В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Персона грата`: Сергей Круглик 16/10/06 Назад
`Персона грата`: Сергей Круглик 16/10/06
Масштабные долгосрочные проекты поначалу даже у завзятых скептиков способны вызывать осторожный оптимизм. Но надолго этого заряда не хватит. Если обещания ничем не подкреплять, отряд скептиков будет стремительно расти. Однако ясно и другое: чем масштабнее планы, тем сложнее добиться ощутимых результатов. О реализации проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" - беседа Виталия Ушканова с руководителем Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергеем Кругликом.

- Когда власть объявила о национальном проекте "Доступное и комфортное жилье", никто не обещал, что все будет легко и быстро. Но, как мне кажется, власть не ожидала и такого трудного старта, того, сколько проблем придется решать разом. Я прав?

Круглик: Нет. Работа по жилищному проекту была начата года за полтора-два до того, как президент объявил о национальных приоритетах. На федеральном уровне все понимали, какая многотрудная задача стоит перед государством. Масштабность проблем, которые были затронуты в этом проекте, осознавалась всеми ветвями власти.

- В рамках проекта надо решить двуединую задачу: обеспечить увеличение спроса на жилье и увеличить предложение на рынке недвижимости. Какая часть задачи, на ваш взгляд, сложнее?

Круглик: Безусловно, та, что связана с предложением. Формирование спроса связано с доходами граждан и образованием кредитно-финансовых механизмов. Решить эту проблему можно путем повышения заработной платы. При нормальном росте экономики это просто передвижение неких планок. Что же касается увеличения предложения, то для этого необходимо изменить поведение властей в рамках их полномочий. Разруха в головах у огромной гвардии чиновников всех уровней - вот важнейшая проблема. Необходимо сформировать систему или условия работы бизнеса по тем решениям, которые должны принять власть. Причем формирование решений должно быть сбалансировано между всеми тремя уровнями власти: федеральной, субъектов и муниципалитетов. Нужно развернуть работу так, чтобы бизнесу было интересно приходить на этот рынок.

- Местные власти должны способствовать тому, чтобы строилось больше качественного и недорогого жилья. Как вы думаете, наши муниципалитеты готовы к решению этой задачи?

Круглик: У нас 24 тысячи муниципальных образований. Правила землепользования и застройки есть примерно в 15-20 образованьях, разработка ведется в 30-40. Чтобы все нормально развивалось, в 2 тысячах надо в первоочередном порядке устанавливать правила землепользования, застройки, градостроительные решения.

- И какие у вас есть рычаги?

Круглик: Никаких. У нас есть система ответственности за любые действия, но нет системы ответственности за бездействие. А это как раз та работа, которую можно не делать.

- И что делать? Создавать такую систему?

Круглик: Первые попытки мы предприняли. Прошли в первом чтении поправки в Административный кодекс, где на один из федеральных органов исполнительной власти возлагается функция контроля. Но что делать, если обнаружено, что господин N не выполняет своих обязательств? Ни Уголовный кодекс, ни Гражданский никакой ответственности за это не предусматривают.

- А вышестоящий начальник этого чиновника не может на него крикнуть, уволить его?

Круглик: Если мы хотим построить систему, в ней должна действовать градация мотиваций - экономических, административных. Крикнуть - это из другой системы. Крикнуть можно в разовом порядке. Один раз на одного. Но когда не работает система, никаких результатов не добиться. Нужно найти оптимальные механизмы ответственности и меры ответственности за бездействие. Мы их ищем. А пока разрабатываем систему контроля. Но вы же понимаете, что проконтролировать поведение 24 тысяч и даже 2 тысяч муниципальных образований крайне сложно.

- Любое строительство начинается с выделения земельных участков. Губернатор вашей родной Иркутской области Тишанин предложил выделять участки застройщикам бесплатно и пояснил, что имеет в виду не распределенную в областном центре землю, которой, по его словам, немало - около 70 процентов. Как вам идея?

Круглик: Идеи не должны расходиться с законом. А в законе у нас написано, что все земли для жилищного строительства продаются с аукциона. А что такое аукцион? Это цена. Поэтому бесплатно уже не получится.

- Но эта цена потом входит в стоимость квадратного метра жилья...

Круглик: С одной стороны, безусловно, входит. С другой стороны, эти деньги приходят в бюджет муниципального образованья, и их можно направить на решение социальных проблем, стоящих перед местными властями. Это и обеспечение жильем, и строительство объектов социальной инфраструктуры, и многие другие вещи.

- Предположим, участок получен. Но дом, как известно, в чистом поле не построить. А инфраструктура - дело дорогостоящее. Есть ли в России места, где успешно привлекают частные инвестиции для создания этой инфраструктуры?

Круглик: Есть, и очень много. Сегодня уже не просто города занимаются подготовкой инженерной инфраструктуры, сегодня сюда пришел серьезный бизнес. Мы с крупными бизнесменами обсуждали крупные проекты, которые будут реализовываться в Подмосковье, в Чувашии, в Екатеринбурге и многих других регионах.

- В основе нацпроекта "Доступное жилье" лежит программа "Жилище", в которой прописано, что наименее обеспеченным нашим согражданам государство выделяет средства на покупку жилья. Кто может рассчитывать на такое счастье?

Круглик: Финансирование там заложено не в полном объеме. Для переселенцев с Севера - всего 4 процента, для тех, кто пострадал от радиационных катастроф, для чернобыльцев - немного больше. Причем оформляется это в форме субвенций в межбюджетных отношениях между федерацией и субъектом. Основная категория, чьи проблемы решаются в большем объеме, - люди в погонах.

Радио России

Док. 306203
Перв. публик.: 16.10.06
Последн. ред.: 20.05.07
Число обращений: 467

  • Круглик Сергей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``