путь в никуда, это путь к распаду страны, это путь к новой революции.

Мы против революции, к которой активно подталкивают власти, зачисляя политических оппонентов в экстремисты, закрывая нормальные каналы взаимодействия с обществом, отгораживаясь от его нужд и справедливых запросов. Назревающую революцию будут делать те люди, которым нечего терять, которые готовы на все. К сожалению, власти постоянно пытаются заигрывать с этими людьми, надеясь завоевать их признание и купить их лояльность, но все такие попытки заведомо обречены на неудачу.

Мы должны поддерживать, защищать и взращивать самую ответственную, активную, инициативную и устремленную в будущее часть нашего общества - средний класс и тех, кто стремится стать средним классом - ведь это все те, кому есть что терять. Средний класс составляет политическую основу и формируют экономический базис любого общества, и с каждым годом этих людей неизбежно будет становиться все больше и больше. Это граждане своей страны, которые хотят от жизни не только хлеба и зрелищ; для них важно, в какой стране они живут и какую роль эта страна играет в мире.

Интересы среднего класса совпадают с долгосрочными интересами России, именно эти люди в первую очередь заинтересованы в процветании, неприкосновенности собственности, плюрализме, стабильности, они хотят чтобы к ним проявлялось уважение внутри страны и чтобы их родину уважали за рубежом. Они хотят видеть другую Россию, кардинально отличающуюся от сегодняшней, враждебной окружающему миру страны, кичащейся своими сырьевыми запасами. Они хотят видеть Россию, которую ставят себе в пример соседние страны и заслуженное членство которой в "восьмерке" никто не подвергает сомнению. Россию, которая по-прежнему является великой мировой державой - но уж никак не сырьевой энергетической "державой".

Большинство из нас по своему складу, по культуре - европейцы. Мы хотим, чтобы наша страна развивалась, как европейское государство. Но в силу исторических факторов мы конечно не являемся ординарной европейской страной и не должны стремиться вступить в Евросоюз. Россия - это особое цивилизационное и культурное пространство, отдельный мир-экономика. Наша задача состоит в том, чтобы в соответствии со всемирными тенденциями модернизировать нашу страну, привести ее внутреннее устройство в соответствие реалиям и потребностям даже не сегодняшнего, а завтрашнего дня, оставаясь при этом самими собой.

Заинтересованы ли мы, чтобы вокруг нас динамично развивались стабильные и дружественные нам государства? Хотим ли мы, чтобы в этих странах по-прежнему говорили по-русски, чтобы в них комфортно работалось нашему бизнесу, а россияне снова воспринимались, как друзья? Хотим, но мало что для этого делаем.

На сегодня Россия уже не может гордиться, как ранее, что опережает соседние страны в политическом и экономическом развитии на годы. И это серьезно сказывается на развитии и нашей страны, и соседних стран. Пробуксовка государственного строительства в странах бывшего Советского Союза во многом вызвана тем, что Россия давно утратила реальное лидерство на постсоветском пространстве и даже не пытается его себе вернуть.

В такой обстановке не слишком разумно сетовать на вторжение в этот регион "товарища волка" - он вторгается совсем уже не в нашу сферу влияния, а в оставшуюся после нашей поспешной эвакуации пустоту, которая как-то должна быть заполнена. Российская внутренняя модель развития не способствует укреплению страны и не привлекательна для наших соседей, которые не только не хотят ее заимствовать, а наоборот - от нее отталкиваются. Между тем, если бы Россия вновь вместо права силы поставила бы во главу угла силу права, и приняла бы на себя роль лидера регионального развития, многие трансформационные процессы протекали бы в нашем регионе гораздо более гладко.

Россия может стать современной державой, вновь стать империей в современном смысле слова, только если будет давать окружающим странам пример, достойный подражания, - пример справедливости и свободы, законности и процветания. Да, Россия в течение многих веков несла ответственность за происходящее на огромных пространствах евроазиатского континента, развивала эти территории, связывала их в единое целое с Европой.

Меня вовсе не пугает термин "империя", поскольку в сегодняшнем глобальном мире империя может быть сильна не захватом и насильственным удержанием огромных территорий, а только своим внутренним и внешним авторитетом. Авторитетом моральным, интеллектуальным, экономическим, политическим, а никак не нефтегазовым.

Сырьевой комплекс, безусловно, на годы и десятилетия останется для нас важным, но все же не определяющим, а дополняющим элементом национального развития. Но чтобы стать сильной, выполнять свою историческую миссию, Россия должна сделать приоритетную ставку на образование, науку, высокотехнологичные секторы экономики, новые источники энергии.

Реализация данных задач возможна только при условии мобилизации и раскрытия резервов, но не наших недр, а уникального творческого потенциала нашего народа. А весь мировой опыт и те огромные успехи, которых в условиях острейшей конкуренции добились за последние годы наши соотечественники за рубежом в бизнесе и самых передовых отраслях научных знаний, свидетельствуют: это может быть сделано только в условиях максимального развития гражданских и политических свобод.

Итак, Россия неспособна конкурировать с другими державами, не будучи свободной, но неспособна и быть свободной, не став сильной и авторитетной, не став империей в глазах собственных граждан и в глазах окружающих. Таким образом, Россия должна стать не энергетической империей, а империей свободы. Потому что только подлинная свобода во всех сферах жизни дает конкурентные преимущества в нынешнем глобальном мире. Но одновременно только сильная и уверенная в себе власть может обеспечить полноценные свободы своим гражданам.

Ведь только сильная и уверенная в себе власть может позволить себе существование сильного гражданского общества.

Только сильная и уверенная в себе власть может делегировать ресурсы и полномочия - регионам, местному самоуправлению, частному сектору - ради более эффективного выполнения своих обязательств и задач. Слабая власть концентрирует все ресурсы, чтобы благодетельно их распределять, давая инструкции.

Только сильная и уверенная в себе власть может позволить беспрепятственно развиваться бизнесу - слабая власть стремится контролировать все и вся, блокируя предпринимательскую активность.

Только сильная власть может позволить свободную работу журналистов и средств массовой информации, слабая власть хочет слышать только славословия и предпочитает затыкать рот оппонентам.

Только сильная власть может позволить себе не играть в популизм и ведет за собой общество, разъясняя свою политику - слабая власть принимает решения на основании опросов общественного мнения.

Сильная и уверенная в себе власть добивается соблюдения интересов страны средствами внешней политики. Слабая власть манипулирует с газовым краном, воюет с чужими винами и минеральной водой.

Только сильная власть и уверенная в себе власть может вести Россию вперед и укреплять ее суверенитет, слабая обрекает ее на отставание, отчуждение и изоляцию.

Есть еще одно важное необходимое условие будущего процветания России - сильная и уверенная в себе власть должна быть легитимной - законно избранной в условиях свободного и справедливого волеизъявления.

Будет ли власть, избранная в условиях тотальной политической монополии и безудержных манипуляций, легитимной? Будет ли легитимен так называемый "технический преемник", которого нам обещают скоро назвать?

Ответ однозначный - нет. А нелегитимная власть неизбежно будет сдавать внутри страны и за рубежом позицию за позицией, тщетно пытаясь поднять свой авторитет, но этот авторитет, напротив, будет падать все ниже и ниже.

Такая власть не сможет сделать Россию ни сильной, ни свободной. Такая власть окончательно определит России место среди стран третьего мира. Поэтому те кто стремится в сырьевую сверхдержаву, в Латинскую Америку, тому по пути с нынешней властью и ее преемниками. А каждый, кто выступает за сильную и процветающую Россию, за Россию как Империю Свободы, добро пожаловать к нам, в Народно-демократический союз. Мы должны сегодня прежде всего бороться за свободные и справедливые выборы. Только свободные и справедливые выборы, которые сегодня у нас хотят отобрать, позволят нам самостоятельно определять свою судьбу и судьбу своих детей в нашей стране. И мы должны победить, потому что иного выбора у нас просто нет.



Дискуссия



Хакамада И.М., член президиума НДС:

Мне кажется, что сегодня главной проблемой является абсолютная дезориентация общества в тех потоках информации, которые сегодня существуют на государственном уровне.

Первое, исходя из этого, - нужно, во-первых, систематизировать информацию и, таким образом, немножко определить свою, грубо говоря, ориентацию в ней. Если мы будем все время идти в хвосте и на поводу той повестки дня, которую предлагает власть, мы запутаемся окончательно.

И второе, что я считаю необходимым в этом случае, - создать устойчивую конструкцию. Политическая конструкция должна быть устойчивой. Поэтому я считаю, что стабильная политическая конструкция в сегодняшнем варианте, самая адекватная для "Народно-демократического союза" - которая, кстати, предполагает и очень серьезный диалог, в том числе и с представителями всех общественных организаций и партий, которые сегодня посетили нас, оказали нам честь и пришли на наше заседание - она должна опираться на четыре технологические тактики, которые скреплены единой стратегией.

Стратегию уже объявил председатель движения, Михаил Михайлович Касьянов, с ней все ясно, а по поводу тактики я выдвигаю следующие четыре позиции.

Конечно, во веки веков, должно быть сохранено как институт диалога с обществом политическое общественное движение "Народно-демократический союз". Ни в коем случае не надо его ни во что превращать. Потому что здесь могут работать люди с левыми взглядами, с правыми взглядами, с центристскими взглядами, люди из разных политических партий, люди из разных общественных организаций, и каждый находить себе нишу в том, чтобы вести диалог с обществом, формировать программу для того, чтобы менять власть, и в будущем быть подготовленными, когда власть начнет падать в руки, вообще-то нужно, ее забирая, понимать, что вы будете с ней дальше делать, чтобы не повторить опыта Украины.

Также это движение нужно для того, чтобы очень тесно работать с негосударственными общественными организациями, потому что общественные организации не терпят политических форм, и для координации действий с общественными политическими движениями, для них более удобно, и мы можем здесь находить больше единых позиций - именно поэтому фонд "Общественная альтернатива", который возглавляет господин Касьянов, как раз эффективно вписывается в эту позицию движения. Это у нас одна нога.

Вторая нога, я считаю, - это создание уже политической партии. Почему она нужна - потому что это уже отдельный профессиональный инструмент достижения политической власти. И политическая партия предполагает, что ее организуют снизу - в этом я абсолютно согласна с лидером - и организуют политически ответственные люди.

Третья нога - это, конечно, продолжение толерантной, очень толерантной работы в области объединения на региональных и парламентских выборах 2007 года со всеми политическими партиями демократической оппозиции. И мы, кстати, уже проявили, по-моему, по максимуму эту толерантность, потому что предложения конгресса подписать соответствующую резолюцию о том, что все партии демократического конгресса готовы работать вместе - мы были одними из первых, кто подписал без всяких условий. Поэтому здесь мы готовы, открыты, будем работать для всех, и это тоже один из шансов найти потом гибкую оптимальную модель, как формировать, в том числе, и единый список в 2007 году.

И, наконец, четвертая нога - это создание постепенно, от молодежного движения, которое сегодня при партии, максимально удобной организационной формы для того, чтобы молодежь тоже объединялась, консолидировалась, и со всей своей молодой харизмой, и со всеми своими ценностями училась самостоятельно, а не под зонтиком взрослых - может быть, взрослые должны помогать и обучать, но самостоятельно двигаться, серьезно оппонировать своим оппонентам из наших организаций, "Молодой гвардии" - в общем, учиться биться.



01.07.2006
http://hakamada.ru/2113/2039/2219.html

Док. 306455
Перв. публик.: 01.07.06
Последн. ред.: 21.05.07
Число обращений: 767

  • Касьянов Михаил Михайлович
  • Хакамада Ирина Муцуовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``