В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Ведев: Удивительно, почему ужасная московская погода еще не стала драйвером российских акций... Назад
Алексей Ведев: Удивительно, почему ужасная московская погода еще не стала драйвером российских акций...
Алексей Леонидович, одной из главных тем совещания Президента с членами правительства стала ситуация на фондовом рынке. Герман Греф высказал мнение, что российский фондовый рынок, прежде всего, реагирует на изменения в правительстве, а вот Олег Вьюгин назвал три другие причины нестабильности российского фондового рынка: изменение валютной политики Центрального Банка, ожидание повышения ставок ФРС США и, наконец, дело ЮКОСа. При этом Вьюгин подчеркнул, что золотой век российских акций прошел, и начинаются структурные преобразования, поскольку физический объем акций на рынке не растет, а растет только их курс. С вашей точки зрения, насколько адекватно представление власти о российском фондовом рынке и что подразумевается под структурными преобразованиями?

Я согласен с большинством позиций г-на Вьюгина и могу высказать свою точку зрения, которую отстаиваю последние несколько лет о том, что российский рынок акций: а) узок; б) крайне спекулятивен; в) абсолютно не связан с макроэкономической ситуацией. Относительно узости - довольно странная ситуация, когда инвестор, который выходит с портфелем в $50 млн., способен увеличить капитализацию российских компаний на $1 млрд. и просто сбить рынок. Действительно, это смешная ситуация, к которой нельзя относиться серьезно. Галопирующий рост цен на акции в первом квартале и последующее его падение абсолютно никак не связаны с макроэкономической ситуацией. Это тоже достаточно странная ситуация. Выходят различные макроэкономические данные о темпах роста, о средней рентабельности реального сектора и т.д. Это носит даже не новостной характер, когда любые новости формируются вокруг 5-7 компаний, которые называются "голубыми фишками", они способны в корне изменить все тенденции на фондовом рынке. Понятно, что ни к фондовому рынку, ни к этому пересчету капитализации компаний серьезно относиться нельзя. В этом мне видятся основные проблемы.
Возможно, что какие-то структурные изменения могут произойти, даже если мы опустим содержательную часть этого процесса. Так или иначе, совершенно непонятно, что изменится, если фондовый рынок как минимум не расширится.

А власть может как-то повлиять на этот процесс, или он только эволюционный?

Конечно, это эволюционный процесс, как и на каждом рынке. Власть может влиять прямо через законодательство, косвенно и просто содействуя общему эволюционному развитию различных сегментов финансового рынка, в том числе, и фондового. Это проблема всей финансовой системы, в том числе, и фондового рынка. Это абсолютно узкий сегмент, который ни от чего не зависит. На этом спекулятивном сегменте происходят какие-то вещи, традиционно в мировом смысле (по аналогии с Европой и США) воспринимающиеся как некая макроэкономическая новость, коей они не являются. Из того, что индекс РТС превысил 700 пунктов, а потом упал до 530 пунктов, не следует ничего.

Если власть проводит какие-то изменения в законодательстве, компании, которые еще не являются участниками фондового рынка, увидев эти изменения в законодательстве, могли бы решить, что сейчас настало время проводить IPO. Но при этом параллельно есть дело ЮКОСа, есть недоверие к власти с точки зрения безопасности бизнеса. Можно ли надеяться, что компании решат выходить на рынок в таких условиях?

Надежд нет никаких. Надо решить фундаментальные вопросы, к коим относятся вопросы приватизации и развития крупнейших компаний с политической точки зрения. Снижение политических рисков и достижение договоренности между реальными активами (нефть, газ, цветные и черные металлы - то, что лежит в земле) и отношениями собственности на них. После этого появятся не спекулянты, а стратегические инвесторы, которым будет понятно: а) во что они инвестируют - в реальные активы); б) с кем они будут договариваться - с реальными собственниками. Кто это будет - государство или частные лица - является уже вторичным вопросом, но крайне важным, потому что для стратегических инвесторов важно ответить на вопрос, кто эти лица и с кем можно договариваться по поводу вложения настоящих денег в настоящие активы.

А то, что фондовый рынок реагирует на изменения в правительстве, практикой подтверждается?

Скорее всего, подтверждается, как и подтверждается то, что любой узкий спекулятивный рынок реагирует на любые новости. Я не исключаю, что он может точно так же реагировать и на погоду в Москве, и на любые другие новостные мотивы. Так или иначе, любой узкий сегмент будет реагировать на любые новости.

23 июня 2004

http://www.opec.ru

Док. 306414
Перв. публик.: 21.07.04
Последн. ред.: 21.05.07
Число обращений: 329

  • Ведев Алексей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``