В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Ведев: Про российский фондовый рынок можно вообще забыть Назад
Алексей Ведев: Про российский фондовый рынок можно вообще забыть
Алексей Леонидович, аналитики Банка международных расчетов считают, что рост ставок крупнейших Центробанков мира может стать причиной заметного оттока капитала с рынков стран с развивающейся экономикой, что является угрозой для их роста и стабильности. При этом многие аналитики на российском рынке неоднократно говорили, что повышение или снижение процентных ставок ФРС США - скорее повод для спекулянтов на рынке, но на экономику страны это оказывает минимальное влияние. С Вашей точки зрения, насколько велика опасность того, что Россия может пострадать?

Без сомнения, пострадает. Изменение процентных ставок в развитых экономиках и на развитых финансовых рынках - один из главных индикаторов глобальной финансовой системы. Рост процентных ставок и рост доходности по основным финансовым инструментам (я имею в виду европейские, американские и японские финансовые инструменты), конечно, обуславливает перераспределение глобальных инвестиций в пользу развитых финансовых рынков и в рамках стратегии распределения финансовых портфелей крупнейших инвестиционных институтов, инвестиционных банков, играет ключевую роль.

Вы неоднократно говорили в своих комментариях, что российский фондовый рынок слишком слаб и не влияет на экономику.

В данном контексте я думаю, что про российский фондовый рынок можно вообще забыть, потому что в рамках того, что мы обсуждаем, его вообще нет. С точки зрения развивающихся финансовых рынков можно говорить о российском рынке облигаций. Здесь можно привести достаточно характерный пример. В частности, доходность по российским федеральным облигациям ОФЗ составляет примерно 8% годовых в рублях. Это означает, что при условии стабильного обменного курса рубля доходность составляет 8% годовых, например, в долларах США или в евро. Вроде это неплохая доходность, но если сравнивать с евробондами России, которые примерно так же котируются, то здесь появляются дополнительные риски. Во-первых, риск девальвации российского рубля. Во-вторых, риск ликвидности на рынке российских облигаций. В-третьих, риск изменения валютной политики России. Это все то, что связано с депонированием средств по вводу и выводу каптала, что связано с какими-то издержками. Если мы это сопоставим, получается, что все внутренние российские облигации для внешних инвесторов являются невыгодными. Это прямое сопоставление с прочими облигациями развивающихся рынков - emerging markets. Если же мы сопоставим доходности по европейским и американским облигациям при соотнесении рисков, вложения в американские и европейские облигации получатся более выгодными по сравнению с российскими, что и подтверждает предпосылки перетока капитала на более ликвидные и менее рискованные финансовые рынки.

В случае, если процентные ставки Центробанка будут повышены, а капитал уйдет из России, для нас это будет катастрофа или небольшая неприятность?

С одной стороны, это будет небольшая неприятность, связанная с тем, что портфельных инвестиций придет меньше, чем мы ожидали. С другой стороны, с учетом слабости финансовых рынков и банковской системы это будет именно неприятность, потому что финансовые рынки и банковская система оказывают незначительное воздействие на развитие реального сектора, не более того. По-прежнему, реальный сектор будет жить своей жизнью и тот небольшой приток капитала со стороны финансовых рынков и банковской системы может быть чуть больше, чуть меньше. Но все равно мы будем по-прежнему зависеть от цен на нефть на внешнем рынке, финансового баланса предприятий-экспортеров. Финансовые рынки и банковская система будут лишь небольшим дополнением для какого-то стимулирования экономического роста, но не более того.

Избежать этой неприятности можно?

Нельзя. Это исключительно внешние условия. Это так, потому что это так.

А можно заинтересовать инвесторов чем-то, кроме процентных ставок?

Заинтересовать инвесторов можно доходностью, которую они рассчитывают с учетом рисков ликвидности, девальвации, макроэкономических, политических рисков и т.д. Здесь ситуация складывается таким образом, что если российская экономика действительно хочет привлечь внешние инвестиции, тогда надо предложить внутренние инструменты, номинированные в рублях, доходность которых согласовывалась бы с прочими финансовыми показателями. Например, с риском девальвации, инфляции, риском процентов от доходности, которые учитывают политические риски и т.д. По всей совокупности доходность, пересчитанная в доллары США и евро, должна превосходить как минимум на 200-300 процентных пункта внешние еврооблагации России.

Предложить такие бумаги Россия чисто гипотетически не способна?

Россия способна предложить, но насколько ей это интересно - вопрос политического выбора и выбора с точки зрения экономической политики. Процентные ставки отражают: а) заинтересованность инвесторов; б) риски, которые каким-то образом пересекаются с рисками развивающихся стран и развитых экономик. В результате получается, что равновесное значение процентных ставок по займам, облигациям и прочим финансовым инструментам каким-то образом должно быть соотнесено с реалиями мировой экономики. Насколько это интересно и насколько это вписывается в общую экономическую стратегию России - это вопрос.

30 июня 2004

http://www.opec.ru

Док. 306433
Перв. публик.: 21.07.04
Последн. ред.: 21.05.07
Число обращений: 342

  • Ведев Алексей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``